Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-4867/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2021 г. |
дело N А32-57236/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Шлёнских Ю.Л., доверенность от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2020 по делу N А32-57236/2019
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО "РН-Морской терминал Туапсе"
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской Терминал Туапсе" о взыскании платы за время нахождения на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 444093 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1958 руб. 88 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга.
Решением от 04.12.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что несвоевременное освобождение истцом путей необщего пользования ответчика непосредственно влияет на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов ответчика на путях общего пользования. Истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что после получения уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования (книги уведомлений о времени подачи вагонов) ответчик заявлял отказы от такой подачи в связи с тем, что все пути необщего пользования заняты ранее поданными вагонами. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что вагоны, направленные в адрес ответчика, в связи с нарушением последним технологических норм на выгрузку вагонов, были оставлены в пути следования, что подтверждается дорожными ведомостями и актами общей формы. По прибытию на станцию назначения составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика и анализом занятости путей необщего пользования в периоды, указанные в актах общей формы. Истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием исковых требований.
По мнению заявителя, вывод о том, что акт общей формы не является надлежащим доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях необщего пользования в пути следования, неправомерен, противоречит действующему законодательству. Все представленные в дело акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями, что не является основанием для освобождения ответчика от взимания платы за постой вагонов на путях общего пользования. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих причинную связь между несвоевременной уборкой вагонов с выставочных путей ответчика и нахождением вагонов на путях общего пользования промежуточных станций. В материалах дела имеется анализ нарушения технологических норм ООО "РН-Морской терминал Туапсе", подтверждающий отсутствие задержки уборки порожних вагонов и неблагоприятных погодных условий в периоды, указанные в актах общей формы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "РН-Морской терминал Туапсе" в заседание не явился. Обществом заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (пользователь) 08.06.2015 заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "РН-Морской Терминал Туапсе", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги, согласно которому осуществляется подача. Расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
В пункте 11 договора установлены технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и вместимость мест выгрузки.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного времени на разогрев и слив для III группы вязкости (мазут топочный М40) - не более 8 часов, для IV группы вязкости (мазут топочный М100) - не более 10 часов, в теплый период года - не более 4 часов.
Согласно пункту 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2017) максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет: светлые нефтепродукты - 300 вагонов, в том числе: бензин - 180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов; мазут топочный М100 - в осенне-зимний период 96 вагонов, в весенне-летний период 168 вагонов.
При производстве налива бензина, перерабатывающая способность по сливу бензина и дизельного топлива уменьшается в зависимости от количества наливаемых в сутки вагонов-цистерн.
В соответствии с пунктом 10 договора осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится в местах погрузки, выгрузки. Время на приемосдаточные операции предоставляется по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно передаваемую группу вагонов.
В пункте 5 договора установлено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, которое передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю.
О готовности вагонов к уборке пользователь письменно уведомляет перевозчика. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 4-х часов с момента получения уведомления о готовности их к уборке. В случае, когда операции, связанные с очередной подачей вагонов совмещены с операциями по уборке вагонов, очередная подача на железнодорожный путь, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,25 часа с момента уборки предыдущей группы вагонов. В случае, когда операции по уборке вагонов не совмещены с очередной подачей вагонов, очередная подача груженых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 3 часов после передачи перевозчиком пользователю уведомления о подаче вагонов (пункт 9 договора).
В ноябре и декабре 2018 года на промежуточных железнодорожных станциях Северо-Кавказской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" отставляло от движения вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная в адрес ООО "РН-Морской терминал Туапсе", в связи с нарушением последним технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой по этой причине.
В обоснование исковых требований в материалы дела представлены дорожные ведомости, акты общей формы, оперативные приказы, извещения, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
В претензии N 19/1497 от 26.08.2019 (т. 1 л.д. 23) ОАО "Российские железные дороги" потребовало произвести оплату за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
В связи с неисполнением ООО "РН-Морской терминал Туапсе" обязательств по оплате указанной суммы, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания подачи вагонов.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 части Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1-4 Тарифного руководства.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вагоны, направленные в адрес ответчика, в связи с нарушением последним технологических норм на выгрузку вагонов, отставлены в пути следования, что подтверждается дорожными ведомостями и актами общей формы. По прибытию на станцию назначения составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика и анализом занятости путей необщего пользования в периоды, указанные в актах общей формы.
В соответствии с часть 19 статьи Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 N 45 Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом от 18.06.2003 N 26 Министерства путей сообщения Российской Федерации установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
В обоснование простоя вагонов на железнодорожных путях общего пользования в спорный период по вине ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования в материалы дела представлены акты общей формы N 9/3995 от 06.12.2018, N 9/4051 от 07.12.2018, N 9/4046 от 10.12.2018, N 9/4264 от 19.12.2018, N 9/4234 от 19.11.2018, N 9/4235 от 19.11.2018, N 9/4236 от 19.11.2018, N 9/4234 от 19.11.2018, N 9/4235 от 19.11.2018, N 9/4236 от 19.11.2018, N 1/35233 от 21.12.2018, N 9/4319 от 21.12.2018, N 9/4320 от 21.12.2018, N 9/4321 от 21.12.2018, N 9/4322 от 21.12.2018, N 9/4323 от 21.12.2018, N 9/4324 от 21.12.2018, N 9/4324 от 21.12.2018, N 9/4325 от 21.12.2018, N 4326 от 21.12.2018, N 4327 от 21.12.2018, N 9/ 4328 от 21.12.2018, N 9/4329 от 21.12.2018, N 9/4330 от 21.12.2018, N 9/4331 от 21.12.2018, N 9/4332 от 21.12.2018, N 9/4333 от 21.12.2018, N 9/4334 от 21.12.2018, N 9/4335 от 21.12.2018, N 9/ 4336 от 21.12.2018, N 9/ 4337 от 21.12.2018, N 9/4338 от 21.12.2018, N 9/4339 от 21.12.2018, N 9/4340 от 21.12.2018, N 9/4342 от 21.12.2018, N 9/4343 от 21.12.2018, N 9/4344 от 21.12.2018, N 9/ 4345 от 21.12.2018, N 9/ 4346 от 21.12.2018, N 9/4347 от 21.12.2918.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2019 по делу N А40-68967/2019 с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "РН-Морской терминал Туапсе" взыскан штраф за задержку уборки вагонов с путей необщего пользования в ноябре 2018 года в размере 280000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2019 по делу N А40-68978/2019-102-676 с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "РН-Морской терминал Туапсе" взыскан штраф за задержку уборки вагонов с путей необщего пользования в декабре 2018 года в размере 333632 рубля.
Судом первой инстанции установлено, что не все периоды нарушения сроков уборки порожних вагонов совпадают с периодами нарушения срока оборота вагонов.
Ссылка заявителя на то, что в материалах дела имеется анализ нарушения технологических норм ООО "РН-Морской терминал Туапсе", подтверждающий отсутствие задержки уборки порожних вагонов и неблагоприятных погодных условий в периоды, указанные в актах общей формы, подлежит отклонению апелляционным судом.
Обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, предусмотрены в пункте 18 Правил по охране труда при работе на высоте", утвержденного приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н, в котором указано на недопустимость выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15-м/с и более.
Согласно пункту 3 Приказа N 155н к работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;
В рассматриваемом случае в ООО "РН-Морской терминал Туапсе" поступают вагоны-цистерны с нефтепродуктами, перед сливом которых необходимо проверить целостность пломб отправителя, отобрать пробы в соответствии со стандартом, измерив при этом плотность, температуру и высоту наполнения цистерн в соответствии с пунктом 5.32 Правил технической эксплуатации нефтебаз", утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 232.
Указанные работы осуществляются работниками грузополучателя при подъеме на предельную высоту вагона-цистерны.
В соответствии с пунктами 3.1. и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 "Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений" определен статический габарит "Тц" - для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования, верхние очертания которого от уровня головок рельс составляют 5300 мм, то есть 5,3 метра.
Таким образом, из пункта 5.32 Правил технической эксплуатации нефтебаз" и из пунктов 3.1. и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 следует, что работы, связанные с приемом вагонов под выгрузку относятся к работе на высоте.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а именно: 28 и 29 ноября 2018 года скорость ветра достигала 15 м/сек и более, вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов.
Погодные условия подтверждены представленными в материалы дела в электронном виде справками (т. 6 л.д. 31)
Судом первой инстанции также установлено нарушение со стороны ОАО "Российские железные дороги" сроков уборки вагонов с выставочных путей грузополучателя.
Так, 01.12.2018 в 22-16 на станции Веселое отставлен поезд с индексом 6361-905-5331 в количестве 41 вагона. Согласно уведомлению о завершении грузовой операции 000064677 направленной в 18-00 на уборку 19 вагонов ОАО "Российские железные дороги" нарушен срок уборки на 2 часа и вагоны убраны 22-30. То есть на момент бросания поезда со стороны ответчика нарушение не имело место быть.
Поезд с индексом 6110-150-5334 отставлен 04.12.2018 в 18-59 на станции Моздок согласно приказу 2502. Согласно уведомлению о завершении грузовой операции 000064721 на уборку 30 вагонов (дата и время направления уведомления 04.12.2018 в 16-30) ОАО "Российские железные дороги" нарушен срок уборки на 9 часа, вагоны убраны 05.12.2018 в 4-40. Согласно уведомлению 000064725 на уборку 1 вагона (дата и время направления уведомления 04.12.2018 18-00) ОАО "Российские железные дороги" нарушен срок уборки вагона на 5 часов и вагоны были убраны 1-50.
Поезд в количестве 62 вагонов с индексом 5201-770-5331 согласно приказу 2777 отставлен 08.12.2018 в 09-15 на станции Гречишкин. Согласно уведомлению о завершении грузовой операции 000064780 на уборку 30 вагонов (дата и время направления уведомления 08.12.2018 в 00-40) ОАО "Российские железные дороги" нарушен срок уборки на 7 часа и вагоны убраны 08.12.2018 гв 10-50.
Поезд в количестве 61 вагона с индексом 5201-775-5331 согласно приказу 2060 отставлен 10.12.2018 в 14-04 на станции Армавир. Согласно уведомлению о завершении грузовой операции 000064803 на уборку 30 вагонов (дата и время направления уведомления 10.12.2018 в 10-00) ОАО "Российские железные дороги" нарушен срок уборки на 4 часа, вагоны убраны 10.12.2018 в 16-00.
В данном случае факт несвоевременного освобождения ОАО "Российские железные дороги" путей необщего пользования подтвержден. Указанные обстоятельства влияют на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов ООО "РН-Морской терминал Туапсе" на путях общего пользования.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований обоснован, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2020 по делу N А32-57236/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57236/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе