г. Краснодар |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А53-23803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Донэнерго" в лице филиала - тепловых сетей Батайского района (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890), ответчика - муниципального образования "Город Батайск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска (ИНН 6141019421, ОГРН 1026101847067) и третьего лица - администрации города Батайска (ИНН 6141013187, ОГРН 1026101844625), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А53-23803/2020, установил следующее.
Акционерное общество "Донэнерго" в лице филиала - тепловых сетей Батайского района (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Город Батайск" в лице уполномоченного органа - Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска (далее - управление) о взыскании за счет казны муниципального образования "Город Батайск" 11 555 043 рублей 40 копеек затрат, сформировавшихся в результате эксплуатации арендованных и субарендованных котельных за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и 80 775 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (уточенные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация города Батайска (далее - администрация).
Решением суда от 03.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2021, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие Положения о порядке предоставления субсидий организациям, осуществляющим услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения от теплоисточников, находящихся в собственности или аренде муниципального образования "Город Батайск" на возмещение части затрат, сформировавшихся в результате их эксплуатации (далее - Положение о порядке предоставления субсидий) в 2019 году, с учетом наличия соглашения между сторонами о возмещении затрат, сформировавшихся в результате эксплуатации обществом котельных, принадлежащих на праве муниципальной собственности муниципальному образованию "Город Батайск", не может в данном случае служить основанием для отказа в иске о возмещении обществу фактически понесенных расходов, учитывая, что сам факт неутверждения Положения о порядке предоставления субсидий зависит исключительно от управления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Положение о порядке предоставления субсидий в 2019 году не принято. Общество не представило документы, необходимые для проведения бухгалтерского исследования в целях установления правильности и обоснованности расчета затрат по обслуживанию арендованных котельных в соответствии с тарифами, установленными законодательством Российской Федерации. Показатели, включенные в представленный обществом расчет - обоснование для получения субсидий за 2019 год, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации; заявленные обществом расходы не подтверждены регистрами налогового и бухгалтерского учета. Судебные акты приняты без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании заключенных между обществом (теплоснабжающая организация/арендатор/субарендатор) и муниципальным образованием "Город Батайск" в лице управления (арендодатель) договоров аренды общество приняло в аренду здания котельных с оборудованием, расположенные в г. Батайске по адресам: Авиагородок, 48, пер. Ростовский, 1а, пер. Литейный, 8а, ул. Индустриальная, 7а, для использования их в целях осуществления производства, передачи, распределения тепловой энергии; продажи тепловой энергии и ГВС для юридических и физических лиц. Кроме того, общество приняло в субаренду здания котельных с оборудованием, расположенные в г. Батайске по адресам: ул. Энгельса, 353п, ул. Энгельса, 347и, для использования их в целях осуществления производства, передачи, распределения тепловой энергии, продажи тепловой энергии и ГВС для юридических и физических лиц.
В период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в соответствии с пунктом 1.1 договоров аренды и субаренды общество в полном объеме исполнило обязательства по выполнению работ по техническому содержанию и обслуживанию арендованных и субарендованных котельных, и 22.04.2019 направило администрации и управлению документы и заявление на предоставление субсидии как организации, осуществляющей услуги теплоснабжения и ГВС от теплоисточников, находящихся в собственности или аренде муниципального образования "Город Батайск" на территории муниципального образования "Город Батайск", на возмещение части затрат, сформировавшихся в результате их эксплуатации, в том числе, расчет затрат по потреблению и транспортировке газа, расчет затрат по потреблению электроэнергии, водоснабжению и водоотведению, а также расчет затрат основных и вспомогательных материалов, и прочих затрат по арендованным и субарендованным котельным за 2019 год, заявив затраты в размере 11 555 004 рублей.
В ответ на заявление от 22.04.2019 управление сообщило обществу, что поскольку в бюджете города Батайска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в 2019 году не предусмотрены средства на выделение субсидии, а также не утверждено Положение о порядке предоставления субсидии в 2019 году, выплатить субсидии по затратам на расходы, сформировавшиеся в результате эксплуатации арендованных и субарендованных котельных не представляется возможным; управлением будет подана заявка на увеличение бюджетных ассигнований для выплаты субсидии на возмещение затрат.
Общество направило управлению претензии от 25.06.2020 N 1168 и от 30.06.2020 N 1199, требовало рассмотреть заявление общества о предоставлении субсидии и принять соответствующее решение.
Управление оставило претензии общества без удовлетворения, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды установили и всесторонне, полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворили требования общества, правомерно руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Порядок предоставления субсидий в городе Батайске установлен Положением о порядке предоставления субсидий организациям, осуществляющим услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения от теплоисточников, находящихся в собственности или аренде муниципального образования "Город Батайск" на возмещение части затрат, сформировавшихся в результате их эксплуатации в 2018 году, утвержденному постановлением администрации города Батайска от 02.10.2018 N 468 (далее - Положение N 468).
Согласно пункту 1.4 Положения N 468 субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям (далее - ТСО) после их документального подтверждения.
Получатель субсидии предоставляет управлению в срок до 30.04.2019 документы для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии (пункт 2.1 Положения N 468).
В соответствии с пунктом 2.6. Положения N 468 комиссия не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации заявления с приложением документов согласно пункту 2.1 Положения N 468 рассматривает заявление на предоставление субсидии на соответствие критериям определенным Положением N 468. По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии.
Суды установили, что в 2019 году администрацией не утверждено Положение о порядке предоставления субсидий и сделали обоснованный вывод о том, что отсутствие Положения о порядке предоставления субсидий на 2019 год в данном случае не может являться основанием для лишения общества, в полном объеме исполнившего перед администрацией и управлением договорные обязательства, права на получение субсидий исходя из подтвержденных затрат.
Пунктом 1 Правил расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 603 (далее - Правила N 603), установлено, что Правила N 603 определяют порядок расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения (далее - регулируемые организации), недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, выплачиваемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в случаях, предусмотренных статьей 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (размер возмещения недополученных доходов).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов" (далее - постановление N 603), обязательным условием предоставления регулируемым организациям возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, содержащего порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами, утвержденными абзацем 2 пункта 1 постановления N 603.
Суды отклонили довод управления о невозможности выплаты обществу субсидии в связи с тем, что в бюджете города Батайска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в 2019 году не предусмотрены средства на выделение субсидии, а также не утверждено Положение о порядке предоставления субсидии, обоснованно указав, что неутверждение администрацией Положения о порядке предоставления субсидий на 2019 год с учетом наличия между сторонами соглашения о возмещении затрат, сформировавшихся в результате эксплуатации обществом котельных, принадлежащих на праве муниципальной собственности муниципальному образованию "Город Батайск", не может служить в данном случае основанием для отказа в иске в возмещении обществу фактически понесенных расходов, с учетом того, что неутверждение такого положения зависит исключительно от управления и администрации.
Суды установили, что расчет требований за 2019 год составлен исходя из фактически понесенных затрат и аналогичен расчету затрат за 2018 год (решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 по делу N А53-26860/2019), основания для признания его результатов недостоверными отсутствуют, контррасчет управление не представило.
Суды оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в обоснование фактического несения обществом затрат на содержание котельных за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, и признали их обосновывающими заявление общества о взыскании 11 555 043 рублей 40 копеек. Документально управление не опровергло выводы судов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества о взыскании с управления затрат, сформировавшихся в результате эксплуатации арендованных и субарендованных котельных, находящихся на территории муниципального образования "Город Батайск" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 11 555 043 рублей 40 копеек.
При этом суды отметили, что представленное управлением заключение по результатам бухгалтерского исследования от 15.12.2020 N 658/20 не содержит выводы, опровергающие позицию общества. Отсутствие возможности проверки правильности и обоснованности примененных обществом тарифов при расчете затрат по обслуживанию арендованных котельных не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Необходимость применения иных тарифов при расчете затрат управление не обосновало и документально не подтвердило.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А53-23803/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов" (далее - постановление N 603), обязательным условием предоставления регулируемым организациям возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, содержащего порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами, утвержденными абзацем 2 пункта 1 постановления N 603.
...
Суды установили, что расчет требований за 2019 год составлен исходя из фактически понесенных затрат и аналогичен расчету затрат за 2018 год (решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 по делу N А53-26860/2019), основания для признания его результатов недостоверными отсутствуют, контррасчет управление не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2021 г. N Ф08-3580/21 по делу N А53-23803/2020