город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2021 г. N Ф08-3916/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
дело N А32-20619/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Мостовский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.10.2020 по делу N А32-20619/2020
по заявлению Администрации муниципального образования Мостовский район
(ИНН 2342010887, ОГРН 1022304340992)
к Отделу государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (ИНН: 2308085917, ОГРН: 1022301224945)
о признании недействительным пункта 2 предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Мостовский район (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 2 предписания отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее -контролирующий орган) от 03.03.2020 N 1, вынесенного в отношении администрации муниципального образования Мостовский район (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Мостовский район обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действующее законодательство не требует согласования Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район. В пункте 2 предписания отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 3 марта 2020 г. N 1, указано на необходимость согласования администрацией муниципального образования Мостовский район Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район, но с кем необходимо провести согласование не указано.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования Мостовский район зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН 1022304340992, дата присвоения ОГРН: 04.10.2002, ИНН 2342010887, адрес (место нахождения): Краснодарский край, Мостовский район, пгт. Мостовской, ул. Горького, д.139.
На основании приказа Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 23.01.2020 N 3-мо "О проведении плановой выездной проверки администрации муниципального образования Мостовский район" контролирующим органом была проведена плановая выездная проверка заявителя, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1) Администрацией муниципального образования Мостовский район не обеспечено выполнение обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования). Учреждённое администрацией муниципального образования Мостовский район муниципальное казённое учреждение "Аварийно-спасательный отряд Мостовского района "КАЗАК-СПАС" не аттестовано установленным порядком на проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного уровня реагирования на территории Мостовского района;
2) Администрацией муниципального образования Мостовский район не обеспечена переработка в установленные сроки, согласование и утверждение Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.03.2020 N 3.
По итогам проверки администрации муниципального образования Мостовский район выдано предписание по устранению нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 03.03.2020 N 1 со сроком исполнения до 31.12.2020 (пункта 1), до 30.05.2020 (пункта 2).
Администрация, не согласившись с пунктом 2 предписания контролирующего органа, обратилась в арбитражный суд с требованием по настоящему делу о признании его незаконным в указанной части.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) действие данного Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Из статей 17 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) следует, что органы государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения, доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании акта проверки от 03.03.2020 N 3, составленного по результатам проведения плановой выездной проверки администрации муниципального образования Мостовский район, в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом 2.9 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заявителю было выдано предписание по устранению нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 03.03.2020 N 1, которым, в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указано юридическому лицу выполнить следующие мероприятия:
1. Обеспечить выполнение обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования). Обеспечить установленным порядком аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного уровня реагирования на территории Мостовского района, утвержденного администрацией муниципального образования Мостовский район муниципального казенного учреждения "Аварийно-спасательный отряд Мостовского района "КАЗАК-СПАС". Срок устранения нарушения - 31 декабря 2020 года;
2. Обеспечить переработку, согласование и утверждение Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район. Срок устранения нарушения -30 мая 2020 года.
Апелляционной коллегией не принимается довод Администрации о том, что действующее законодательство не требует согласования Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Мостовский район.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования разрабатывается в соответствии с требованиями пункта "о" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12 2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление Правительства РФ N 794), пунктом 23 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.11.2005 N 1007 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края" (далее - постановление губернатора N 1007).
Согласно пункту 10 Постановления правительства РФ N 794 Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю является постоянно действующим органом управления территориальной подсистемы РСЧС на территории Краснодарского края.
На основании пункта 11 "Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", утвержденного Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, одной из основных задач Главного управления МЧС России субъекта является осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Пунктом 23 Постановления Правительства РФ N 794 определено, что организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В частности, на территории Краснодарского края, согласно постановлению губернатора N 1007, Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю.
В целях придания Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций единого правового статуса, приведения всех документов к единому формату, установления единого срока действия, порядка утверждения и согласования, были разработаны "Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов", утвержденные заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Кирилловым Г.Н. 18.08.2003, а также "Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", одобренный решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 21.04.2014 N 6.
В данных руководящих документах содержатся положения, согласно которым План действий подлежит согласованию с территориальными органами МЧС России.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности и обоснованности пункта 2 предписания контролирующего органа, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом. В связи с чем, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2020 по делу N А32-20619/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20619/2020
Истец: Администрация МО Мостовский район, Администрация муниципального образования Моствоской район, Администрация муниципального образования Мостовский район, Администрация муниципального образования Мостовской район
Ответчик: Начальник отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС министерства гражданской обороны и ВС КК Д.Д. Левченко, Отдел государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Кранодарского края