г. Краснодар |
|
30 мая 2021 г. |
Дело N А32-17137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Коровкиной Елены Александровны (ИНН 010402062003, ОГРНИП 310010521400029) и ее представителей - Бабкина С.В. (доверенность от 21.10.2020) и Сухова Е.Л. (доверенность от 13.10.2020), от заинтересованного лица - Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Гайворонской К.А. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие заинтересованного лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коровкиной Елены Александровны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А32-17137/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Коровкина Елена Александровна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356 и постановления Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) от 30.03.2020 N 102-Л/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет).
Решением суда от 24.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2021, постановление министерства от 30.03.2020 N 102-Л/2020 признано незаконным и отменено со ссылкой на нарушение министерством процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности (ненадлежащее уведомление предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении). В части требований предпринимателя о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356 производство по делу прекращено на том основании, что протокол об административном правонарушении не является решением о привлечении к административной ответственности и ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда изменить в части выводов о непредставлении предпринимателем доказательств законного пользования торговыми объектами и земельным участком, на котором они установлены, в остальной части решение суда оставить без изменения. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права, однако в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие нахождение спорного объекта на территории лесного хозяйства. Выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. В материалах дела имеется две выписки на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, содержащие противоречивую информацию, и эти противоречия суды не устранили. При отсутствии сведений о спорном земельном участке на публичной кадастровой карте суды вместе с тем установили его местонахождение и местоположение торгового павильона. Суды нарушили принцип равноправия участников судебного процесса, сделав вывод о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения, исходя исключительно из доводов министерства, которые не основаны на материалах дела и действующем законодательстве. Доводы в части прекращения судом производства по эпизоду требований предпринимателя о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356 кассационная жалоба не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации комитет не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.03.2020 в 09 часов 00 минут в ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории лесного фонда выявлен факт самовольного занятия предпринимателем земель лесного фонда, а именно: на лесном участке на территории Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества - филиала комитета в квартале N 62Б выделе N 46 предприниматель установил временные строения размером 2,5 м * 3,0 м (7,5 кв. м) и 2,4 м * 6,0 м (14,4 кв. м) (далее - спорные объекты) для осуществления коммерческой деятельности. Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 09.03.2020 N 20-02-05; причиненный лесному фонду ущерб - 973 рубля.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356, произведен расчет ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства в размере 913 рублей, и постановлением от 30.03.2020 N 102-Л/2020 предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Предприниматель оспорил в арбитражном суде привлечение к административной ответственности по статье 7.9 Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Суды сделали вывод о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, выраженном в ненадлежащем уведомлении предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление, обоснованно исходя из следующего.
Протокол об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356 составлен в присутствии предпринимателя.
Определением от 19.03.2020 на 30.03.2020 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении, однако данное определение получено предпринимателем 22.04.2020, что подтверждено почтовым конвертом и Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35000045010251.
Однако постановление о назначении административного наказания от 30.03.2020 N 102-Л/2020 вынесено в отсутствие предпринимателя или его законного представителя, не уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Поскольку нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления министерства, суды правомерно удовлетворили заявление предпринимателя, признав незаконным и отменив постановление министерства от 30.03.2020 N 102-Л/2020.
При этом суды правильно указали, что объектом правонарушения по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выступают лесные участки, право пользования ими; объективной стороной правонарушения является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, то есть в фактическом его владении.
Под самовольным занятием лесного участка понимается пользование чужим лесным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как установлено частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие) и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статья 9 Кодекса).
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование на основании решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу пунктов 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2013 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Суды указали, что право собственности Российской Федерации и принадлежность спорного участка к землям лесного фонда подтверждено зарегистрированным в управлении Федеральной службы регистрации по Краснодарскому краю свидетельством о государственной регистрации от 22.12.2009 23-АЖ N 185346: субъект права - Российская Федерация, объект права - Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, кварталы 1А-60А, 1Б-69Б.
Суды установили, что нахождение спорных объектов на землях лесного фонда подтверждено материалами лесоустройства Гуамского участкового лесничества и актом от 09.03.2020 N 20-02-05, который содержит план-схему с отображением места самовольного занятия участка лесного фонда по адресу: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б, выдел 46. Земельный участок, на котором расположены спорные объекты, не передавался ни ООО "Астарта-Девелопмент", ни предпринимателю.
Суды обоснованно отклонили доводы предпринимателя об использовании им земельного участка на основании договора аренды торгового места от 01.02.2020 N 5, принадлежности спорного земельного участка АО "Адыгеятурист" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения от 07.05.1986 N 212/4, а также о том, что месторасположением указанного земельного участка является "подъездная дорога" с кадастровым номером 23:02:0000000:2480 по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район вдоль подъездной дороги к Большой Азишской пещере.
При этом суды отметили, что в границах лесного участка Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, кварталы 1А-60А, 1Б-69Б расположен земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12 300 кв. м, принадлежащий АО "Адыгеятурист" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения от 07.05.1986 N 212/4 "Об отводе земельного участка из II группы лесов Апшеронского леспромхоза" и решения от 07.03.1986 N 63 "Об отводе земельных участков Адыгейскому областному Совету по туризму и экскурсиям из земель Апшеронского леспромхоза".
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2480 следует, что месторасположение участка, координаты границ и его площадь не установлены, категория земель и вид разрешенного использования не определены. Согласно данным, размещенным на публичной кадастровой карте, сведения об участке с указанным кадастровым номером отсутствуют. В рамках указанного земельного участка АО "Адыгеятурист" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - сооружение "Подъездная дорога", протяженностью 447,9 м - Краснодарский край, Апшеронский район, Большая Азишская пещера, кадастровый номер 23:02:0000000:2480.
По договору аренды от 01.02.2020 N 1 АО "Адыгеятурист" передало ООО "Астарта-Девелопмент" на праве аренды сооружение дорожно-мостового хозяйства "Подъездная дорога".
Суды учли, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
По договору аренды торгового места ООО "Астарта-Девелопмент" передало в аренду предпринимателю расположенные в границах сооружения дорожно- мостового хозяйства "Подъездная дорога" с кадастровым номером 23:02:0000000:2480 по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Большая Азишская пещера, торговые места N 2 и 3 в соответствии со Схемой размещения торговых мест вдоль подъездной дороги к Большой Азишской пещере, утвержденной приказом ООО "Астарта-Девелопмент" от 01.02.2020 N 15.
Суды установили, что размещение спорных объектов на землях лесного фонда подтверждено материалами лесоустройства Гуамского участкового лесничества, а также актом от 09.03.2020 N 20-02-05, который содержит план-схему с отображением места самовольного занятия участка лесного фонда по адресу: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б, выдел 46.
При этом земельный участок, на котором расположены спорные объекты, не передавался ни ООО "Астарта-Девелопмент", ни предпринимателю; спорные объекты расположены вне дорожного полотна в границах лесного фонда, что и подтверждено актом от 09.03.2020 N 20-02-05.
Доказательства обратного предприниматель не представил.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, указывающих на основание возникновения права и вид права на "торговые места", переданные в аренду предпринимателю, и земельный участок, на котором они расположены, а также наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи отсутствуют основания для исключения из мотивировочной части решения суда соответствующих выводов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А32-17137/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
...
Доказательства обратного предприниматель не представил.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, указывающих на основание возникновения права и вид права на "торговые места", переданные в аренду предпринимателю, и земельный участок, на котором они расположены, а также наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2021 г. N Ф08-4748/21 по делу N А32-17137/2020