г. Краснодар |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А18-2602/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Малыхиной М.Н., в отсутствие истца - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (ИНН 0608054497, ОГРН 1190608000065), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" (ИНН 0608043230, ОГРН 1160608053100), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А18-2602/2019, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Экосистема" (далее - общество) о расторжении соглашения от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия и понуждении общества ликвидировать свалки на земельном участке с кадастровым номером 06:01:0000003:4728, расположенном в северо-западной части города Малгобека, и земельном участке с кадастровым номером 06:01:0000000:707, расположенном по адресу: Республика Ингушетия, Малгобекский район, сельское поселение Вознесенское.
Решением от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что целью иска является прекращение деятельности ответчика путем расторжения соглашения от 28.04.2018 на основании пункта 10.3 данного соглашения (досрочное расторжение соглашения возможно в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Ингушетия по основаниям, предусмотренным Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156; далее - Правила N 1156). Министерство указывает на доказанность материалами дела фактов нарушений ответчиком условий соглашения при организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, а также нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению). Суд необоснованно отказал в истребовании доказательств и допросе свидетелей, чем воспрепятствовал истцу в реализации его законного права на представление доказательств в защиту своей позиции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия и обществом заключено соглашение от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), которым обществу с момента подписания соглашения присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия.
Согласно пунктам 6.3.3 и 6.3.4 соглашения в обязанности Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия входит осуществление контроля за исполнением региональным оператором возложенных на него обязанностей, а также инициирование при наличии оснований в установленном порядке вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора.
Пунктами 8.2 и 9.2 соглашения установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям и в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Дополнительным соглашением от 20.08.2019 N 1 к соглашению функции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия по соглашению от 28.04.2018 переданы министерству.
Приказом министерства от 01.10.2019 N 132 общество лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия, в связи с допущенными нарушениями действующего законодательства.
Не согласившись с ненормативным правовым актом министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в рамках дела N А18-2389/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2020, заявленное требование удовлетворено. Суды пришли к выводу, что приказ министерства не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества. При вынесении судебных актов суды указали, что нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов возможно при нарушении (несоблюдении) маршрутов (потоков) вывоза отходов, установленных указанной схемой при их транспортировании. Обязанность регионального оператора по обращению с ТКО выполнять схему потоков ТКО обусловлена наличием договоров на оказание услуг по обращению с отходами и, как следствие, фактическим транспортированием отходов. Судебные инстанции установили, что министерством не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения обществом Правил N 1156, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также условий соглашения от 28.04.2018. При этом доводы министерства о нарушении обществом схемы потоков, мотивированные наличием на выделенном обществу земельном участке несанкционированной свалки, образовавшейся в результате завоза отходов, изучены судами и отклонены. Суды указали, что достаточных доказательств, подтверждающих довод об осуществлении завоза отходов именно обществом в материалы дела не представлено. Суды также установили, что в подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия общество предоставило банковскую гарантию ООО "КБ "Еврокапитал-Альянс"" от 29.06.2018 N 17701-2/1-2018 на сумму 43 587 317 рублей, сроком действия до 30.06.2019 включительно.
Ссылаясь на пункт 10.3 соглашения от 28.04.2018, которым допускается досрочное расторжение договора министерством в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Ингушетия по основаниям, предусмотренным Правилами N 1156, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Предметом спора является расторжение соглашения от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО (и прекращение деятельности регионального оператора как следствие расторжения соглашения); основанием - осуществление региональным оператором контролируемой деятельности с нарушениями условий соглашения.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суды учли, что приказ министерства от 01.10.2019 N 132, которым общество лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия, признан недействительным (дело N А18-2389/2019), следовательно, на момент рассмотрения настоящего спора судом общество не утратило статус регионального оператора по обращению с ТКО, поэтому основания для расторжения соглашения от 28.04.2018, предусмотренные пунктом 10.3 данного соглашения, отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды рассмотрели по существу доводы истца о допущении ответчиком нарушений в ходе организации деятельности по обращению с ТКО, выразившихся в нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, а также в нарушении условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению, оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные сторонами доводы и возражения, и пришли к выводу о том, что истцом не доказано нарушение существенных условий соглашения от 28.04.2018 ответчиком и наличие оснований для расторжения договора в судебном порядке, предусмотренных положениями пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" статус регионального оператора присваивается на срок не более десяти лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом "а" пункта 40 Правил N 1156 установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор).
Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 40 Правил N 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в том числе, за нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, а также за нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Судебные инстанции, оценив акты осмотра территории, а также переписку органов власти с контрагентами общества, указали, что министерством не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения обществом Правил N 1156, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также условий соглашения от 28.04.2018.
Проанализировав акт от 26.09.2019 осмотра земельного участка, выделенного обществу для строительства полигона ТКО, суды пришли к выводу, что он не свидетельствует о том, что завоз отходов производился именно обществом, при этом учли, что государственная регистрация прав общества как владельца земельного участка, не произведена, что исключает его ответственность как собственника или иного законного владельца земельного участка, допустившего ненадлежащее использование земельного участка и не обеспечившего недопущение размещения отходов неустановленными лицами.
Судами также учтено, что несанкционированная свалка в ст. Вознесенской существовала еще в 2017 году, то есть задолго до присвоения обществу статуса регионального оператора по обращению с ТКО, поэтому обязанность по организации устранения несанкционированных свалок в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил N 1156 лежит на собственнике земельных участков; представленное министерством в материалы дела постановление от 21.10.2019 N 207-2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое составлено со ссылкой на акт осмотра территорий от 26.09.2019, отменено решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 19.02.2020.
Суды приняли во внимание, что акты осмотра территории составлены в отсутствие общества, не соответствуют порядку фиксации нарушений, предусмотренному разделом VI типового договора, положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не свидетельствуют о нарушении обществом схемы потоков и осуществлении завоза отходов на земельные участки именно обществом.
Министерство приводило довод о том, что основанием для лишения общества статуса регионального оператора послужило непредставление на 01.03.2019 обществом безотзывной банковской гарантии.
При рассмотрении названного довода суды учли обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А18-2389/2019: в подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия общество предоставило банковскую гарантию ООО "КБ "Еврокапитал-Альянс"" от 29.06.2018 N 17701-2/1-2018 на сумму 43 587 317 рублей и сроком действия до 30.06.2019 включительно, поэтому требование министерства о предоставлении гарантии 01.03.2019 необоснованно. Также судами принято во внимание, что в дальнейшем сторонами инициированы судебные процессы, в рамках дела N А18-2389/19 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа министерства от 01.10.2019 N 132 до рассмотрения дела по существу, а обществом предпринимались меры по согласованию с министерством условий проекта банковской гарантии.
При названных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что общество не допустило существенных нарушений условий соглашения, не имеется предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для его досрочного расторжения.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Истец, действуя разумно и осмотрительно, мог и должен был озаботиться получением необходимых доказательств заблаговременно до обращения в арбитражный суд первой инстанции с рассматриваемым иском и своевременно реализовывать свои процессуальные права.
Из материалов дела следует, что министерство 05.11.2020 обратилось в суд с ходатайством об истребовании у Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Малгобекской городской прокуратуры и администрации г. Малгобек документов, при этом не представило надлежащих доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с запросами в указанные органы. К указанному ходатайству министерством приложены письма от 05.12.2019 N 01-01-3872 и 01-01/3874, от 25.02.2020 N01-01/697, адресованные территориальным органам Роспотребнадзора, однако доказательств их направления и вручения адресату не представило. Доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с запросами в Малгобекскую городскую прокуратуру и администрацию г. Малгобек, не приложено.
Ссылка заявителя на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей подлежит отклонению судом округа. В силу положений статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вызов свидетелей является правом, а не обязанностью суда. Необходимость в свидетельских показаниях определяется судом исходя из заявленного предмета и основания иска, представленных в материалы дела доказательств. Суды исходили из того, что спорные обстоятельства не могут подтверждаться свидетельскими показаниями.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А18-2602/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.