г. Краснодар |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А32-59084/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Кубаньводоканал" (ИНН 2312210286, ОГРН 1142312000148) - Алиповой Л.А. (доверенность от 26.01.2021), от ответчика - товарищества собственников жилья "Победы 276/1" (ИНН 2370003909, ОГРН 1142370000960) - Стрыгина О.В. (доверенность от 01.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Победы 276/1" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021 по делу N А32-59084/2019, установил следующее.
ООО "Кубаньводоканал" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Победы 276/1" (далее - товарищество) о взыскании 396 072 рублей 83 копеек задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с 01.07.2017 по 30.09.2017, с 01.11.2017 по 30.11.2017 и с 01.01.2018 по 31.03.2019, 60 888 рублей 35 копеек неустойки с 16.08.2017 по 05.12.2019, а также 2101 рубля 50 копеек расходов на получение справки БТИ.
Решением от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.01.2021, иск удовлетворен частично: с товарищества в пользу водоканала взыскано 196 863 рубля 46 копеек задолженности, 30 197 рублей 72 копеек неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы на получение справки БТИ и уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и отказать в иске. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Заявитель фактически не согласен с возложением на товарищество обязанности по оплате коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды многоквартирного дома. Заявитель указывает на то, что между собственниками помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении ответчика, и истцом заключены прямые договоры на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению. Договор от 22.11.2016 N 1047 противоречит нормам действующего законодательства, поскольку объем обязательств товарищества за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате; решение об изменении порядка оплаты поставленного коммунального ресурса собственниками помещений в многоквартирного дома не принималось; на товарищество не может быть возложена обязанность по оплате разницы между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям общедомового прибора учета за расчетный месяц, и объемом, который должны оплатить потребители по индивидуальным приборам учета. Истцом не доказано, что в спорном многоквартирном доме имеется техническая возможность потребления спорных услуг на общедомовые нужды. Заявитель указывает на то, что суды не проверили достоверность расчета стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению; не учли, что товарищество не располагает данными, подтверждающими индивидуальное потребление, поскольку не является стороной договоров, заключенных собственниками помещений с ресурсоснабжающей организацией.
В отзыве на кассационную жалобу водоканал просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, обществом и товариществом заключен договор от 22.11.2016 N 1047 на водоснабжение и водоотведение; истец является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей холодную воду и принимающей сточные воды из многоквартирного дома, находящего в управлении товарищества.
С 01.07.2017 по 30.09.2017, с 01.11.2017 по 30.11.2017 и с 01.01.2018 по 31.03.2019 истцом оказаны услуги по поставке холодной воды и водоотведению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку задолженность за холодную воду и водоотведение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за указанные периоды ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами N 124, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт оказания истцом ответчику в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды.
Суды также установили, что в части определения объема потребленной воды на содержание общего имущества многоквартирного дома расчет истца является верным, так как произведен по установленной формуле, подтвержден показаниями общедомового прибора учета и сведениями о поквартирных показаниях индивидуальных приборов учета. Ответчик представленный истцом расчет документально не опроверг.
При этом суд первой инстанции скорректировал расчет объемов водоотведения на общедомовые нужды спорного многоквартирного дома в соответствии с требованиями Правил N 124.
Ссылка товарищества на то, что на него не может быть возложена обязанность по оплате разницы между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям общедомового прибора учета за расчетный месяц, и объемом, который должны оплатить потребители по индивидуальным приборам учета, подлежит отклонению в силу следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения также внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила N 306, а также в Правила N 124.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124 управляющая компания (товарищество собственников жилья) даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией (товариществом собственников жилья), а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией (товариществом собственников жилья) затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией (товариществом собственников жилья), которая впоследствии включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Приведенные товариществом в кассационной жалобе доводы о том, что отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, не подтверждены документально, основаны на ошибочном толковании положений закона.
Потребление коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами многоквартирного дома. Ответчик не доказал, что содержание общего имущества многоквартирного дома (в частности, содержание водопроводных сетей, в которых неизбежны потери части ресурса, полив растений на придомовой территории и т.д.) было возможно без использования подаваемой истцом воды.
Несогласие товарищества с расчетами не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлен на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, установленных судами по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения норм процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021 по делу N А32-59084/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом собственников жилья) подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (товариществу собственников жилья), но не ресурсоснабжающей организации.
...
Товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-3103/21 по делу N А32-59084/2019