Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2021 г. N Ф08-4735/21 по делу N А32-40014/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, апелляционный суд исходил из следующего. Отсутствие утвержденного градостроительного регламента само по себе не может являться основанием для отказа в выдаче главе хозяйства разрешения на строительство. Материалы дела подтверждают, что внесение соответствующих изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки планируется на 2023 год. При этом предложение заявителя по отображению земельного участка с кадастровым номером 23:35:0401001:159 в "производственную зону сельскохозяйственных предприятий", позволяющую размещение фермы для крупного рогатого скота, принято. При внесении изменении в генеральный план и правила землепользования и застройки, согласно указанной программе обращение главы хозяйства будет учтено и доведено до проектной организации. Следовательно, именно органами местного самоуправления до настоящего времени не утверждены нормативные правовые акты, содержащие требования к градостроительным регламентам и к осуществляемой деятельности в границах спорного земельного участка. В настоящее время ограничения использования земельного участка с кадастровым номером 23:35:0401001:159 в порядке, предусмотренном законом, не установлены. В этой связи отсутствуют основания для вывода о наличии обстоятельств, позволяющих уполномоченному органу принимать решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на спорном земельном участке в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса. Поэтому решение об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным, поскольку фактически лишает главу хозяйства права на осуществление предпринимательской деятельности. Материалы дела также подтверждают, что главой хозяйства и министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края заключено соглашение от 23.12.2019 N 2349 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы в Краснодарском крае. На часть полученных бюджетных средств заявителем приобретена сельскохозяйственная техника. Главой хозяйства и министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края также заключен договор от 26.11.2020 купли-продажи поголовья крупного рогатого скота в количестве 50 штук, который исполнен сторонами. Это свидетельствует о реальном осуществлении заявителем предпринимательской деятельности, направленной на развитие животноводства в Краснодарском крае. Главой хозяйства также предоставлены: экспертное заключение от 07.12.2020 N 004570 о соответствии будущей фермы нормам законодательства Российской Федерации, в частности СанПиНам; санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.12.2020 N 23.КК.03.000.Т.003223.12.2020. Заявителем также представлено письмо департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 09.03.2021 N 71-05-1-04-1976/21, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:35:0401001:159 имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположен на территории земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из Правил землепользования и застройки, арендуемый главой хозяйства земельный участок расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не распространяются. Карта градостроительного зонирования территории Кирпильского сельского поселения включает зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2). Градостроительными регламентами данной зоны к основным видам разрешенного использования отнесено, в том числе, осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением сельскохозяйственных животных и размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. Следовательно, представленный в аренду главе хозяйства земельный участок расположен на территории, которая не относится к сельскохозяйственным угодьям. По условия договора аренды (пункт 4.1.6) арендатор имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных уполномоченным органом правил, нормативов. С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности решения управления, выраженного в письме от 17.080.2020 N 1733, об отказе в выдаче главе хозяйства разрешения на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:35:0401001:159. Данное решение не только не соответствует закону, но и нарушает права (интересы) главы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.

...

Доводы администрации о том, что в нарушение требований Градостроительного кодекса главой хозяйства не проводилась экспертиза проектной документации, который также не обращался с предложениями о внесении изменений в правила землепользования и застройки, подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам спора и материалам дела.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверялись при разрешении спора судом апелляционной инстанции. Отклоняя данные доводы, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для вывода о наличии обстоятельств, позволяющих уполномоченному органу принимать решение об отказе в выдаче разрешения на строительство по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса."