Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов
3.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития городского округа
Экономическое развитие города Железногорска во многом определяется развитием человеческого капитала, эффективностью использования трудового потенциала. На протяжении ряда лет, с 2010 по 2015 годы, демографическая обстановка на территории города Железногорска формировалась под влиянием тенденций роста населения в основном за счет миграционного прироста. Стабильная экономическая и политическая обстановка, а также реализация городских социальных программ с 2010 года поспособствовали улучшению демографической ситуации в городе Железногорске, за 2016 год естественный прирост составил 46 человек.
Демографическая динамика города Железногорска обусловлена постепенным старением населения (в 2017 году средний возраст жителя составил 40 лет).
На сегодняшний день, численность трудоспособного возраста от общего числа горожан составляет 57%, к 2025 году доля численности трудоспособного возраста возрастет до 65%.
Современные демографические характеристики позволяют сделать прогноз изменения численности на перспективу.
Таблица 19. Естественное и механическое движение населения 2016 год
Показатели |
|
человек | |
Естественное движение населения |
|
Число родившихся |
1 321 |
Число умерших |
1 275 |
Естественный прирост населения (+,-) |
+ 46 |
Механическое движение населения |
|
Число прибывших |
3 763 |
Число выбывших |
2 869 |
Миграционный прирост населения (+,-) |
+ 894 |
Оценка перспективного изменения численности населения в достаточно широком временном диапазоне (до 2035 г.) требует построения двух вариантов прогноза (условно "инерционный" и "инновационный"). Они необходимы в условиях поливариантности дальнейшего социально-экономического развития территории. Расчетная численность населения и половозрастной состав населения были определены на две даты: 2025 год (первый этап) и 2035 год (расчетный перспективный срок развития города Железногорска).
Ориентировочный прогноз численности населения выполнен на основании анализа сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, а также с учетом основных тенденций перспективного расчета численности населения Российской Федерации до 2035 года.
Данные для расчета ожидаемой численности населения и результаты этого расчёта представлены в Таблице 20.
Таблица 20. Расчет прогнозной численности населения г. Железногорска
N |
Показатели |
Значение |
|
Инерционный сценарий |
Инновационный сценарий |
||
1 |
Численность населения на момент проектирования, чел |
100671 |
100671 |
2 |
Среднегодовой общий прирост населения, % |
+ 1,02 |
+1,15 |
3 |
Срок первого этапа, лет |
8 |
8 |
4 |
Расчетный срок, лет |
19 |
19 |
5 |
Ожидаемая численность населения в 2025 году, чел |
108887 |
110000 |
6 |
Ожидаемая численность населения в 2035 году, чел |
118130 |
120493 |
Для дальнейших расчетов численность населения принимается по инновационному сценарию, согласно которому число жителей города к 2035 году составит 120 493 человек, на 1 этап (2025 г.) - 110 000 человек.
Перспективы демографического развития города Железногорска будут определяться:
- возможностью привлечения и закрепления молодых кадров, созданием новых высокооплачиваемых рабочих мест;
- созданием механизма социальной защищенности населения и поддержки молодых семей, стимулированием рождаемости и снижением уровня смертности населения, особенно детской и лиц в трудоспособном возрасте;
- улучшением жилищных условий;
- совершенствованием социальной и культурно-бытовой инфраструктуры;
- созданием более комфортной и экологически чистой среды;
- улучшением инженерно-транспортной инфраструктуры.
Общая площадь жилых помещений в муниципальном образовании "город Железногорск" курской области на 01.01.2016 составила 2354,9 тыс. м 2. Средняя обеспеченность жилищным фондом на одного жителя равна 23,8 м 2.
В жилой застройке города преобладают многоэтажные здания, материал построек - кирпич и железобетон. Улицы имеют в основном двустороннюю застройку.
Таблица 21. Общая характеристика жилищного фонда на 01.01.2016
N |
Наименование |
Един. изм. |
Значение |
Удельный вес, % |
1 |
Жилищный фонд |
тыс. м 2 общей площади |
2 354,9 |
100,0 |
2 |
Муниципальный |
тыс. м 2 |
121,7 |
5,2 |
3 |
Государственный |
тыс. м 2 |
14,8 |
0,6 |
4 |
Частный |
тыс. м 2 |
2 218,4 |
94,2 |
Общая площадь ветхого жилищного фонда по состоянию на 01.01.2016 составила 1,9 тыс. м 2.
Проектная организация жилой зоны основывается на следующих основных задачах:
- упорядочение существующей планировочной структуры:
- функциональное зонирование;
- выбор направления территориального развития.
Главной задачей жилищной политики является обеспечение комфортных условий проживания для различных категорий граждан.
Для решения этой задачи Генеральным планом города Железногорска Курской области к 2035 году предлагается:
- довести среднюю обеспеченность жилищным фондом до 24,4 м 2 общей площади на человека;
- осуществить строительство нового жилья на свободных территориях.
Объем жилищного строительства на период первого этапа, который предусмотрен Генеральным планом города Железногорска Курской области определен до 2025 года, составит 345,0 тыс. м 2 общей площади. Средний годовой объем 45 тыс. м 2 общей площади.
Генеральным планом города Железногорска Курской области новое жилищное строительство рассчитано в соответствии с перспективным развитием города Железногорска.
Основной объем жилищного строительства запланирован в северной части города Железногорска в микрорайонах 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
Первоочередное строительство до 2025 года:
Многоэтажными жилыми домами:
- 15 микрорайон - 4,043 га;
- 16 микрорайон - 29,59 га;
- 20 микрорайон - 27,39 га.
Малоэтажными жилыми домами:
- 17-18 микрорайон - 92,61 га;
- 19 микрорайон - 16,15 га.
Предусмотрена комплексная застройка микрорайонов с выделением участков для строительства школ, детских садов, поликлиники и гостиницы.
На расчетный срок до 2035 г.
Расчет объемов нового строительства.
1. Существующий жилищный фонд - 2354,9 тыс. м 2 общей площади.
2. Потребность в жилищном фонде на расчетный срок:
,
где S пл - средняя обеспеченность жилищным фондом на 1 человека = 24,4 м 2
Н пл - количество населения на планируемый расчётный период
120493·24,4=2940,03 тыс. м 2 общей площади
3. Объем нового жилищного строительства:
,
где S потр - потребность в жилищном фонде на расчетный срок м 2
S сущ - количество существующей площади жилого фонда
2940,03-2354,9=585,13 тыс. м 2 общей площади
Движение жилищного фонда.
Обеспеченность жилой площадью на одного человека в городе на 01.01.2016 составляет 23,8 м 2 на человека.
Конкретное место размещения и объемы строительства жилья должны быть решены на последующих стадиях (проект планировки) градостроительного проектирования. Движение жилищного фонда представлено в Таблице 22.
Таблица 22. Движение жилищного фонда на период планирования
N |
Наименование |
Ед. измерения |
на 01.07.2017 г. |
1 этап (2025 г.) |
2025 - 2035 г. |
2 этап (2035 г.) |
1 |
Численность постоянного населения |
чел. |
100671 |
110000 |
120493 |
X |
2 |
Средняя обеспеченность жилищным фондом |
м 2/чел |
23,8 |
24,4 |
24,4 |
X |
3 |
Жилищный фонд на 01.01.2016 г. |
тыс. м 2 |
2354,9 |
X |
Х |
X |
4 |
Убыль жилищного фонда |
тыс. м 2 |
X |
1,9 |
X |
1,9 |
5 |
Существующий сохраняемый жилищный фонд |
тыс. м 2 |
X |
2353 |
2687,8 |
X |
6 |
Объемы нового строительства |
тыс. м 2 |
X |
331 |
254,13 |
585,13 |
7 |
Жилищный фонд к концу периода |
тыс. м 2 |
X |
2684 |
2941,93 |
2941,93 |
3.2. Прогноз транспортного спроса, объёмов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта
Прогнозируется увеличение числа жителей, а увеличение уровня автомобилизации населения и притока автомобильного транспорта в весенне-летний период неизбежно приведет к росту подвижности населения на личном транспорте. Увеличению интенсивности движения на дорогах. Поэтому в перспективе необходимо сохранять и увеличивать приоритет в перевозках пассажиров общественным транспортом, для чего необходимо обновлять парк подвижного состава, использовать экипажи различной вместимости, сокращать наполняемость экипажей, обеспечивать удобные подходы к остановкам общественного транспорта.
Прогноз транспортного спроса, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов г. Железногорска представлен в Таблице 23.
Таблица 23. Прогноз транспортного спроса объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов
N |
Показатели |
Ед. изм. |
2016 г. |
2025 г. |
2035 г. |
Транспорт (автомобильный, железнодорожный) | |||||
1 |
Объем перевозок грузов |
тыс. т. |
6925,03 |
7617,5 |
8379,3 |
2 |
Грузооборот |
тыс. т. км. |
115,28 |
126,8 |
139,48 |
3 |
Перевезено пассажиров автомобильным транспортом |
тыс. чел. |
8391 |
9230 |
10153 |
4 |
Перевезено пассажиров железнодорожным транспортом |
тыс. чел. |
88 |
220 |
264 |
5 |
Пассажирооборот |
пасс. км. |
30524,4 |
33228,0 |
37432,8 |
6 |
Протяженность линий общественного пассажирского транспорта (автобуса) |
км. |
32 |
40,8 |
49,1 |
7 |
Загрузка улично-дорожной сети |
% |
32 |
36 |
40 |
3.3. Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
На расчетный срок внешние связи города будут обеспечиваться, как и в настоящее время, автомобильным транспортом.
Базовыми принципами развития транспортной системы должны стать:
Повышение доступности социальных услуг путем оптимизации системы автодорог и улучшения транспортного сообщения.
Стимулирование экономического развития за счет улучшения транспортного положения и инфраструктурной обеспеченности отдельных территорий.
Повышение мобильности населения как фактора экономического развития. Прогноз развития объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта представлен в Таблице 24.
Таблица 24. Прогноз развития объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта
N |
Наименование объекта транспортной инфраструктуры |
Ед. изм. |
2016 г. |
2025 г. |
2035 г. |
1 |
АЗС |
ед. |
9 |
10 |
11 |
2 |
СТО |
ед. |
16 |
18 |
20 |
3 |
Железнодорожный вокзал |
ед. |
1 |
1 |
1 |
4 |
Автовокзалы |
ед. |
1 |
1 |
1 |
5 |
Автостанции |
ед. |
1 |
1 |
1 |
6 |
Мосты, путепроводы, транспортные развязки |
ед. |
2 |
2 |
2 |
7 |
Вертолетные площадки |
ед. |
- |
- |
1 |
3.4. Прогноз развития дорожной сети
На территории города Железногорска (до 2035 г.) предлагается:
- реконструкция мостовых сооружении на участках дорог N 8 и 8а, расположенных на территории города;
- строительство дорог с твёрдым покрытием 4,8 км.;
- реконструкция дорог с твердым покрытием 19,5 км. позволит улучшить качество жизни населения;
- асфальтирование улиц с щебёночным покрытием 20,8 км.;
- ремонт дорог с твёрдым покрытием 68,3 км.;
- организация дорожной сети в новой жилой застройке 13, 15-20 микрорайонах, протяжённостью внутриквартальных дорог 17,6 км., дорог общегородского значения 17,1 км.
Таблица 25. Прогноз развития дорожной сети
N |
Показатели |
Ед. изм. |
2016 г. |
2025 г. |
2035 г. |
1 |
Протяжённость улично-дорожной сети в том числе |
|
97,6 |
112,2 |
132,3 |
2 |
Плотность транспортной сети в пределах городской застройки |
км/км 2 |
0,87 |
1 |
1,18 |
3 |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
% |
94 |
94 |
94 |
3.5. Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
Уровень автомобилизации населения города легковым автотранспортом в настоящее время составляет 344 ед. на 1000 жителей. Уровень автомобилизации на конец расчетного срока принят 360 ед. на 1000 жителей. Прогнозные значения параметров дорожного движения на улично-дорожной сети г. Железногорска представлены в Таблице 26.
Таблица 26. Прогнозные значения параметров дорожного движения
N |
Прогнозируемый период |
Наименование параметра дорожного движения |
||||
Скорость потока, км/ч |
Интенсивность, ТС/час |
Плотность потока, авт./км. |
Коэфф. загрузки |
Экол. нагр. от АТ концентрация co/no 2 |
||
1 |
2016 - 2025 гг. |
44,6 |
558 |
12,5 |
0,38 |
1,32/0,03 |
2 |
2025 - 2035 гг. |
42,8 |
580 |
13,5 |
0,4 |
1,32/0,03 |
3.6. Прогноз показателей безопасности дорожного движения
Сокращение количества человек, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, снижение уровня тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий в целом по городу неразрывно связано с эффективностью от реализации муниципальных программ.
С учетом изложенного, можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения в рамках муниципальной программы.
Прогноз показателей безопасности дорожного движения представлен в Таблице 27.
Таблица 27. Прогноз показателей безопасности дорожного движения
N |
Целевые показатели |
Ед. изм. |
2016 г. |
2025 г. |
2035 г. |
1 |
Количество ДТП |
ед. |
80 |
89 |
98 |
2 |
Социальный риск от ДТП |
случаев на 100 тыс. населения |
103 |
95 |
86 |
3 |
Количество лиц, пострадавших в результате ДТП |
чел. |
104 |
104 |
104 |
3.7. Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения
По-прежнему, одним из основных и устойчивых источников негативного воздействия на окружающую среду является автотранспорт, создающий высокую плотность и токсичность загрязнения. Объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, приходящийся на каждого жителя города, сопоставим с аналогичными показателями крупных городов России.
Физические факторы воздействия на окружающую среду представляют собой в основном шумовые, вибрационные и электромагнитные поля. Уровни воздействия шума и вибрации на селитебной территории не превышают нормативных значений.
Определяющими (основными) факторами, влияющими на общее состояние окружающей среды на территории города Железногорска, остаются:
- радиоактивное загрязнение территории радионуклидами с плотностью от 1 до 5 Кюри на 1 кв. км., вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (город Железногорск отнесен к территориям с льготным социально-экономическим статусом проживания населения);
- загрязнение атмосферного воздуха твердыми взвешенными веществами, в том числе кремнесодержащей пылью;
- относительно высокое техногенное загрязнение поверхностных водоемов и водотоков на территориях промплощадок;
- проблема утилизации отходов производства и потребления, а также загрязнение отдельных участков городской территории различными видами отходов (несанкционированные свалки).
Прогноз негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду представлен в Таблице 28.
Таблица 28. Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду
N |
Наименование этапа |
Показатель |
|||||
СО |
NO 2 |
||||||
Расчётное, мг/м 3 |
Норматив, мг/м 3 |
Расчётное, мг/м 3 |
Норматив, мг/м 3 |
||||
1 |
2017 - 2025 гг. |
1,32 |
3 |
0,03 |
0,06 |
||
2 |
2025 - 2035 гг. |
1,45 |
3 |
0,033 |
0,06 |
В суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу на долю автотранспорта приходится около 40%. Доля автотранспорта в шумовом воздействии на население составляет 90%. Прогнозируется увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в год приблизительно на 1,5%.
Ежегодной утилизации подлежат примерно 5% существующего парка транспортных средств (брошенные и разукомплектованные автотранспортные средства). В условиях слабой организации сбора и утилизации таких автомобилей (в первую очередь личного транспорта) происходит их накопление, что представляет серьезную проблему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.