г. Краснодар |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А32-57236/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Павловец Е.П. (доверенность от 19.04.2021), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А32-57236/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество) о взыскании 444 093 рублей платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 1958 рублей 88 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства по оплате долга.
Решением от 04.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что вагоны, направленные в адрес ответчика, в связи с нарушением последним технологических норм на выгрузку вагонов были оставлены в пути следования, это подтверждается дорожными ведомостями и актами общей формы. В спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологические нормы. Суды неверно указали, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи по причинам, зависящим от грузополучателя. Именно акты общей формы являются надлежащими доказательствами, подтверждающими данное обстоятельство. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих причинную связь между несвоевременной уборкой вагонов с выставочных путей ответчика и нахождением вагонов на путях общего пользования промежуточных станций. В материалах дела имеется анализ нарушения технологических норм, подтверждающий отсутствие задержки уборки порожних вагонов и неблагоприятных погодных условий в периоды, указанные в актах общей формы.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, поддержавшего доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (пользователь) заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества при станции "Туапсе-Сортировочная" Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 договора истец осуществляет подачу ответчику на железнодорожный путь необщего пользования вагонов, прибывающих в адрес ответчика под выгрузку и погрузку, и их уборку с пути необщего пользования после выгрузки и погрузки. Пунктом 11 договора ответчику установлено технологическое время на грузовую операцию.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю, с указанием количества вагонов, наименования груза и времени подачи. Вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки, в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад.
Пунктом 11 договора определено, что на железнодорожном пути необщего пользования технологический срок оборота вагонов составляет 2 часа.
Истец указывает, что в ноябре и декабре 2018 года на промежуточных железнодорожных станциях Северо-Кавказской железной дороги истец отставлял от движения вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная в адрес общества, в связи с нарушением последним технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой по этой причине.
По данному факту истцом составлены акты общей формы.
Поскольку направленная обществу претензия от 26.08.2019 N 19/1497 с требованием оплатить задолженность оставлена без удовлетворения, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды при разрешении спора применили положения статей 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 19 указанной статьи Устава и пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Суды установили, что простой вагонов на путях общего пользования не вызван действиями (бездействием) общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2019 по делу N А40-68967/2019 и решением того же суда от 06.08.2019 по делу N А40-68978/2019 с железной дороги в пользу общества взыскан штраф за задержку уборки вагонов с путей необщего пользования в ноябре и декабре 2018 года.
Ссылка железной дороги на анализ нарушения технологических норм обществом, подтверждающий отсутствие задержки уборки порожних вагонов и неблагоприятных погодных условий в периоды, указанные в актах общей формы, правомерно отклонена апелляционным судом. В спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке), поскольку 28 и 29 ноября 2018 года скорость ветра достигала 15 м/с и более, вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Истец не опроверг эти обстоятельства, при которых приведенными судами нормативными актами (в частности, Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н) запрещается производить погрузочно-разгрузочные операции.
Кроме того, суды установили, что в спорный период железная дорога задерживала уборку вагонов с выставочных путей грузополучателя. Факт несвоевременного освобождения истцом путей необщего пользования подтвержден. Указанные обстоятельства влияют на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов общества на путях общего пользования. Железная дорога не обосновала возможность общества в нормальном режиме принимать для разгрузки вагоны при неуборке истцом выгруженных вагонов с путей необщего пользования.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А32-57236/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 19 указанной статьи Устава и пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
...
Ссылка железной дороги на анализ нарушения технологических норм обществом, подтверждающий отсутствие задержки уборки порожних вагонов и неблагоприятных погодных условий в периоды, указанные в актах общей формы, правомерно отклонена апелляционным судом. В спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке), поскольку 28 и 29 ноября 2018 года скорость ветра достигала 15 м/с и более, вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Истец не опроверг эти обстоятельства, при которых приведенными судами нормативными актами (в частности, Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н) запрещается производить погрузочно-разгрузочные операции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-4867/21 по делу N А32-57236/2019