Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2021 г. N Ф08-3571/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2021 г. |
дело N А53-14981/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ПАО "ОГК-2": представитель Антоненко Н.К., по доверенности от 29.01.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.10.2020 по делу N А53-14981/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГРН: 1052600002180, ИНН: 2607018122)
к Северо-Кавказскому Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 2310009818, ОГРН: 1022301623684)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - заявитель, ПАО "ОГК-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, управление) от 02.03.2020 N 23-015/20П.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ОГК-2" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в данном случае не было аварии, а происшествие необходимо классифицировать как инцидент, так как произошло раскрытие отдельного элемента Трубопровода, а именно "перепускного трубопровода байпаса ВРЧ и РОУ-2", при этом, каркас и несущие конструкции самого котла не повреждены.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "ОГК-2" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 04.02.2020 по 02.03.2020 Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - Управление) в отношении филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС была проведена внеплановая проверка в соответствии с распоряжением Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 28.01.2020 N рп-271-173-0 с целью проверки сведений, опубликованных на информационных ресурсах средств массовой информации (сеть "Интернет") и мотивированного представления начальника межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под избыточным давлением о нарушениях в сфере промышленной безопасности и возможной угрозе жизни и здоровью граждан. Внеплановая проверка согласована решением прокуратуры Ростовской области от 29.01.2020 N 7/3-111/20-2020.
В ходе проверки на объектах филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС, расположенных по адресу: 346448, Ростовская область, г. Новочеркасск, шоссе Багаевское, д. 10, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 02.03.2020 N 23-015/20, а также ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований, установленных законодательством, иными правовыми актами и нормативно-техническими документами в сфере промышленной безопасности от 02.03.2020 N 23-015/20П сроком устранения до 25.12.2020 (п.1, 2,18, 19, 20, 29) и до 06.07.2020 (п.3, 4,5,6-17,23-28, 30-34).
Пунктом 3 предписания от 02.03.2020 N 23-015/20П установлено, что Филиалом ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС не передано оперативное сообщение об аварии, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложения N 1 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, зарегистрированным Минюстом РФ 08.12.2011, регистрационный N 22520, в течение 24 часов с момента возникновения аварии в Северо-Кавказское управление Федеральной службе по экологи чес кому, технологическому и атомному надзору. В ходе проверки было выявлено, что на Новочеркасской ГРЭС произошел разрыв части гиба перепускного трубопровода байпаса ВРЧ и РОУ-2 котла ТПП-110 | энергоблока N1 КТЦ-1 (далее - перепускной трубопровод). Перепускной трубопровод согласно паспортным данным, находится в разделе: "Данные о трубах котла и трубопроводах в пределах котла", а значит, является основным элементом котла. Руководствуюсь приложением 1 к ФНП ОРПД основными элементами (частями) котла являются... необогреваемые трубопроводы в пределах границ котла (опускные, перепускные, соединительные трубопроводы). Авария оборудования при ее эксплуатации под давлением на ОПО: - разрушение оборудования либо ее основных элементов (одного или нескольких), сопровождающееся раскрытием (разрывом) стенок корпуса и иных элементов оборудования, с выбросом расширяющейся в объеме среды и возможным разлетом осколков, произошедшее вследствие недопустимого повышения избыточного давления рабочей среды,...из-за которого невозможно восстановление работоспособного состояния оборудования либо требуется восстановительный ремонт или замена разрушенных основных элементов оборудования; - разрушение оборудования или его основных элементов при работе под давлен и ем. Согласно сделанной записи в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях Новочеркасской ГРЭС, разрыв перепускного трубопровода произошел 23.01.2020 в 08 часов 46 минут, что является нарушением 4.1 и ч.2 ст.9, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; 4.1 п.6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленно о назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480.
Полагая, что п. 3 выданного предписания является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на заявителя обязанности по передаче оперативного сообщения об аварии, оформленного согласно Приложению N 1 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, зарегистрированного Министерством Юстиции РФ 08.12.2011 N 22520, ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным предписания от 02.03.2020 N 23-015/20П.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного Кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно преамбуле Закона N 116-ФЗ данный федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (абзац 1).
Положения настоящего Закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (абзац 2 преамбулы Закона N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
В части 1 статьи 12 Закона N 116-ФЗ указано, что по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Порядок N 480), определяющий процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
В соответствии с пунктом 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480, зарегистрированного Минюстом Российской Федерации 08.12.2011, peг. N 22520 (далее - Порядок), организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующее мероприятие -передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент.
Согласно того же пункту Порядка, передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
Как следует из материалов дела, с 04.02.2020 по 02.03.2020 Управлением в отношении филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что Филиалом ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС не передано оперативное сообщение об аварии, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложения N 1 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года N 480, зарегистрированным Минюстом РФ 8 декабря 2011 года, регистрационный N 22520, в течение 24 часов с момента возникновения аварии в Северо-Кавказское управление Федеральной службе по экологи чес кому, технологическому и атомному надзору. В ходе проверки было выявлено, что на Новочеркасской ГРЭС произошел разрыв части гиба перепускного трубопровода байпаса ВРЧ и РОУ-2 котла ТПП-110 | энергоблока N1 КТЦ-1 (далее - перепускной трубопровод). Перепускной трубопровод согласно паспортным данным, находится в разделе: "Данные о трубах котла и трубопроводах в пределах котла", а значит, является основным элементом котла. Руководствуюсь приложением 1 к ФНП ОРПД основными элементами (частями) котла являются... необогреваемые трубопроводы в пределах границ котла (опускные, перепускные, соединительные трубопроводы). Авария оборудования при ее эксплуатации под давлением на ОПО: - разрушение оборудования либо ее основных элементов (одного или нескольких), сопровождающееся раскрытием (разрывом) стенок корпуса и иных элементов оборудования, с выбросом расширяющейся в объеме среды и возможным разлетом осколков, произошедшее вследствие недопустимого повышения избыточного давления рабочей среды, из-за которого невозможно восстановление работоспособного состояния оборудования либо требуется восстановительный ремонт или замена разрушенных основных элементов оборудования; - разрушение оборудования или его основных элементов при работе под давлен и ем. Согласно сделанной записи в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях Новочеркасской ГРЭС, разрыв перепускного трубопровода произошел 23.01.2020 в 08 часов 46 минут, что является нарушением ч. 1 и ч. 2 ст. 9, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; 4.1 п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленно о назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480.
Возражая против п.3 выданного предписания ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС указывает, что согласно паспорту парового котла регистрационный N 3729/К, на энергоблоке Филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС N 1 установлен прямоточный котёл Пп-950/255ж, после перемаркировки Пп-830(950) /255ж модели ТПН-110.
13.01.2020 в 08 часов 46 минут произошло повреждение байпаса верхней радиационной части (ВРЧ) и редукционного охладительного устройства (РОУ-2). Причиной повреждения стало развитие термо-усталостных трещин на растянутой и нейтральных сторонах гиба, вследствие заброса пароводяной смеси в период проведения пусков котла (недостаток конструкции пусковой схемы котла, установленный Актом технического расследования на опасном производственном объекте, произошедшего 23.01.2020 N 5.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что в данном случае не было аварии, а происшествие необходимо классифицировать как инцидент, так как произошло раскрытие отдельного элемента Трубопровода, а именно "перепускного трубопровода байпаса ВРЧ и РОУ-2", при этом, каркас и несущие конструкции самого котла не повреждены.
В соответствии с паспортом парового котла N 3729/К трубопровод байпаса ВРЧ и РОУ-2 определен как "Трубопроводы в пределах котла". Недопустимого повышения избыточного давления рабочей среды не было. Давление до ВЗ (в том числе трубопровод байпаса ВРЧ и РОУ-2) поддерживалось в соответствии с п.6.4.47; 6.4.64 производственной инструкцией по эксплуатации прямоточного, когда ТПП-110 на уровне 240 ати (кгс/см2), при проведении пусковых операции до момента повреждения гиба, о чем свидетельствуют диаграммы "Р до ВЗ н В блок 1" и "Р до ВЗ н Г блок I". При этом, в соответствии с п. 6.2. инструкции по эксплуатации прямоточного котла ТПП-110 и удостоверению о качестве изготовления котла N 1, давление на выходе из подогревателя в номинальном режиме составляет 255 кгс/см2.
В соответствии с заключением Лаборатории металлов и сварки Филиала НЛО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС от 27.01.2020 N 09Тр/20, в результате проведенных исследований поврежденного трубопровода выявлено, что причиной повреждения стало развитие термо-усталостных трещин на растянутой и нейтральных сторонах гиба вследствие заброса пароводяной смеси в период проведения пусков котла (недостаток конструкции пусковой схемы котла).
Апелляционной коллегией также отклоняются доводы общества о том, что предписание в оспариваемой части является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на заявителя обязанности по передаче оперативного сообщения об аварии, оформленного согласно Приложению N 1 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, зарегистрированного Министерством Юстиции РФ 08.12.2011 N 22520, ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС.
Как следует из материалов проверки, на Новочеркасской ГРЭС 23.01.2020 произошел разрыв части гиба перепускного трубопровода байпаса ВРЧ (верхней радиационной части) и РОУ-2 (редукционного охладительного устройства) котла ТПП-110 энергоблока N 1 КТЦ-1.
Согласно паспортным данным (лист 17), а именно разделу паспорта "Данные о трубах котла и трубопроводах в пределах котла" 4/ТПП-110 перепускной трубопровод, находится в пределах границ котла и в соответствии с приложением 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, является основным элементом котла.
Согласно приложению 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 -основными элементами (частями) котла являются входящие в состав его конструкции согласно проекту экономайзеры, поверхности нагрева, пароперегреватели, барабаны, циклоны, теплообменные аппараты, коллекторы, необогреваемые трубопроводы в пределах границ котла (опускные, перепускные, соединительные трубопроводы), испытывающие воздействие избыточного давления и температуры рабочей среды (вода, пар), а также топка, газоходы, воздухоподогреватели.
Согласно приложению 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 -авария оборудования при его эксплуатации под давлением на ОПО: разрушение оборудования либо его основных элементов (одного или нескольких), сопровождающееся раскрытием (разрывом) стенок корпуса и иных элементов оборудования, с выбросом расширяющейся в объеме среды и возможным разлетом осколков, произошедшее вследствие недопустимого повышения избыточного давления рабочей среды либо по причине потери прочностных свойств конструктивных материалов оборудования в результате развития дефектов в процессе его эксплуатации, из-за которого невозможно восстановление работоспособного состояния оборудования либо требуется восстановительный ремонт или замена разрушенных основных элементов оборудования; разрушение оборудования или его основных элементов при работе под давлением.
В соответствии с пунктом 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480, организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующее мероприятие - передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент.
Согласно тому же пункту Порядка, передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
Однако, судом первой инстанции установлено, что оперативное сообщение от филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС в адрес управления не поступало, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС не обеспечило соблюдение требований действующих норм и правил, тем самым нарушив ч. 1 и ч. 2 ст. 9, ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; 4.1 п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленно о назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N480.
Предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Судом правомерно указано, что управлением доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи ПАО "ОГК-2" Новочеркасская ГРЭС предписания от 02.03.2020 N 23-015/20П, в том числе в части п. 3 указанного предписания, сроком устранения нарушений до 06.07.2020. Заявитель не представил доказательства того, что указанное предписание является неисполнимым.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что п. 3 предписания от 02.03.2020 N 23-015/20П соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обществом отказано.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-14981/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14981/2020
Истец: ПАО "ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ", ПАО Филиал "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Новочеркасская ГРЭС
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, Северо-кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Третье лицо: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ