г. Ессентуки |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А20-4311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии представителя ПАО "Россети Северный Кавказ" - Карданова С.В. (по доверенности от 01.01.2020 N 141), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу ПАО "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2020 по делу N А20-4311/2019,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (далее - Управление) о признании предписаний от 20.06.2019 N N 188, 189, 190, от 21.06.2019 годаNN 191, 192, 193, 194, от 24.06.2019 года NN 195, 196 и от 27.06.2019 NN 197, 198, 199 незаконными и отменить их полностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МУ "Местная администрация с.п. Эльбрус" Эльбрусского муниципального района КБР; МКУ "Местная администрация Урванского муниципального района КБР".
Решением суда от 23.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемых предписаний незаконными и их отмене. В ходе проведенной проверки установлен факт использования Обществом земельных участков под объекты электроснабжения без оформления соответствующих прав на данные земельные участки.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Россети Северный Кавказ" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит переименовать ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на ПАО "Россети Северный Кавказ".
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Произведено переименование ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - Общество).
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления, МУ "Местная администрация с.п. Эльбрус" Эльбрусского муниципального района КБР, МКУ "Местная администрация Урванского муниципального района КБР".
В судебном заседании представитель Общества просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 23.05.2019 N 75 проведена плановая, документарная и выездная проверка, предметом и целью которой являлось осуществление государственного земельного надзора и соблюдение обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. Нарушения отражены в актах проверки. Актом проверки от 20.06.2019 N 188 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4792, площадью 2634,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) 110 кВ, Л-87, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 20.06.2019 N 189 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4794, площадью 1144,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л466, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами Актом проверки от 20.06.2019 N 190 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4796, площадью 2537,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л107, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 21.06.2019 N 191 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4788, площадью 1948,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) 110 кВ, Л9, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 21.06.2019 N 192 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4791, площадью 914,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л10, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 21.06.2019 N 193 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4795, площадью 842,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л99, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 21.06.2019 N 194 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4790, площадью 563,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л106, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 24.06.2019 N 195 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4789, площадью 994,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л189, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 24.06.2019 N 196 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:07:0000000:4787, площадью 2618,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Урванский район, для размещения ЛЭП (линии электропередачи) ПО кВ, Л-8, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 27.06.2019 N 197 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:11:0900000:1, площадью 750,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Эльбрусский район, пос. Терскол, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 27.06.2019 N 198 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:11:0801001:25, площадью 3720,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Эльбрусский район, с.п. Эльбрус, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без заключения договора аренды в соответствии с постановлением главы местного самоуправления от 14.06.2019 N 141 и без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами. Актом проверки от 27.06.2019 N 199 установлено, что Общество использует земельный участок с кадастровым номером 07:11:0700000:1, площадью 1782,0 кв.м., расположенный по адресу КБР, Эльбрусский район, пос. Нейтрино, для размещения подстанции и электротехнического оборудования, без оформления прав на земельный участок и без государственной регистрации прав на земельный участок и удостоверенные соответствующими документами.
В целях принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений земельного законодательства Обществу вынесены следующие предписания со сроком устранения 3 месяца: от 20.06.2019 N 188 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 188; от 20.06.2019 N 189 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 189; от 20.06.2019 N 190 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 190; от 20.06.2019 N 191 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 191; от 21.06.2019 N 192 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 192; от 21.06.2019 N 193 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 193; от 20.06.2019 N 194 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 194; от 20.06.2019 N 195 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 195; от 20.06.2019 N 196 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 196; от 20.06.2019 N 197 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 197; от 20.06.2019 N 198 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 198; от 20.06.2019 N 199 об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 20.06.2019 N 199.
Несогласие с названными предписаниями, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.
Согласно положениям статей 15, 22, 24, 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности, аренды либо в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование только в предусмотренных законом случаях.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренных законом обязанностей по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В рассматриваемом деле факт использования земельных участков, указанных в оспариваемых предписаниях, под объекты электроснабжения без оформленных прав на земельные участки подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Ссылки Общества на предпринятые им меры по устранению нарушений земельного законодательства, не принимаются.
Из содержания решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2016 по делу N А20- 827/2016, следует, что филиалом Общества - "Каббалкэнерго" заключены договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 07:07:00000:4792, 07:07:00000:4794, 07:07:00000:4796, 07:07:00000:4788, 07:07:00000:4791, 07:07:00000:4795, 07:07:00000:4790, 07:07:00000:4789, 07:07:00000:4787 с неуполномоченным органом - Муниципальное казенное учреждение "Местная администрация Урванского муниципального района КБР", и что в государственном кадастре недвижимости в отношении указанных земельных участков одна или несколько границ этих земельных участков пересекают одну или несколько из границ других земельных участков, в связи с чем суд признал отказ органа регистрации прав в регистрации договоров аренды земельных участков правомерным. Для устранения вышеуказанных нарушений и надлежащего оформления прав на земельный участок Общество обязано было обратиться в надлежащий уполномоченный орган для заключения договоров аренды земельных участков. Устранение пересечение границ земельных участков в государственном кадастре недвижимости осуществляется в порядке регламентированном ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, включая обращение суд, который по требованию любого лица вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Указанные выше действия, Обществом не выполнены, земельные участки не оформлены в установленном порядке.
Таким образом, Обществом на протяжении длительного периода времени, с даты принятия решения суда - 20.12.2016, не были предприняты все необходимые и достаточные меры по соблюдению норм земельного законодательства и на момент проведения проверки (с 20.06.2019 по 27.06.2019), правоустанавливающих документов на земельные участки не было представлено.
В части земельных участков по Эльбрусскому району с кадастровыми номерами 07:11:0700000:1, 07:11:0900000:1, на момент проведения проверки, правоустанавливающие документы у филиала Общества - "Каббалкэнерго" отсутствовали.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что в силу объективных причин оно не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей; предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах, Управлением правомерно выданы оспариваемые предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
Оспариваемые предписания вынесены в соответствии с полномочиями, установленными, статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением и Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 N o 486 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора". Предписания Управления является законными и обоснованными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с обжалуемым решением, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали изложенные в решении выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2020 по делу N А20-4311/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4311/2019
Истец: ПАО "МРСК Северного Кавказа"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: МКУ "Местная администрация Урванского муниципального района", МУ "Местная алминистрация сельского поселения Эльбрус" Эльбрусского муниципального района КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд