г. Краснодар |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А32-48166/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу N А32-48166/2020, установил следующее.
ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество, порт) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2020 N 10317000-557/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 9 тыс. рублей штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 19.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях порта состава вмененного ему административного правонарушения, выразившегося в представлении таможне отчетности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения, соблюдением административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствием оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в представленном таможне отчете по форме ДО-1 в графе N 2 "дата и время помещения на склад" указаны день и время помещения товара в зону таможенного контроля - 17.08.2018 в 22 часа 54 минуты, что соответствует выданному таможней Подтверждению о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N 10317100/170818/000447 (далее - Подтверждение N 10317100/170818/000447). Суды не указали, какой нормой права предусмотрено, что дата помещения товаров на склад временного хранения (далее - СВХ), указанная в отчетах по форме ДО-1, должна соответствовать дате фактического помещения товаров на СВХ, а не дате, которая указана в Подтверждении N 10317100/170818/000447. Суды не учли позицию таможни, изложенную в протоколе межведомственного рабочего совещания от 28.03.2019 N 2561-07/2 и, состоящую в том, что действующая технология оформления отчетности по форме ДО-1 на всю судовую партию товара одновременно, является правильной, т. к. с момента подтверждения таможней регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товар находится под таможенным контролем и, соответственно, дата и время помещения на склад в отчетности по форме ДО-1 должна соответствовать дате и времени, указанному в Подтверждении N 10317100/170818/000447. Таможня не доказала совершение обществом вмененного ему правонарушения, а также правомерность неоднократного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, что суды не учли при рассмотрении данного дела.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.08.2018 в порт Новороссийск прибыл теплоход "Maersk Gironde" с грузом на борту - 438 контейнеров с различными товарами; в соответствии с частью 1 статьи 100 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в таможню представлен соответствующий пакет документов, в т. ч. генеральная декларация от 17.08.2018, грузовая декларация от 17.08.2018, обращение капитана судна от 17.08.2018, коносаменты в количестве 312 штук.
17 августа 2018 года в 22 часа 54 минуты транспортные, коммерческие и таможенные документы на груз, прибывший на теплоходе "Maersk Gironde", зарегистрированы в таможне с оформлением Подтверждения N 10317100/170818/000447.
21 августа 2018 года общество сформировало и представило в таможню отчетность по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, в том числе отчетность по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020977 (далее - спорная отчетность).
Таможня провела проверку документов и сведений, указанных в представленной обществом спорной отчетности, и установила наличие недостоверных сведений о дате помещения товаров на СВХ, а именно: в графе 2 "сведения о дате и времени помещения на склад" указана дата 17.08.2018, в то время как фактически товары размещены на территории зоны таможенного контроля 21.08.2018. Данный факт таможня признала нарушением пункта 30 раздела IV приказа Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2013 N 28894) (далее - Порядок N 2688), действующего на момент представления спорной отчетности, и статей 13, 90, 92 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Письмом от 28.08.2019 N 42/1-25/1609 таможня уведомила общество о проверке представленных обществом 277 отчетностей (N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014) по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения о дате помещения на СВХ товаров, прибывших 17.08.2018 в порт Новороссийск на борту теплохода "Maersk Gironde", рейс 1814, и в соответствии со статьей 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза запросила тальманские расписки (подлинные экземпляры либо надлежаще заверенные копии) со сведениями о времени выгрузки товаров из судна на территорию зоны таможенного контроля общества.
Сопроводительным письмом от 09.09.2018 N 1100-04/295 общество направило истребованные документы и обратилось в таможню с письмом от 17.09.2018 N 2541-19/1500 о внесении изменений в отчетности по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, указав, что в связи с техническим сбоем программы в графе 2 данных отчетностей представлены недостоверные сведения (поскольку графа 2 заполняется автоматически программным способом на основании Подтверждения N 10317100/170818/000447), а также в связи с тем, что по погодным условиям разгрузка судна приостанавливалась (с выводом теплохода "Maersk Gironde" на внешний рейд) и возобновлена лишь 21.08.2018, а сведения в графу 2 указанных отчетностей по форме ДО-1 автоматически внесены без учета перешвартовки судна, т. е. 17.08.2018.
Письмом от 21.11.2018 N 2541-05/1816 общество дополнительно пояснило, что в отчетностях по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, в т. ч. в спорной отчетности, графа 2 "дата и время помещения на склад" заполняется в программе "ВЭД-склад" исходя из сведений, указанных в Подтверждении N 10317100/170818/000447. Ввиду полученной обществом информации о возможном убытии судна из порта по погодным условиям, в графе 2 "дата и время помещения на склад" данных отчетностей указаны: дата - 17.08.2018, время - 22 часа 54 минуты согласно Подтверждению N 10317100/170818/000447 и оформлено лишь 35 отчетностей по форме ДО-1 (N 10317100/180818/0020701 - 10317100/180818/0020735). По погодным условиям судно отведено на внешний рейд и через 4 дня вновь поставлено к причалу в порту для продолжения выгрузки товаров, в связи с чем на оставшейся части отчетностей по форме ДО-1 в графе 2 надлежало изменить дату с 17.08.2018 (указанную в Подтверждении N 10317100/170818/000447) на 21.08.2018 (дата фактического размещения груза на СВХ). В результате произведенных изменений в программе отражена дата - 21.08.2018 для всех отчетностей по форме ДО-1, оформленных после перешвартовки судна (N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014), после чего отчетность в электронном виде направлена в таможню для регистрации. При этом общество не сомневалось в произведенной корректировке сведений, а также в том, что дата указана верно - 21.08.2018. Однако 17.09.2018 общество узнало о том, что в спорной отчетности в графе 2 указана дата не 21.08.2018, а 17.08.2018, т. е. дата из Подтверждения N 10317100/170818/000447.
Установив заявление в спорной отчетности недостоверных сведений о дате помещения товара на СВХ, таможня составила протокол об административном правонарушении от 15.06.2020 N 10317000-557/2020 и вынесла постановление от 25.06.2020 N 10317000-557/2020 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса в виде 9 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 16.15 Кодекса непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 тыс. до 30 тыс. рублей.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили статьи 98, 100, 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 13, 90, 91, 92, 99 Закона N 289-ФЗ, положения Порядка N 2688 и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Суды обоснованно исходили из надлежащего документального подтверждения таможней совершения обществом правонарушения, квалифицируемого по статье 16.15 Кодекса, выраженного в представлении таможне содержащей недостоверные сведения отчетности по форме ДО-1, которая предусматривает обязательное отражение сведений о дате и времени помещения товара на СВХ, наименование и код товара, его складской номер, количество грузовых мест, весовые характеристики, валютную стоимость товара.
В силу пункта 10 Порядка N 2688, действующего на момент представления спорной отчетности, таможня регистрирует представленные для помещения товаров на временное хранение документы в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации данных документов. Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ и содержащий отметки, предусмотренные пунктом 33 Порядка N 2688.
Таким образом, Подтверждение N 10317100/170818/000447 свидетельствует о получении и регистрации таможней представленных обществом 17.08.2018 документов на товар, подлежащий помещению на СВХ как находящийся под таможенным контролем.
Согласно пункту 30 Порядка N 2688 владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчетность об их хранении по установленным формам.
Пунктом 32 Порядка N 2688, на владельца СВХ возложена обязанность представить таможне отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ.
Исследовав фактические обстоятельства по делу, правильно применив к установленным по делу обстоятельствам положения Порядка N 2688, суды обоснованно исходили из того, что поскольку Подтверждение N 10317100/170818/000447 как документ о получении и регистрации таможней представленных обществом 17.08.2018 документов на товары, подлежащие помещению на СВХ, не свидетельствует о фактическом размещении этих товаров на СВХ, которые (в т. ч. согласно тальманским распискам) помещены на СВХ общества лишь 21.08.2018, таможня правомерно привлекла общество к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в отчетности по форме ДО-1.
Суды правильно указали, что при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований таможенного законодательства, общество, обладая технической возможностью и необходимыми сведениями для формирования достоверной отчетности по форме ДО-1, могло внести в спорную отчетность достоверные сведения о дате фактического помещения товара на СВХ - 21.08.2018, однако указало дату - 17.08.2018.
Довод общества о том, что именно 17.08.2018 является верной датой, которую и надлежало указать в спорной отчетности как подтверждающую помещение товаров на СВХ, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Закона N 289-ФЗ и Порядка N 2688 и противоречащий правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 303-АД18-21902, 06.03.2020 N 303-ЭС20-2202, 05.08.2019 N 303-ЭС19-12337.
Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество как профессиональный участник внешнеэкономической деятельности не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Применительно к установленным по данному делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса, и законности оспариваемого постановления таможни.
Суд кассационной инстанции не принял довод порта со ссылкой на протокол межведомственного рабочего совещания представителей порта и Новороссийского центрального таможенного поста от 28.03.2019 N 2561-07/2 и письмо Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) от 14.02.2020 N 04-56/08234, поскольку содержание указанных документов не опровергает наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Суды правомерно отклонили довод общества о неоднократном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение, указав, что каждое действие по представлению отчетности, имеющей индивидуальные характеристики, свидетельствует о выполнении обязанности по представлению в таможенный орган необходимой отчетности. Такое действие образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, не является единым длящимся правонарушением, состоящим из нескольких однородных деяний.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 26.12.2018 N 303-АД18-21902, 06.03.2020 N 303-ЭС20-2202, 05.08.2019 N 303-ЭС19-12337.
Суды обоснованно исходили из того, что каждый отчет по форме ДО-1 является самостоятельным отчетным документом, формируемым применительно к конкретному товару с соответствующим наименованием, весом и количеством грузовых мест, в отношении которого выдан определенный (индивидуальный) коносамент. Этот вид отчетности является доказательством обоснованного размещения товара в зоне таможенного контроля и впоследствии используется для оформления отчета по форме ДО-2 при выдаче товаров конкретному получателю на основании зарегистрированной таможенной декларации.
Заявитель не оспаривает, что каждый отчетный документ по форме ДО-1 общество представило в таможню в виде самостоятельного файла, приняв решение о формировании не единого отчета на всю судовую партию товара, прибывшего на теплоходе "Maersk Gironde", а 277 отчетов по форме ДО-1, содержащих сведения о партиях товара, и представив отчетность в отношении каждой коносаментной партии товара.
Правонарушения выявлены в связи с представлением отчетности по форме ДО-1 о принятии на хранение 277 коносаментных товарных партий, зарегистрированных за N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, содержащей недостоверные сведения, в данном случае отчетности по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020977.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что направление обществом заблаговременно, вне зависимости от факта помещения товаров на СВХ, всех электронных отчетов одним пакетом, в котором размещены 277 файлов, находится в пределах контроля общества как участника внешнеэкономической деятельности за правильной организацией своей деятельности, в т. ч. в области учета и таможенной отчетности и рисков предпринимательской деятельности.
Суды установили, что обществу назначен штраф в пределах санкции статьи 16.15 Кодекса с учетом множественности правонарушений и повторности их совершения. При рассмотрении дела об административном правонарушении повторность совершения правонарушения подтверждена таможней и обществом не опровергнута.
Вывод судов о соблюдении таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса на дату вынесения таможней оспариваемого обществом постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, данной судами, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Установленные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу N А32-48166/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса на дату вынесения таможней оспариваемого обществом постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2021 г. N Ф08-5872/21 по делу N А32-48166/2020