г. Краснодар |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А20-4311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Карданова С.В. (доверенность от 29.04.2021), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009680, ОГРН 1040700234321) и третьих лиц: муниципального учреждения "Местная администрация сельского поселения Эльбрус" Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А20-4311/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (действующее наименование - публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ"; далее - общество) обратилось в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление Росреестра) с заявлением о признании незаконными и подлежащими отмене предписаний управления Росреестра от 20.06.2019 N N 188, 189, 190, от 21.06.2019 NN 191, 192, 193, 194, от 24.06.2019 NN 195, 196 и от 27.06.2019 NN 197, 198, 199.
Заявление основано на нормах статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и мотивировано незаконностью оспариваемых предписаний, нарушающих права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Местная администрация сельского поселения Эльбрус" Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация поселения) и муниципальное казенное учреждение "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что на основании распоряжения управления Росреестра от 23.05.2019 N 75 проведена плановая выездная проверка, предметом и целью которой являлось осуществление государственного земельного надзора и соблюдение обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. Нарушения отражены в актах проверки. Актом проверки от 20.06.2019 N 188 установлено, что общество использует земельный участок площадью 2634 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4792, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) 110 кВ, Л-87, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 20.06.2019 N 189 установлено, что общество использует земельный участок площадью 1144 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4794, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л466, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 20.06.2019 N 190 установлено, что общество использует земельный участок площадью 2537 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4796, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л107, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 191 установлено, что общество использует земельный участок площадью 1948 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4788, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) 110 кВ, Л9, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 192 установлено, что общество использует земельный участок площадью 914 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4791, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л10, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 193 установлено, что общество использует земельный участок площадью 842 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4795, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л99, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 194 установлено, что общество использует земельный участок площадью 563 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4790, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л106, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 24.06.2019 N 195 установлено, что общество использует земельный участок площадью 994,0 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4789, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л189, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 24.06.2019 N 196 установлено, что общество использует земельный участок площадью 2618,0 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4787, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л-8, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 27.06.2019 N 197 установлено, что общество использует земельный участок площадью 750 кв. м с кадастровым номером 07:11:0900000:1, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, пос. Терскол, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 27.06.2019 N 198 установлено, что общество использует земельный участок площадью 3720 кв. м с кадастровым номером 07:11:0801001:25, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, с.п. Эльбрус, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без заключения договора аренды в соответствии с постановлением главы местного самоуправления от 14.06.2019 N 141 и без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 27.06.2019 N 199 установлено, что общество использует земельный участок площадью 1782 кв. м с кадастровым номером 07:11:0700000:1, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, пос. Нейтрино, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без оформления прав на земельный участок и без государственной регистрации прав на него. В целях принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений земельного законодательства обществу вынесены следующие предписания со сроком устранения 3 месяца: от 20.06.2019 N 188 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 188; от 20.06.2019 N 189 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 189; от 20.06.2019 N 190 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 190; от 20.06.2019 N 191 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 191; от 21.06.2019 N 192 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 192; от 21.06.2019 N 193 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 193; от 20.06.2019 N 194 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 194; от 20.06.2019 N 195 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 195; от 20.06.2019 N 196 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 196; от 20.06.2019 N 197 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 197; от 20.06.2019 N 198 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 198; от 20.06.2019 N 199 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 199. Несогласие с названными предписаниями, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 15, 22, 24, 25, 29, 36, 40, 41, 43, 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодек), статей 17, 25 Закона N 294-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение о государственном земельном контроле) и подпунктом 5 пункта 9 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486. Факт использования земельных участков, указанных в оспариваемых предписаниях, под размещение объектов электроснабжения без оформленных прав на земельные участки подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается. Довод общества об отсутствии оснований для вынесения управлением Росреестра оспариваемых предписаний в связи с предпринятыми заявителем мерами по устранению нарушений земельного законодательства судами рассмотрен и отклонен. Из решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2016 по делу N А20-827/2016 следует, что филиалом общества - "Каббалкэнерго" заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 07:07:00000:4792, 07:07:00000:4794, 07:07:00000:4796, 07:07:00000:4788, 07:07:00000:4791, 07:07:00000:4795, 07:07:00000:4790, 07:07:00000:4789, 07:07:00000:4787 с неуполномоченным органом (учреждение). При этом в государственном кадастре недвижимости в отношении указанных земельных участков одна или несколько границ этих участков пересекают одну или несколько из границ других земельных участков. В этой связи решением по названному делу суд признал правомерным отказ управления Росреестра в регистрации договоров аренды указанных земельных участков. Для устранения выявленных нарушений и надлежащего оформления прав на земельные участки общество обязано было обратиться в надлежащий уполномоченный орган для оформления прав в отношении земельных участков, занятых объектами электроэнергетики. Устранение пересечения границ земельных участков в государственном кадастре недвижимости осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", посредством исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ таких участков. Однако до настоящего времени необходимые действия обществом не предприняты, права на земельные участки в установленном порядке не оформлены. Таким образом, обществом на протяжении длительного периода времени не предпринимались необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение норм земельного законодательства и на момент проведения проверки (с 20.06.2019 по 27.06.2019) правоустанавливающие документы на земельные участки не представлены. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:11:0700000:1 и 07:11:0900000:1, расположенными в Эльбрусском районе, на момент проведения проверки правоустанавливающие документы у филиала общества - "Каббалкэнерго" отсутствовали. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что в силу объективных причин не имело реальной возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности и предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения правонарушения. С учетом указанных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые обществом предписания об устранении нарушений земельного законодательства выданы управлением Росреестра законно.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В заявлении об оспаривании предписаний управления Росреестра общество указывало на то, что они являются неисполнимыми, в связи с чем, подлежат отмене ввиду их незаконности. Неисполнимость выражается в следующем. С целью оформления прав на используемые земельные участки общество неоднократно предпринимало попытки к заключению договора аренды путем направления администрации поселения соответствующих обращений. В связи с тем, что по обращению о заключении договора решение органом местного самоуправления не принято, общество обращалось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа в заключении договора аренды. Суд пришел к выводу о том, что имеет место незаконное бездействие администрации поселения по обращениям общества, изложенным в письмах от 10.11.2016 N МР8/КБФ/01/2544, 07.07.2017 МР8/6КБФ/01/1484, 30.10.2017 N МР8/КБФ/01/2580, от 24.01.2018 N МР8/КБФ/01/153. Однако указанное бездействие не привело к нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, так как полномочия на распоряжение данными земельными участками администрации поселения не передавались. Из содержания письма территориального управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике от 21.09.2018 N 01/2970, полученного обществом на обращение о необходимости заключения договора аренды, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:11:0700000:1 и 07:11:0900000:1 предоставить в аренду невозможно, поскольку они не значатся в собственности Российской Федерации. Вместе с тем, по обращению общества местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики вынесено постановление от 10.07.2015 N 352 "О предоставлении в аренду земельного участка". Между администрацией Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и обществом 10.07.2015 был заключен договор N 67 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, сроком на 49 лет. При этом в государственной регистрации права аренды отказано по той причине, что государственном кадастре недвижимости в отношении всех земельных участков, составляющих предмет договора аренды, содержалась информация, что одна или несколько из границ этих участков пересекает одну или несколько из границ других земельных участков. Законность отказа в государственной регистрации права аренды подтверждена решением от 20.12.2016 по делу N А20-827/2016. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом предпринимались исчерпывающие действия по оформлению и государственной регистрации прав на земельные участки, используемые в хозяйственной деятельности.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить. Пояснил, что расходы заявителя по уточнению границ земельных участков, на которых расположены объекты электроэнергетики, подлежат включению в регулируемую цену (тариф), то есть на конечных потребителей электроэнергии.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения управления Росреестра от 23.05.2019 N 75 проведена плановая, документарная и выездная проверка, целью которой являлось осуществление государственного земельного надзора и соблюдение обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. Нарушения отражены в актах проверки. Актом проверки от 20.06.2019 N 188 установлено, что общество использует земельный участок площадью 2634 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4792, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) 110 кВ, Л-87, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 20.06.2019 N 189 установлено, что общество использует земельный участок площадью 1144 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4794, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л466, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 20.06.2019 N 190 установлено, что общество использует земельный участок площадью 2537 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4796, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л107, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 191 установлено, что общество использует земельный участок площадью 1948 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4788, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) 110 кВ, Л9, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 192 установлено, что общество использует земельный участок площадью 914 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4791, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л10, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 193 установлено, что общество использует земельный участок площадью 842 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4795, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л99, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 21.06.2019 N 194 установлено, что общество использует земельный участок площадью 563 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4790, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л106, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 24.06.2019 N 195 установлено, что общество использует земельный участок площадью 994,0 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4789, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л189, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 24.06.2019 N 196 установлено, что общество использует земельный участок площадью 2618,0 кв. м с кадастровым номером 07:07:0000000:4787, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л-8, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 27.06.2019 N 197 установлено, что общество использует земельный участок площадью 750 кв. м с кадастровым номером 07:11:0900000:1, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, пос. Терскол, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 27.06.2019 N 198 установлено, что общество использует земельный участок площадью 3720 кв. м с кадастровым номером 07:11:0801001:25, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, с.п. Эльбрус, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без заключения договора аренды в соответствии с постановлением главы местного самоуправления от 14.06.2019 N 141 и без государственной регистрации прав на земельный участок. Актом проверки от 27.06.2019 N 199 установлено, что общество использует земельный участок площадью 1782 кв. м с кадастровым номером 07:11:0700000:1, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, пос. Нейтрино, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без оформления прав на земельный участок и без государственной регистрации прав на него.
В целях принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений земельного законодательства обществу вынесены следующие предписания со сроком устранения 3 месяца: от 20.06.2019 N 188 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 188; от 20.06.2019 N 189 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 189; от 20.06.2019 N 190 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 190; от 20.06.2019 N 191 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 191; от 21.06.2019 N 192 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 192; от 21.06.2019 N 193 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 193; от 20.06.2019 N 194 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 194; от 20.06.2019 N 195 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 195; от 20.06.2019 N 196 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 196; от 20.06.2019 N 197 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 197; от 20.06.2019 N 198 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 198; от 20.06.2019 N 199 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 199.
Общество, полагая, что предписания управления Росреестра от 20.06.2019 N N 188 - 190, от 21.06.2019 NN 191 - 194, от 24.06.2019 NN 195, 196 и от 27.06.2019 NN 197 - 199 незаконны и нарушают его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, оспорило их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 3 статьи 201 Кодекса).
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1 статьи 71 Земельного кодекса).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 71 Земельного кодекса).
Пунктами 1 и 5.1.14 Положения "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение о Росреестре), предусмотрено, что Федеральная служба по государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, государственного земельного надзора.
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном земельном контроле Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на такой земельный участок.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3 статьи 71 Земельного кодекса).
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункты 1, 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса).
В рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом, Законом N 294-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункты 6, 11 Положения о государственном земельном контроле).
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294 в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 71 Земельного кодекса).
При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Закона N 294-ФЗ при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
В этой связи предписание должностного лица административного органа должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны.
Назначение предписания заключается в приведении деятельности лица, которому оно адресовано, в соответствие с действующим законодательством, поэтому оно должно содержать требования по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для указанного лица в силу закона; предписание должно быть реально исполнимым. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1 статьи 25 Земельного кодекса). Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 26 Земельного кодекса).
Таким образом, до оформления в установленном земельным законодательством порядке прав на земельные участки, граждане или юридические лица не вправе использовать их в своей хозяйственной деятельности.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что факт использования заявителем земельных участков, указанных в оспариваемых предписаниях управления Росреестра, под объектами электроэнергетики, без оформленных прав на такие участки, подтверждается материалами дела. Данное обстоятельство обществом не оспаривается, которое в заявлении указывает на предпринятые им исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований земельного законодательства. Исследовав представленные обществом в подтверждение своих доводов доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности обществом факта принятия надлежащих мер по оформлению прав на земельные участки, на которых размещены объекты электроэнергетики. Признав, что заявителем на протяжении длительного периода времени не соблюдаются нормы земельного законодательства, судебные инстанции не усмотрели оснований для вывода о незаконности выданных управлением Росреестра в отношении общества предписаний об устранении выявленных нарушений.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, обоснованные принятием обществом всех возможных (исчерпывающих) мер, направленных на оформление прав на землю, подлежат отклонению судом округа. Заявленные в обоснование этих доводов обстоятельства проверялись при разрешении спора и были отклонены судебными инстанциями с указанием мотивов их непринятия. Исследовав и оценив доказательства, представленные обществом, суды пришли к выводу о недоказанности им обстоятельств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению обязанностей, предусмотренных земельным законодательством. Не усмотрели суды и оснований для вывода о том, что заявителем предпринимались все зависящие от него меры по выполнению требований закона и недопущению совершения правонарушения. Доводы кассационной жалобы общества выводы судебных инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела. Между тем несогласие заявителя с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении норм права.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 15.01.2021 N 1968).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А20-4311/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции при разрешении спора установили, что факт использования заявителем земельных участков, указанных в оспариваемых предписаниях управления Росреестра, под объектами электроэнергетики, без оформленных прав на такие участки, подтверждается материалами дела. Данное обстоятельство обществом не оспаривается, которое в заявлении указывает на предпринятые им исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований земельного законодательства. Исследовав представленные обществом в подтверждение своих доводов доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности обществом факта принятия надлежащих мер по оформлению прав на земельные участки, на которых размещены объекты электроэнергетики. Признав, что заявителем на протяжении длительного периода времени не соблюдаются нормы земельного законодательства, судебные инстанции не усмотрели оснований для вывода о незаконности выданных управлением Росреестра в отношении общества предписаний об устранении выявленных нарушений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2021 г. N Ф08-990/21 по делу N А20-4311/2019