город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2021 г. N Ф08-4748/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
дело N А32-17137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ИП Коровкиной Е.А.: представитель Бабкин С.В., по доверенности от 21.10.2020, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Коровкиной Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.11.2020 по делу N А32-17137/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Коровкиной Елены Александровны (ИНН 010402062003, ОГРНИП 310010521400029)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края Управлению лесного хозяйства (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), Государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076,
ОГРН 1072348002253)
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Коровкина Елена Александровна (далее - заявитель, ИП Коровкина Е.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене протокола Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - административный орган, министерство) от 09.03.2020 N 003356 и постановления от 30.03.2020 N 102-Л/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 в части требования об отмене протокола об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356 производство по делу прекращено. Признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 30.03.2020 N 102-Л/2020, вынесенное Министерством природных ресурсов Краснодарского края о привлечении к административной ответственности ИП Коровкиной Е.А. по статье 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Решение мотивировано наличием в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, а также тем, что административным органом нарушен порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Коровкина Е.А. обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части решения суда выводы суда о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ИП Коровкиной Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.03.2020 в 09 часов 00 минут в квартале 62Б выделе 46 Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества - филиала ГКУ КК "Комитет по лесу" в ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории лесного фонда, выявлен факт самовольного занятия земель лесного фонда, на лесном участке возведено временное строение размером 2,5 м *3,0 м (7,5 кв. м) и 2,4 м *6,0 м (14,4 кв. м) для осуществления коммерческой деятельности. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил 973 рубля.
По итогам мероприятий составлен протокол об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356, составлен расчет ущерба, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства в размере 913 руб.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 30.03.2020 N 102-Л/2020, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Из материалов дела следует, что заявителем оспаривается протокол об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356.
Согласно статьям 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Таким образом, арбитражным судам подведомственны споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, протокол об административном правонарушении не является решением о привлечении к административной ответственности и ненормативным правовым актом, в смысле, придаваемом ему статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не подлежит обжалованию в судебном порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о прекращении производства по делу в части признания незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц -от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают лесные участки, право пользования ими.
Объективной стороной правонарушения является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, то есть в фактическом его владении.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на платности использования лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование на основании решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Довод апелляционной жалобы том, что спорный лесной участок не относится к землям лесного фонда, а принадлежит АО "Адыгеятурист" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения N 212/4 от 07.05.1986 "Об отводе земельного участка из II группы лесов Апшеронского леспромхоза", судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Статьей 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) установлено, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие) и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В силу пунктов 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2013 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Принадлежность спорного участка к землям лесного фонда, подтверждается правом собственности Российской Федерации, зарегистрированном в управлении Федеральной службы регистрации по Краснодарскому краю (свидетельство о государственной регистрации от 22.12.2009 23-АЖ N 185346, субъект права: Российская Федерация, объект права: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, кварталы 1А-60А, 1Б-69Б).
В соответствии с частью 3 статьи 70.1 Лесного кодекса местоположении границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов).
Поэтому нахождение спорных объектов на землях лесного фонда также подтверждается материалами лесоустройства Гуамского участкового лесничества, а также актом от 09.03.2020 N 20-02-05, который содержит план-схему с отображением места самовольного занятия лесного фонда по адресу: Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б, выдел 46.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон 172-ФЗ) определено правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, решение о переводе принимается Правительством Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что в границах лесного участка Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, кварталы 1А-60А, 1Б-69Б, расположен земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2478, площадь 12300 кв.м., принадлежащий АО "Адыгеятурист" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения N 212/4 от 07.05.1986 "Об отводе земельного участка из II группы лесов Апшеронского леспромхоза", решения от 07.03.1986 N 63 "Об отводе земельных участков Адыгейскому областному Совету по туризму и экскурсиям из земель Апшеронского леспромхоза".
Так, из представленной административным органом выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, следует, что месторасположение участка, координаты границ и его площадь не установлены, категория земель и вид разрешенного использования не установлены.
В рамках указанного земельного участка АО "Адыгеятурист" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - Сооружение "Подъездная дорога", протяженностью 447,9 м - Краснодарский край, Апшеронский район, Большая Азишская пещера, кадастровый номер 23:02:0000000:2480.
На основании договора аренды от 01.02.2020 N 1 Сооружение "Подъездная дорога" АО "Адыгеятурист" передано на праве аренды ООО "Астарта-Девелопмент".
На основании договора аренды торгового места ООО "Астарта-Девелопмент" передал в аренду предпринимателю, расположенное в границах Сооружения дорожно-мостового хозяйства "Подъездная дорога", с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Большая Азишская пещера, торговое место N 2, N 3 в соответствии со Схемой размещения торговых мест вдоль Подъездной дороги к Большой Азишской пещере, утвержденной приказом генерального директора от 01.02.2020 N 15.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Судом первой инстанции установлено, что нахождение спорных объектов на землях лесного фонда подтверждаете материалами лесоустройства Гуамского участкового лесничества, а также актом от 09.03.2020 N 20-02-05, который содержит план-схему с отображение места самовольного занятия лесного фонда по адресу: Апшеронск лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б, выдел 46.
Земельный участок, на котором расположены спорные объекты не передавался ни ООО "Астарта-Девелопмент", ни предпринимателю.
Объекты предпринимателя расположены вне дорожного полотна в границах лесного фонда, что и зафиксировано актом от 09.03.2020 N 20-02-05.
Доводы заявителя об использовании земельного участка на основании договора аренды торгового места от 01.02.2020 N 5, а месторасположением земельного участка является "подъездная дорога" с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, Краснодарский край, Апшеронский район вдоль подъездной дороги к Большой Азишской пещере, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку министерством представлена в материалы дела выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, из которой следует, что месторасположение участка, координаты границ и его площадь не определены. Согласно данным, размещенным на публичной кадастровой карте, сведения об участке с вышеуказанным кадастровым номером отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства на основании чего и на каком праве принадлежат указанные торговые объекты, переданные в аренду заявителю, и земельный участок, на котором они расположены.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об исключении из мотивировочной части решения суда выводов суда о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку вывод суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самовольное занятие лесного участка) является обоснованным и подтверждаются доказательствами, имеющимся в материалах дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N 16234/06 указано, что особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц, в связи с чем, применение критериев вины, установленных частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ для юридических лиц, к индивидуальным предпринимателям неправомерно.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 09.03.2020 N 003356 составлен в присутствии предпринимателя, что подтверждается ее подписью.
Определением от 19.03.2020 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 30.03.2020. Из материалов дела следует, что указанное определение получено предпринимателем лишь 22.04.2020, что подтверждается почтовым конвертом и Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35000045010251.
Постановление о назначении административного наказания от 30.03.2020 N 102-Л/2020 вынесено в отсутствии предпринимателя. Документальных доказательств надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки суду не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом нарушен порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что постановление административного органа от 30.03.2020 N 102-Л/2020 является незаконным ввиду нарушения порядка привлечения к ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-17137/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17137/2020
Истец: Коровкина Е А
Ответчик: ГКУ КК "Комитет по лесу", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края