Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-3103/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
15 января 2021 г. |
дело N А32-59084/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кладиновой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Алипова Л.А. по доверенности от 16.12.2020, паспорт;
от ответчика - представитель Стрыгин О.В. по доверенности от 01.01.2021, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Победы 276/1" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 по делу N А32-59084/2019
по иску ООО "Кубаньводоканал"
к ТСЖ "Победы 276/1"
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубаньводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Победы 276/1" (далее - ответчик) о взыскании основного долга за период с 01.07.2017 по 31.03.2019 в размере 396 072,83 руб. и пени за период с 18.08.2017 по 05.12.2019 в размере 90 867,04 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просил суд взыскать с ответчика основной долг за периоды с 01.07.2017 по 30.09.2017, с 01.11.2017 по 30.11.2017, с 01.01.2018 по 31.03.2019 в размере 396 072,83 руб., пени за период с 16.08.2017 по 05.12.2019 в размере 60 888,35 руб., судебные расходы в размере 2 101 руб. Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 исковые требования удовлетворены в части, с ответчика в пользу истца взыскано: задолженность за периоды с 01.07.2017 по 30.09.2017, с 01.11.2017 по 30.11.2017, с 01.01.2018 по 31.03.2019 с 01.12.2016 по 30.06.2017 в размере 196 863,46 руб., пени за период с 16.08.2017 по 05.12.2019 в размере 30 197,72 руб., расходы за предоставление сведений в размере 1 273,83 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 360,02 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указал, что указание суда на то, что договор, заключенный между сторонами, является договором энергоснабжения, отношения по которому регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, не правомерно, поскольку данные правоотношения, регулируются, в первую очередь, специальными нормами ЖК РФ. Из толкования во взаимосвязи норм ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Таким образом, поскольку собственники помещений не принимали до 30.12.2018 решения платить по разнице показаний, то и на ТСЖ такая обязанность возложена быть не может. Ответчик полагает, что истец обязан производить начисления воды, потребленной на содержание общего имущества по нормативу с последующим перерасчетом по показаниям общедомового прибора учета, а возложенная на ответчика п. 3.5 и 3.9 договора N 1047 от 22.11.2016 обязанность оплачивать разность показаний между общедомовым прибором учета холодной воды и суммой показаний приборов учета, принадлежащих собственникам помещений, противоречит закону и не может применяться в регулировании отношений между сторонами. Кроме того, в доме, находящемся в управлении ТСЖ "Победы 276/1", собственники имеют индивидуальные договоры с ООО "КубаньВодоканал" на приобретение коммунальных ресурсов холодной воды и водоотведения. Истцом, несмотря на требования ответчика, Акты принятия приборов учета в эксплуатацию от 2016-2017 гг. в связи с массовой заменой приборов учета не были предоставлены, таким образом, отсутствует документальное подтверждение исходных показаний приборов учета, примененных истцом при расчетах. Кроме того, ответчиком было выявлено превышение суммы показаний индивидуальных приборов учета над показаниями общедомового прибора учета в размере 2144,299 м. куб. Истец не опровергает данный документ. Оригиналы Актов снятия показаний (второй экземпляр) находятся у истца. Показания, приведенные в данных Актах, точно соответствуют показаниям, указанным в электронном документе. По нежилым помещениям истец не предоставил начальные показания по состоянию на 30.03.2019. Согласно расчету ответчика, истец по состоянию на 01.04.2019 не имеет права требовать оплаты, а обязан учесть имеющуюся разницу в дальнейших перерасчетах. Данный расчет касается и водоотведения, поскольку объем водоотведения равен объему водоснабжения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
От истца в арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов ответчика и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поступившие документы приобщены судом к материалам настоящего дела.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 22.11.2016 истец (исполнитель) и ответчик (абонент) заключили договор на водоснабжение и водоотведение N 1047, по условиям которого исполнитель, осуществляющий круглосуточное холодное водоснабжение и водоотведение, обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду установленного качества, в объеме, определенном договором, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент - соблюдать предусмотренный договором режим потребления воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить исполнителю оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в договоре (пункты 1.1, 1.2 договора).
Пунктом 3.5 договора установлено, что учет количества израсходованной воды производится по показаниям приборов учета. Абонент обязан снимать показания индивидуальных и общедомового приборов учета и передавать данные сведения исполнителю на бумажном носителе за подписью ответственного лица в срок с 20 по 25 число каждого месяца (пункт 3.6 договора).
К оплате абоненту предъявляется количество воды и сточных вод, рассчитанное как разность между объемом потребленной воды по показаниям общедомового прибора учета и суммарным объемом потребленной воды по показаниям индивидуальных приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома (пункт 3.9 договора).
В соответствии с пунктом 5.1.4 договора, оплата за водоснабжение и водоотведение производится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Истцом в период с 01.07.2017 по 31.03.2019 оказывались услуги по водоснабжению и водоотведению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Победы, 276/1, в адрес ответчика направлялись акты об оказанных в спорный период времени услугах на общую сумму 396 072,83 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием об оплате имеющейся задолженности, однако претензия оставлена ответчиком без финансового удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате принятых услуг послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд верно определил, отношения, возникшие между сторонами, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу ч. 2 ст. 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
К спорным правоотношениям в качестве специальных применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Так, статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме вывела из состава платы за коммунальные услуги и включила в состав платы за содержание жилого помещения, за исключением случаев, когда собственниками помещений выбрана форма непосредственного управления многоквартирным домом, либо не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован.
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, для многоквартирных домов, в отношении которых избрана форма управления посредством привлечения управляющей организации, общим правилом являлось внесение как платы за содержание жилого помещения, так и платы за коммунальные ресурсы управляющей организации (часть 7 статьи 155 Кодекса).
Между тем, предусматривалась и возможность отступления от данного общего правила.
Так, согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может в том числе определяться в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом либо в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых непосредственно собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, законодательством действительно предусмотрена вариативность субъектного состава договора энергоснабжения, заключаемого в целях обеспечения коммунальным ресурсом многоквартирного дома.
Как установлено судом и не отрицается сторонами, собственниками помещений спорного многоквартирного дома заключены прямые договоры на поставку спорного коммунального ресурса с истцом. При этом форма управления многоквартирными домами - управление посредством товарищества собственников жилья - сохранилась, в силу чего ответчик сохранил статус исполнителя услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
В силу пункта 6 Правил N 354 Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В применимой к спорным правоотношениям сторон редакции Правил N 124 понятие исполнитель было уже сформулировано (расширено) законодателем таким образом, что позволяло считать таковым, в том числе, лицо, на которое возложена лишь обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме без предоставления потребителю коммунальных услуг для целей индивидуального потребления (легальная дефиниция закреплена в пункте 2 Правил).
По указанной причине, суд верно указал, довод ответчика о том, что он не является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению по отношению к собственникам помещений многоквартирного дома сам по себе не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку в рассматриваемом случае договор водоснабжения и водоотведения общедомовых нужд между сторонами заключен, что не может освобождать ответчика от оплаты фактически потребленного объема ресурса.
Кроме того, в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абз. 17 п. 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды. В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженернотехнического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что в отношении объема водоснабжения и водоотведения на содержание общего имущества дома истцом выбран надлежащий ответчик, поскольку товарищество в силу закона и условий договора обязано оплатить соответствующий объем ресурса и услуги.
Проверив расчет истца, суд признал его выполненным верно в части. В части определения объема потребленной воды на содержание общего имущества дома расчет истца суд счел верным, так как он произведен по установленной формуле и подтвержден показаниями общедомового прибора учета и сведениями о поквартирных показаниях индивидуальных приборов учета.
Ответчик возражает против указанного расчета, ссылаясь на непредоставление истцом Актов принятия приборов учета в эксплуатацию от 2016-2017 гг.
Вместе с тем, как указывалось выше, пунктом 3.5 спорного договора установлено, что учет количества израсходованной воды производится по показаниям приборов учета. Абонент обязан снимать показания индивидуальных и общедомового приборов учета и передавать данные сведения исполнителю на бумажном носителе за подписью ответственного лица в срок с 20 по 25 число каждого месяца (пункт 3.6 договора).
Истец указал, что ответчик подавал ежемесячно показания индивидуальных приборов учета от потребителей и предоставлял показания ОДПУ одновременно. Согласно предоставленным показаниям ресурсоснабжающая организация производила начисления за водоснабжение потребителям за индивидуальное потребление, а разницу за вычетом от ОДПУ и ИПУ выставляла ТСЖ "Победы 276/1".
Также истец ссылается, что нежилые помещения в многоквартирном доме не включены в предъявленную к оплате стоимость принятых услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с тем, что у нежилых помещениях на первом этаже имеются отдельные приборы учета от общедомового прибора учета, т.е. учет воды учитывается отдельно, отдельная водопроводная и канализационная сеть. Подвальные нежилые помещения тоже не включены в предъявленную к оплате стоимость принятых услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с тем, что прибор учета находящийся в подвальном помещении опломбирован для предотвращения водоразбора данного помещения.
Иного из материалов дела не следует.
Таким образом, довод ответчика о недостоверности представленных истцом в материалы дела показаний приборов учета, на основании которых произведен расчет задолженности, отклоняется судом, поскольку по условиям спорного договора ответственность за их предоставление исполнителю лежит на абоненте. Кроме того, акты принятия приборов учета в эксплуатацию от 2016-2017 гг. должны быть в наличии и у ответчика, как у лица, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку спорный дом оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, истец обоснованно производит начисление ответчику по подпункту а) пункта 21 (1) Правил N 124, согласно которым при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Признавая расчет истца в части водоотведения неправильным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, учитывается следующее.
Согласно подпункту в) названного пункта общий объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле:
VД = VП + Vсред + Vн + Vрасч + Vкр + Vнодн, где слагаемые VП, Vсред, Vн, Vрасч, Vкр представляют собой суммарный объем индивидуального потребления, определенный для каждого из помещений многоквартирного дома в предусмотренных нормативно случаях, либо по показаниям индивидуальных приборов учета, либо по среднемесячному объему потребления, либо по нормативу, либо расчетным путем, а слагаемое Vнодн представляет собой объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Применительно к коммунальной услуге по водоотведению пунктом в(4) установлено специальное правило: объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: VСТ = VХВС + VГВС.
Согласно подпункту г) пункта 21 Правил N 124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем.
Пунктом 21 (1) названных правил предусмотрены случаи, когда на исполнителя услуги по содержанию общего имущества МКД возлагается обязанность по оплате объема коммунального ресурса, потребленного на содержание общего имущества МКД, а также определен порядок установления объема такого коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем.
Подпунктом в) названного пункта закреплено, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vнодн, где Vнодн определяется в соответствии с пунктом 21 данных Правил, то есть, как указано выше, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что в суммарном по дому объеме водоотведения, определенном по формуле: VСТ = VХВС + VГВС (где объемы VХВС, VГВС могут быть определены и по показаниям коллективных приборов учета при наличии таковых) должен быть выделен объем водоотведения, подлежащий оплате исполнителем услуги содержания общего имущества дома.
При этом данный объем надлежит выделять по формуле Vд = Vнодн.
Пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), закреплено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующие изменения внесены в текст названных Правил с 01.01.2017 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым в числе прочего предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).
С учетом указанного, Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Приказ N 3/2017-нп) установлены и введены в действие с 1 июня 2017 года в том числе нормативы отведения сточных вод (приложение N 3).
В пункте 2 названного приказа продублированы положения пункта 29 Правил N 306 в части указания на то, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд отмечает, что в связи с изменением указанных Правил и включением в них порядка определения указанного норматива, отпадают основания для применения правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Согласно указанной правовой позиции при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд. Данная позиция была основана на том, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Согласно пункту 48 Правил N 354, подпунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 приложения N 2 к этим правилам указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306. Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил. Таким образом, ввиду того, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления обществом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
Соответственно в настоящее время, Правила N 306 изменены, нормативы установлены, оснований для отказа во взыскании стоимости услуги по водоотведению на содержание общего имущества дома по причине невозможности расчета более не имеется.
С 01.06.2017 года действовали нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодная (горячая) вода, отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные приложениями 1, 2 к Приказу N 3/2017-нп.
Указанные нормативы зависят от оснащения многоквартирного дома горячим и холодным водоснабжением либо только холодным и от этажности многоквартирного дома.
Судом установлено, согласно представленной истцом в материалы дела копии справки Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", филиал по г. Славянску-на-Кубани и Славянскому району, исх. N БТ/2020-17972 от 15.07.2020, общая площадь помещений общего пользования многоквартирного дома, расположенного по ул. Победы, 276/1, составляет 3 347,2 кв. м, в том числе площадь подвала - 1 491,0 кв. м.
Из представленной ответчиком копии технического паспорта домовладения N 276 по ул. Победы, кор. 1, следует, что число этажей указанного дома составляет 10 этажей, централизованное горячее водоснабжение отсутствует.
Приложением N 2 к Приказу N 3/2017-нп "Нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодная (горячая) вода) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлено, что норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением в кубических метрах в месяц на квадратный метр общей площади в зависимости от этажности. Для домов этажностью от 10 до 16 установлен норматив - 0,019 куб. м/на кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Приложением N 3 к этому же Приказу установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов (отведение сточных вод) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме как равные с учетом измененной редакции Правил N 306 сумме закрепленных Приложением N 2 нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в спорный период с июля 2017 года по март 2019 года включительно нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме были установлены, расчет технически возможен.
Также суд установил, что истцом неверно определена площадь мест общего пользования 3 347,2 кв. м, в которую включена площадь подвала 1 491,0 кв. м.
Согласно пункту 17 приложения N 2 к Правилам N 354 и по смыслу приложения N 1 к Правилам N 306 при определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, площади подвалов и чердаков не предусмотрены для включения в расчет общей площади.
Ввиду чего площадь мест общего пользования составила 1 856,2 кв. м.
В данной части стороны возражений не заявили.
По расчету суда размер платы за водоотведение на содержание общедомового имущества, определенный путем умножения норматива на тариф и на площадь мест общего пользования, за период с июля 2017 года по март 2019 года составляет: за июль, август, сентябрь, ноябрь 2017 года и за период с января по июнь 2018 года - по 1 562 руб. 36 коп. (с НДС) в месяц, за период с июля по декабрь 2018 года - 1 640 руб. 65 коп. (с НДС) в месяц, за период с января по март 2019 года - по 1 668 руб. 16 коп. в месяц, а всего - 30 471 руб. 74 коп.
Мотивированные и нормативно обоснованные возражения относительно произведенного судом расчета лица, участвующие в деле, также не представили.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда об обоснованности заявленных исковых требований о взыскании задолженности по договору на водоснабжение и водоотведение в части 196 863 руб. 46 коп. (166 391 руб. 72 коп. + 30 471 руб. 74 коп.), в остальной части судом правомерно отказано.
Кроме того, истцом заявлены требования, с учетом их уточнения, о взыскании с ответчика пени за период с 16.08.2017 по 05.12.2019 в размере 60 888 руб. 35 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности просрочки исполнения.
Согласно пункту 6.3 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку факт наличия задолженности подтвержден материалами дела, постольку требование истца о взыскании пени заявлено правомерно.
Истцом представлен расчет пени, произведенный исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации - 4,25%.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований о взыскании основного долга, судом произведен перерасчет пени, согласно которому размер подлежащей взысканию с ответчика пени за период с 16.08.2017 по 05.12.2019 составил 30 197 руб. 72 коп., в удовлетворении остальной части пени судом отказано.
Каких-либо возражений относительно расчета пени стороны не заявили, ввиду чего основания для переоценки выводов суда в данной части у апелляционной коллегии отсутствуют.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов в сумме 2 101 руб. 50 коп. за изготовление справки Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", которое признано судом обоснованным и подтвержденным.
Вместе с тем, судом правомерно применено правило пропорционального распределения судебных расходов, установленное ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с размером удовлетворенных исковых требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 по делу N А32-59084/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-59084/2019
Истец: ООО "Кубаньводоканал"
Ответчик: ТСЖ "Победы 276/1"