г. Краснодар |
|
23 мая 2021 г. |
Дело N А53-14981/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180) - Антоненко Н.К. (доверенность от 29.01.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А53-14981/2020, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 3 предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 02.03.2020 N 23-015/20П.
Решением суда от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что оспариваемое обществом предписание в части пункта 3 не противоречит нормам действующего законодательства, и соответствует критериям ясности и исполнимости.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что авария оборудования при его эксплуатации под давлением на опасном производственном объекте - это разрушение оборудования либо его основных элементов (одного или нескольких), а инцидент - это повреждение отдельных деталей, труб или узлов основных элементов оборудования. В рассматриваемом случае прямоточный котел ТПП-110 энергоблока N 1 - это оборудование. Согласно паспортным данным котла ТПП-110 перепускной трубопровод байпаса ВРЧ (верхней радиационной части) и РОУ-2 (редукционного охладительного устройства) находится в разделе "Данные о трубах котла и трубопроводах в пределах котла", следовательно, именно трубопровод является основным элементом оборудования, состоящий из отдельных сборочных единиц, в т. ч. гибов. Восстановительный ремонт оборудования (котла ТПП-10) не производился, как и не производилась и замена разрушенного трубопровода, а была произведена только замена поврежденного гиба трубопровода, т. е. замена поврежденного участка (детали, узла) основного элемента оборудования, что свидетельствует о произошедшем "инциденте", а не "аварии". В момент события 23.01.2020 не было недопустимого повышения избыточного давления рабочей среды, следовательно, событие не соответствует критериям понятия "авария". Рассматриваемое событие для общества является штатной ситуацией, связанной с конструктивными особенностями пуска энергоблока N 1. Общество квалифицировало произошедшее 23.01.2020 событие как инцидент, ввиду чего сообщение об инциденте направлено на адрес электронной почты управления, указанный в письме от 13.01.2016 N 163/20-08.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2020 N рп-271-173-0 в целях проверки сведений, опубликованных в информационных ресурсах средств массовой информации (сеть "Интернет") и мотивированного представления начальника межрегионального отдела по надзору за оборудованием (работающим под избыточным давлением) о нарушениях в сфере промышленной безопасности и возможной угрозе жизни и здоровью граждан, с 04.02.2020 по 02.03.2020 управление провело внеплановую проверку общества на объектах филиала общества - Новочеркасская ГРЭС, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, шоссе Багаевское, д. 10, в ходе которой выявило нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.
В ходе проверки в т. ч. установлено, что на Новочеркасской ГРЭС произошел разрыв части гиба перепускного трубопровода байпаса верхней радиационной части (далее - ВРЧ) и редукционного охладительного устройства - 2 (далее - РОУ-2) котла ТПП-110 энергоблока N 1 КТЦ-1 (далее - перепускной трубопровод). Согласно паспортным данным перепускной трубопровод находится в разделе "Данные о трубах котла и трубопроводах в пределах котла" и является основным элементом котла.
Согласно записи в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях Новочеркасской ГРЭС, разрыв перепускного трубопровода произошел 23.01.2020 в 08 часов 46 минут, однако в течение 24 часов с момента аварии филиал общества - Новочеркасская ГРЭС не передал в управление оперативное сообщение об аварии, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 Порядка N 480, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), подпункта 1 пункта 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480 (далее - Порядок N 480).
По результатам проверки управление составило акт от 02.03.2020 N 23-015/20 и выдало обществу предписание от 02.03.2020 N 23-015/20П об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством, иными правовыми актами и нормативно-техническими документами в сфере промышленной безопасности, в части пунктов 1, 2, 18, 19, 20, 29 - в срок до 25.12.2020 и в части пунктов 3, 4, 5, 6 -17, 23 - 28, 30 - 34 - в срок до 06.07.2020.
В пункте 3 предписания от 02.03.2020 N 23-015/20П указано, что в течение 24 часов с момента возникновения аварии филиал общества - Новочеркасская ГРЭС не передал в управление оперативное сообщение об аварии, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 Порядка N 480.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало пункт 3 предписания управления от 02.03.2020 N 23-015/20П в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона N 116-ФЗ); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона N 116-ФЗ; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных Законом N 116-ФЗ; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона N 116-ФЗ; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Закона N 116-ФЗ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 116-ФЗ по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 480 организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующее мероприятие - передает оперативное сообщение об аварии, инциденте в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент. Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
Согласно приложению N 1 к Правилам промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116 (далее - Правила N 116) основными элементами (частями) котла являются входящие в состав его конструкции согласно проекту экономайзеры, поверхности нагрева, пароперегреватели, барабаны, циклоны, теплообменные аппараты, коллекторы, необогреваемые трубопроводы в пределах границ котла (опускные, перепускные, соединительные трубопроводы), испытывающие воздействие избыточного давления и температуры рабочей среды (вода, пар), а также топка, газоходы, воздухоподогреватели.
Авария оборудования при его эксплуатации под давлением на опасном производственном объекте - это разрушение оборудования либо его основных элементов (одного или нескольких), сопровождающееся раскрытием (разрывом) стенок корпуса и иных элементов оборудования, с выбросом расширяющейся в объеме среды и возможным разлетом осколков, произошедшее вследствие недопустимого повышения избыточного давления рабочей среды либо по причине потери прочностных свойств конструктивных материалов оборудования в результате развития дефектов в процессе его эксплуатации, из-за которого невозможно восстановление работоспособного состояния оборудования либо требуется восстановительный ремонт или замена разрушенных основных элементов оборудования; разрушение оборудования или его основных элементов при работе под давлением и опорных металлоконструкций (каркаса) с полной или частичной потерей несущей способности под действием внешних факторов: механического воздействия на наружную поверхность элемента либо неконтролируемого взрыва и (или) пожара, приведших к аварии оборудования.
Суды установили, что 23.01.2020 в 08 часов 46 минут на Новочеркасской ГРЭС произошел разрыв части гиба перепускного трубопровода, однако в течение 24 часов с момента возникновения аварии филиал общества - Новочеркасская ГРЭС не передал в управление оперативное сообщение об аварии, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 Порядка N 480, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 статьи 12 Закона N 116-ФЗ, пункта 6 Порядка N 480. Документальные доказательства обратного общество не представило.
Суды критически оценили доводы общества о том, что данное происшествие необходимо классифицировать не как авария, а как инцидент, так как произошло раскрытие отдельного элемента трубопровода (перепускного трубопровода байпаса ВРЧ и РОУ-2), при этом, каркас и несущие конструкции самого котла не повреждены, недопустимое повышение избыточного давления рабочей среды не выявлено, отметив, что в соответствии с заключением Лаборатории металлов и сварки филиала общества - Новочеркасская ГРЭС от 27.01.2020 N 09Тр/20, в результате проведенных исследований поврежденного трубопровода установлено, что причиной повреждения стало развитие термо-усталостных трещин на растянутой и нейтральных сторонах гиба вследствие заброса пароводяной смеси в период проведения пусков котла (недостаток конструкции пусковой схемы котла). При этом суды учли, что согласно паспорту котла 4/ТПП-110, перепускной трубопровод находится в разделе "Данные о трубах котла и трубопроводах в пределах котла", т. е. в пределах границ котла, и в соответствии с приложением 1 к Правилам N 116 является основным элементом котла.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали верный вывод о законности пункта 3 предписания управления от 02.03.2020 N 23-015/20П и мотивированно отказали обществу в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 3 оспариваемого предписания.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А53-14981/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.