г. Краснодар |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А32-20619/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - Администрации муниципального образования Мостовской район (ИНН 2342010887, ОГРН 1022304340992) и заинтересованного лица - отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (ИНН 2308085917, ОГРН 1022301224945), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования Мостовской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А32-20619/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования Мостовский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к отделу государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - отдел) о признании недействительным пункта 2 предписания от 03.03.2020 N 1 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 21.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного администрацией требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного администрацией требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого предписания отдела.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Администрация с целью исполнения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2020 году разработала план действий но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район, утвержденный главой муниципального образования Мостовский район. Действующее законодательство не содержит указание на необходимость согласования с кем либо планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных на уровне муниципального образования субъекта Российской Федерации; Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов, утвержденные МЧС России 18.08.2003 (далее - Методические рекомендации), разделом 3 которых предусмотрена обязанность по согласованию планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не являются нормативным правовым актом и не подлежат применению. Отдел не представил в материалы дела доказательства того, что пункт 2 предписания от 03.03.2020 N 1 соответствует действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы администрации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 23.01.2020 N 3-мо, отдел провел плановую выездную проверку администрации, в ходе которой выявил следующие нарушения обязательных требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", подпункта "а" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера" (далее - Закона N 68-ФЗ), пункта 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденного постановлением Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), пунктов 4, 11 - 14 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091, администрация не обеспечила выполнение обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования). Учрежденное администрацией казённое учреждение "Аварийно-спасательный отряд Мостовского района "КАЗАК-СПАС" не аттестовано на проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного уровня реагирования на территории Мостовского района.
В нарушение требований статьи 7 Закона N 68-ФЗ, пунктов 16, 23, подпункта "а" пункта 28 Положения N 794, Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденной постановлением главы (губернатора) Краснодарского края от 02.11.2005 N 1007 (далее - Положение N 1007), администрация не обеспечила переработку в установленные сроки, согласование и утверждение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район.
Зафиксировав выявленные нарушения в акте проверки от 03.03.2020 N 3, отдел выдал администрации предписание от 03.03.2020 N 1, которым обществу предписано в срок до 31.12.2020 обеспечить выполнение обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования). Обеспечить установленным порядком аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного уровня реагирования на территории Мостовского района, утвержденного администрацией муниципального образования Мостовский район муниципального казенного учреждения "Аварийно-спасательный отряд Мостовского района "КАЗАК-СПАС" (пункт 1); в срок до 30.05.2020 обеспечить переработку, согласование и утверждение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район (пункт 2).
Полагая, что пункт 2 предписания отдела является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного администрацией требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с положениями статей 17 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения, доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Законом N 68-ФЗ.
В силу статьи 4 Закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования разрабатывается в соответствии с требованиями пункта "о" части 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ, пункта 23 Положения N 794, пункта 23 Положения N 1007.
Согласно пункту 10 Положения N 794 Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю является постоянно действующим органом управления территориальной подсистемы РСЧС на территории Краснодарского края.
На основании пункта 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, одной из основных задач Главного управления МЧС России субъекта является осуществление управлением в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Пунктом 23 Положения N 794 установлено, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ливидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Положению N 1007 на территории Краснодарского края организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю.
В целях придания плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций единого правового статуса, приведения всех документов к единому формату, установления единого срока действия, порядка утверждения и согласования, разработаны Методические рекомендации, а также Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одобренный решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 21.04.2014 N 6 (далее - Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Поскольку положениями Методических рекомендаций и Порядком разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено, что план действий подлежит согласованию с территориальными органами МЧС России, суды сделали правильный вывод о том, что пункт 2 оспариваемого предписания отдела является законным и не нарушает права и законные интересы администрации.
Доказательства того, что пункт 2 оспариваемого предписания является неисполнимым, администрация не представила, а судебные инстанции не установили.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А32-20619/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Пунктом 23 Положения N 794 установлено, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ливидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2021 г. N Ф08-3916/21 по делу N А32-20619/2020