г. Краснодар |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А32-60442/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (ИНН 2314015121, ОГРН 1022302349475) - Кацука В.А. (доверенность от 23.12.2020), лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Камыниной И.В. (доверенность от 29.12.2020), Администрации Краснодарского края - Гонтаря А.О. (доверенность от 25.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по делу N А32-60442/2019, установил следующее.
ООО "Транс-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), изложенного в письме от 15.11.2019 N 52-45958/19-33-12, об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 площадью 25 024 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Русь", бригада N 5, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения, в целях размещения дробильно-сортировочного завода для переработки минерального сырья при разработке Оржинского-1 месторождения гравийно-песчаной смеси в Лабинском районе Краснодарского края; возложении на департамент обязанности в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного решения принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 площадью 25 024 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Русь", бригада N 5, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения, в целях размещения дробильно-сортировочного завода для переработки минерального сырья при разработке Оржинского-1 месторождения гравийно-песчаной смеси в Лабинском районе Краснодарского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Краснодарского края (далее - администрация).
Решением от 28.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:994, который расположен в функциональной зоне: производственная зона - территория промышленных предприятий; территориальной зоне П-4 - зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м; в границах зон с особыми условиями: санитарно-защитной зоны предприятий, производств и объектов; добычи строительного сырья; подтопления, что подтверждается сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) Управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края. В этой связи суды пришли к выводу об отсутствии оснований к отказу в переводе спорного земельного участка из одной категории в другую (запрет на подобные действия действующее законодательство не содержит).
В кассационной жалобе департамент просит решение от 28.09.2020 и постановление апелляционного суда от 22.01.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что согласно схеме территориального планирования муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 25.08.2011 N 106/23, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 расположен в функциональной зоне - земли сельскохозяйственного назначения. При наличии указанной информации у департамента отсутствовали основания для подготовки проекта правового акта о переводе земельного участка в категорию земель промышленности. Сведения ИСОГД не являются доказательством того, что размещение дробильно-сортировочного завода для переработки минерального сырья на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 не противоречит утвержденным документам территориального планирования Лабинского района Краснодарского края.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, подчеркнув, что земельный участок с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 расположен в функциональной зоне "Территория промышленных предприятий"; территориальной зоне "П-4. - Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м"; ввиду чего оснований к отказу в переводе испрашиваемого земельного участка из одной категории в другую не имелось.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, департамента и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 площадью 25 024 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Русь", бригада N 5, регистрация права собственности произведена 06.09.2019 за N 23:18:0701000:1482-23/011/2019-1.
30 ноября 2015 года заявителю выдана лицензия на пользование недрами КРД 80381 ТЭ по добыче валунно-гравийной смеси Орджинского-1 месторождения, сроком действия до 29.11.2024 (т. 1, л. д. 19, 20).
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (распорядитель недр) и общество (владелец лицензии) заключили договор об условиях пользования недрами в целях добычи валунно-песчано-гравийной смеси Орджинского-1 месторождения, являющийся неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами в пределах предоставленного участка недр (т. 1, л. д. 21 - 28).
4 марта 2016 года Министерство природных ресурсов Краснодарского края зарегистрировало изменения условий лицензии за N 271, а также 17.04.2018 за N 553 и 02.07.2019 за N 628 в части замены слова "Орджинского-1" на "Оржинского-1" и объемов добычи валунно-песчано-гравийной смеси.
Согласно горноотводному акту к лицензии на пользование недрами от 28.11.2016 заявителю предоставлен горный отвод, расположенный в 2,0 км северо-западнее станицы Зассовской Лабинского района Краснодарского края, с площадью проекции горного отвода в 95,52 га, срок действия горного отвода - до 29.11.2024.
3 октября 2019 года заявитель обратился в адрес департамента с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 площадью 25 024 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоза "Русь", бригада N 5, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения в целях размещения дробильно-сортировочного завода по переработке минерального сырья при разработке Оржинского-1 месторождения гравийно-песчаной смеси в Лабинском районе Краснодарского края.
В письме от 15.11.2019 N 52-45958/19-33-12 департамент изложил решение об отказе в удовлетворении ходатайства общества, мотивированное тем, что по информации администрации, изложенной в письмах от 28.10.2019 N 5208/01.1-16, 05.11.2019 N 1/5342/01.1-16, согласно схеме территориального планирования муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 25.08.2011 N 106/23, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 расположен в функциональной зоне - земли сельскохозяйственного назначения, что не соответствует планируемому виду его использования (размещение дробильно-сортировочного завода).
Считая отказ департамента незаконным, нарушающим права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности и иного специального назначения выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), согласно которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2). Часть 3 приведенной статьи Закона N 172-ФЗ предусматривает, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ). По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ, в силу которой перевод земель не допускается, в том числе в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Решение департамента, изложенное в письме от 15.11.2019 N 52-45958/19-33-12, мотивировано тем, что согласно схеме территориального планирования муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 25.08.2011 N 106/23, земельный участок (кадастровый номер 23:18:0701000:1482) расположен в функциональной зоне - земли сельскохозяйственного назначения, что не соответствует планируемому виду его использования.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Статьей 42 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 образован в результате межевых работ по образованию двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:994.
Согласно ИСОГД Управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 12.10.2018 N 181 в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края, генеральным планом Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края от 14.02.2011 N 62/21 (в редакции решения от 30.08.2018 N 301/47), Правилами землепользования и застройки Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края от 19.05.2014 N 194/61 (в редакции решения от 26.02.2018 N 242/36) земельный участок 23:18:0701000:1482 находится в функциональной зоне - "Территория промышленных предприятий"; территориальной зоне СХ-1 - "Зона сельскохозяйственных угодий"; в границах зон с особыми условиями использования; добычи строительного сырья; подтопления.
По сведениям ИСОГД Управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 20.02.2019 согласно Правилам землепользования и застройки Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Владимирского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края от 19.05.2014 N 194/61 (в действующей редакции от 14.02.2019 N 349/55) земельный участок (23:18:0701000:994) расположен в функциональной зоне: производственная зона - территория промышленных предприятий; территориальной зоне П-4 - зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м; в границах зон с особыми условиями: санитарно-защитной зоны предприятий, производств и объектов; добычи строительного сырья; подтопления.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что на момент принятия департаментом оспариваемого решения испрашиваемое заявителем назначение земельного участка с кадастровым номером 23:18:0701000:1482 (размещение дробильно-сортировочного завода для переработки минерального сырья) не противоречило утвержденным документам территориального планирования Лабинского района Краснодарского края (доказательства обратного материалы дела не содержат). Отказ органа, осуществляющего публичные полномочия, по мотиву несоответствия целевого назначения земельного участка (23:18:0701000:1482) схеме территориального планирования муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества как собственника данного объекта.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе общества приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2021, утратило силу и подлежит отмене (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по делу А32-60442/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 28.09.2020 и постановления апелляционного суда от 22.01.2021, принятое определением от 09.04.2021 по делу N А32-60442/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ, в силу которой перевод земель не допускается, в том числе в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
...
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Статьей 42 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
...
В связи с завершением производства по кассационной жалобе общества приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2021, утратило силу и подлежит отмене (часть 4 статьи 283 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2021 г. N Ф08-3600/21 по делу N А32-60442/2019