г. Краснодар |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А32-42392/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Колви" (ИНН 7719593063, ОГРН 1067746674896) - Савчука В.В. (доверенность от 01.09.2020), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни - Благоева А.С. (доверенность от 07.12.2020) и Нещеретной О.С. (доверенность от 01.03.2021), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А32-42392/2020, установил следующее.
ООО "Колви" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Новороссийской таможни (далее - таможня), выразившихся в отказе в восстановлении преференциального режима по ДТ N 10317120/150520/0045702 (далее - спорная ДТ) и обязании таможни устранить допущенные нарушения.
Решением от 15.12.2020 суд признал незаконными действия таможни, выраженные в отказе в восстановлении тарифных преференций по спорной ДТ и обязал таможню в целях восстановления нарушенных прав возвратить обществу 28 255 рублей 98 копеек. Суд взыскал с таможни в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением от 18.03.2021 суд апелляционной инстанции изменил резолютивную часть решения суда от 15.12.2020, признал незаконными действия таможни, выраженные в отказе в восстановлении тарифных преференций по спорной ДТ; обязал таможню устранить нарушения прав и законных интересов общества путём восстановления преференциального режима по спорной ДТ и возвратить на расчётный счёт общества 28 255 рублей 98 копеек излишне уплаченные таможенные платежи и взыскал с таможни в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы отсутствием в материалах дела доказательств, не позволяющих утверждать, что товар, задекларированный обществом по спорной ДТ, осуществлялся путём прямой поставки. Таможня не запросила у перевозчика информацию о стране перегрузки товаров, дополнительные или уточняющие сведения, касающиеся прямой поставки товара.
В кассационной жалобе таможня просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Документ, свидетельствующий о транзитном перемещении товара из страны-пользователя - Индия через территорию третьей страны - Израиль, в нарушение условий предоставления тарифных преференций, обществом не представлен. Трек-лист не является документом, подтверждающим соблюдение прямой поставки, в связи с отсутствием в нем необходимых идентифицирующих сведений о товаре, а также реквизитов, подписей и печатей лиц, полномочных на подтверждение информации о маршруте перевозки товара. Также в качестве документа, подтверждающего прямую поставку товара, не может быть рассмотрено информационное письмо агента перевозчика, поскольку оно носит информационный характер.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что во исполнение внешнеторгового контракта от 15.09.2016 N DK-K0916, заключённого с компанией "Deepkamal Exports Pvt. Ltd" (продавец, Индия), на условиях поставки CIF - Новороссийск в контейнере N TGBU2724417 по коносаменту от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775 общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товар, - "семена кумина сушёные, недробленные, немолотые, не для посева, не содержащие ГМО, не являющиеся лекарственными средствами, не предназначенные для применения в ветеринарии, используемые в пищевых целях", заявленный в спорной ДТ.
Таможня 15.05.2020 осуществила выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой (выпуск для внутреннего потребления).
Общество направило в таможню заявление от 03.07.2020 N 77/07 о восстановлении тарифных преференций, приложив к нему: оригинал сертификата о происхождении товара формы А от 08.05.2020 N Е1 50846260, КДТ N 10317120/150520/0045702; копию контракта от 15.09.2016 N DK-K-0916; копию страницы 5 спецификации от 09.03.2020 N 3721; копию ведомости; копия коносамента от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775; копию инвойса от 13.04.2020 N DE/EXP/154/19-20; упаковочный лист от 13.04.2020 N DE/EXP/154/19-20.
По результатам проведенного таможенного контроля таможня составила акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 29.07.2020 N 10317000/213/290720/а0381 об отсутствии оснований для восстановления преференциального режима, ввиду отсутствия документов, подтверждающих прямую поставку товара и, письмом от 10.08.2020 сообщила обществу об отказе в предоставлении тарифных преференций по спорной ДТ.
Считая незаконными действия таможни об отказе в предоставлении преференций и об отказе в возврате таможенных платежей, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии у таможни оснований для отказа в предоставлении обществу тарифных преференций на основании следующего.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются комиссией (пункт 4 статьи 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Пунктом 1 статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), установлено, что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с данным Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
В соответствии с пунктом 31 Перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Индия входит в Перечень стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.
Товар "семена кумина сушёные" входит в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8.
Согласно пункту 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 Кодекса. Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 31 Кодекса сертификат о происхождении товара, - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Пунктом 3 статьи 37 Договора о ЕАЭС для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Евразийской экономической комиссией.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила), в пункте 22 которых указаны условия предоставления тарифных преференций, в силу чего тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны - пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным этими Правилами, а также, если выполняются следующие условия: 1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23 - 26 Правил; 2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 Правил; 3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V Правил 4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI Правил.
В соответствии с пунктами 23, 24, 28 раздела IV Правил прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию ЕАЭС без провоза через территории стран, не являющихся государствами - членами ЕАЭС (далее - третьи страны), за исключением случаев, указанных в пунктах 24 и 25 Правил. Происходящие товары могут провозиться через территории третьих стран при выполнении следующих условий: 1) перемещение через территории третьих стран обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами; 2) товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территориях этих стран, находились под таможенным контролем, подтвержденным документально в соответствии с пунктом 26 Правил; 3) товары не являлись объектом торговли или потребления; 4) товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки (пункт 24 Правил).
Документы, подтверждающие соблюдение прямой поставки и непосредственной закупки, должны быть представлены таможенному органу государства - члена ЕАЭС. В случае непредставления таможенному органу государства - члена ЕАЭС указанных документов тарифные преференции в отношении товаров не предоставляются.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 установлены случаи и условия предоставления тарифных преференций, в том числе одним из условий восстановления тарифных преференций, является предоставление декларантом, в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утверждённого Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии евразийской экономической комиссии" ряда документов, в том числе, документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления тарифных преференций, в частности, прямую поставку.
Коллегией Евразийской экономической комиссии утверждена Памятка о правилах определения происхождения товаров при импорте в Евразийский экономический союз (далее - Памятка).
В соответствии с пунктом 3 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, содержащихся в Памятке, помимо того, что преференциальный товар должен быть признан происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, Правила предусматривают обязательные условия для получения тарифного преференциального режима (раздел IV Правил), в том числе прямую поставку. Прямая поставка должна быть подтверждена документально. Для этих целей используется: транспортный документ, содержащий необходимую информацию о товаре и его транспортировке, или документ, выданный таможенным органом третьей страны, подтверждающий нахождение товаров под таможенным контролем. Таким образом, действующее законодательство не содержит норму, обязывающую указывать в транспортном документе информацию о стране перегрузки контейнера с товаром на другое судно.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что представленный обществом в качестве документального подтверждения выполнения правила "прямой поставки" коносамент от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775 (л. д. 54-57) содержит сведения о товаре: 520 мешков семена кумина сингапурское качество, вес нетто 13 тонн, вес брутто - 13,036 тонн, инвойс N DE/EXP/154/19-20, его транспортировке: порт погрузки товара - Мундра (Индия), порт выгрузки, - Новороссийск, название судна MSC MARIANNA, название судна на котором ввезен товар, - NAVIOS SUMMET - что свидетельствует о транзитном перемещении груза. Факт поставки товара в адрес общества из Индии подтверждается сертификатом о происхождении товара формы А от 08.05.2020 N Е1 50846260, представленным в материалы дела (т.1, л. т. 64). Кроме того, в представленном обществом коносаменте от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775, в графе "примечание/экспорт", размещен QR-код, позволяющий таможне при помощи сканирующего устройства получить полную информацию в электронном виде о транспортировке груза в контейнере N TGBU2724417, в том числе информацию о стране перегрузки - Израиль, порт Хайфа. Использование в коносаменте QR-кода, отвечающего требованиям указанного национального стандарта, соответствует целям и задачам стандартизации в Российской Федерации, установленным в пункте 3.1 "ГОСТа Р 1.0-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", согласно которому стандартизация осуществляется в том числе в целях снижения неоправданных технических барьеров в торговле и содействия экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств.
Более того, факт прямой поставки подтверждается тем, что в период всего пути следования товара не нарушены средства таможенного обеспечения - пломба (I1036130), наложенная на контейнер с товаром N TGBU2724417 в порту отправления - Мумбай (Индия). Пломбирование является наиболее распространенным видом наложения таможенного обеспечения и имеет своей целью обеспечение сохранности и неприкосновенности товара на всем пути следования и его нахождения под таможенным контролем, в том числе при транзитных перевозках.
В материалы дела представлены доказательства совпадения номера пломбы (I1036130), указанного в коносаменте от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775 с номером пломбы, указанным в документе учета - от 11.05.2020 N 10317110/110520/10023145 (л.д. 58), сформированной при выгрузке контейнера на территории постоянной зоны таможенного контроля ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП"" морского порта Новороссийск. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в период всего пути следования товара не были нарушены средства таможенного обеспечения - пломба, наложенная на контейнер с товаром в порту отправления. Данное обстоятельство таможня не опровергла.
Согласно части 4 статьи 341 Кодекса в качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати и иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Вышеуказанное свидетельствует о выполнении условий провоза происходящих товаров через территории третьих стран, установленных пунктом 25 Правил: 1) перемещение через территории третьих стран обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами; 2) товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территориях этих стран, находились под таможенным контролем, подтвержденным документально в соответствии с пунктом 26 Правил; 3) товары не являлись объектом торговли или потребления; 4) товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.
Отклоняя довод таможни о нарушение обществом пункта 26 Правил, судебные инстанции правомерно указали, что пунктом 26 Правил установлено, что в качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем может рассматриваться транспортный (перевозочный) документ, содержащий описание товаров, достаточное для их идентификации таможенным органом государства - члена таможенного союза с товарами, заявленными при таможенном декларировании, и свидетельствующий об их транзитном перемещении из страны - пользователя через территории третьих стран, а также содержащий следующую информацию (при наличии): дата разгрузки и перегрузки товаров; названия судов или других используемых транспортных средств; номера контейнеров; условия, при которых товары находились в третьей стране, позволяющие подтвердить нахождение товаров под таможенным контролем; отметки таможенных органов третьей страны. Таким образом, данная норма не содержит обязательного требования об указании в транспортном документе информации о стране перегрузки товара на другое судно.
Представленный обществом таможне коносамент от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775, содержащий сведения о товаре и его транспортировке, с размещенным на нем QR-кодом, позволяющим получить подробную информацию о транспортировке груза, полностью соответствует требованиям пункта 26 Правил и подтверждает соблюдение условия прямой поставки
В соответствии с пунктом 1 статьи 326 Кодекса при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 Кодекса.
Пункт 1 статьи 340 Кодекса устанавливает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Вместе с тем, необходимые действия для получения документов и сведений с целью устранения имеющихся у таможни сомнений, таможенный орган не запросил у перевозчика информацию о стране перегрузки товаров, равно как и дополнительные или уточняющие сведения, касающиеся прямой поставки товара.
Правильно применив указанные выше нормы права, при установленных обстоятельствах, доказательствах, представленных в материалы дела, оцененных в совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о доказанности материалами дела прямой поставки ввезенного по спорной ДТ товара с учетом пункта 24 Правил из Индии в Россию через территорию третьей страны - Израиль, что обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами. Доказательства о возможности иного перемещения товара из Индии в Россию таможня в материалы дела не представила.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил, что во исполнение внешнеторгового контракта от 15.09.2016 N DK-K0916, заключённого с компанией "Deepkamal Exports Pvt. Ltd" (продавец, Индия), общество ввозило и продолжает ввозить товар, - "семена кумина сушёные, недробленные, немолотые, не для посева, не содержащие ГМО, не являющиеся лекарственными средствами, не предназначенные для применения в ветеринарии, используемые в пищевых целях", всегда заявляя о необходимости предоставления тарифных преференций. Маршрут доставки товара из Индии в Российскую Федерацию и порядок оформления документов на его транспортировку в результате прямой поставки не изменился, кроме того общество представило таможне коносамент от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775, содержащий сведения о товаре и его транспортировке, с размещенным на нем QR-кодом, согласно которому таможня могла получить подробную информацию о транспортировке груза, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении тарифных преференций.
Представители таможни подтвердили наличие неоднократных поставок обществу спорного товара по контракту от 15.09.2016 N DK-K0916, заключённому с компанией "Deepkamal Exports Pvt. Ltd" (продавец, Индия), доставка которого происходила с перегрузкой в порту Израиля, а также подтвердили, что в соответствии с размещенным на коносаменте от 26.04.2020 N ZIMUBQL6110775 QR-кодом, таможня получила информацию о транспортировке груза, подтверждающую прямую поставку обществу спорного товара.
Поскольку судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения заявленного обществом требования и сделали правильный вывод о наличии у общества права на применение тарифных преференций, решение суда (в редакции постановления апелляционной инстанции) и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Основания для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам таможенного органа отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А32-42392/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 статьи 340 Кодекса устанавливает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Вместе с тем, необходимые действия для получения документов и сведений с целью устранения имеющихся у таможни сомнений, таможенный орган не запросил у перевозчика информацию о стране перегрузки товаров, равно как и дополнительные или уточняющие сведения, касающиеся прямой поставки товара.
Правильно применив указанные выше нормы права, при установленных обстоятельствах, доказательствах, представленных в материалы дела, оцененных в совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о доказанности материалами дела прямой поставки ввезенного по спорной ДТ товара с учетом пункта 24 Правил из Индии в Россию через территорию третьей страны - Израиль, что обусловлено географическими, транспортными, техническими или экономическими причинами. Доказательства о возможности иного перемещения товара из Индии в Россию таможня в материалы дела не представила."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2021 г. N Ф08-5599/21 по делу N А32-42392/2020