Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Кинель
Самарской области
от 22.11.2023 г. N 3346
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Кинель Самарской области на 2024 год
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Кинель Самарской области (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Настоящая программа профилактики устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований и (или) причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям, соблюдение которых оценивается при проведении регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Кинель Самарской области, в соответствии с правовым актом администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - контрольный орган) на территории городского округа Кинель Самарской области на 2024 год.
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля.
В соответствии с законом Самарской области от 6 апреля 2010 г. N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" на территории городского округа Кинель Самарской области с 2011 года осуществляется региональный государственный экологический контроль (надзор).
Контролируемыми лицами регионального государственного экологического контроля (надзора) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие деятельность на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Кинель и не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в следующих сферах:
а) осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;
б) осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" подлежат региональному государственному экологическому контролю (надзору);
в) осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами.
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Кинель Самарской области (далее - региональный государственный экологический контроль (надзор)) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - обязательные требования).
К объектам экологического надзора относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования;
в) природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций и к которым предъявляются обязательные требования.
Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), расположенных на территории городского округа Кинель Самарской области.
С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты, подлежащие региональному государственному экологическому контролю (надзору), по уровню негативного воздействия на окружающую среду распределены на 4 категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям наилучших технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) привело к резкому снижению количества контрольно-надзорных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Под риском причинения вреда (ущерба) понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
Под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.
Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного экологического контроля (надзора) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) установлено пять категорий риска производственных объектов.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного органа
Постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - Администрация) от 26.11.2021 N 3402 утверждена и размещена на официальном сайте Администрации Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Кинель Самарской области на 2022 год.
В соответствии с требованиями законодательства в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на официальном сайте Администрации создан раздел "Контрольно-надзорная деятельность", в котором размещен актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора).
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами даются компетентные разъяснения и консультации.
По мере внесений изменении в законодательство в средствах массовой информации размещаются комментарии, о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты. Также в разделе "КНД" содержатся дополнительная информация, предусмотренная статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
В связи с введением ограничений на осуществление контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые проверки в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) не проводились. Контрольно-надзорная деятельность была переориентирована на профилактические мероприятия без взаимодействия с юридическим лицом.
За истекший период 2023 года (по состоянию на 01.10.2023 г.) выдано 38 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, проведено 24 рейдовых осмотров муниципальной территории, проведено 1 наблюдений за соблюдением обязательных требований, 45 консультирований хозяйствующих субъектов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации" Доклад об осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды за 2021 годи форма федерального статистического наблюдения (форма N 1-контроль), утвержденная приказом Росстата от 21.12.2011 N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за 2021 год в установленные сроки размещены в электронном виде посредством государственной автоматизированной системы ГАС "Управление" и направлены в министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.
Для снижения негативного воздействия на водные объекты городского округа заключен договор водопользования на озеро Крымское с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 63-11.01.00.008-0-ДИБВ-С-2022-04122/00 от 05 мая 2022 г.
В рамках национального проекта "Экология" и в целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", включая исполнение Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" в части эффективного обращения с отходами производства и потребления, на территории городского округа Кинель для снижения и минимизации негативного воздействия отходов на окружающую среду проводятся комиссионные обследования муниципальной территории на предмет выявления несанкционированных свалок отходов с целью дальнейшей их ликвидации. В соответствии с Постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области от 12 июля 2021 N 2036 "О создании комиссии по выявлению и мониторингу несанкционированных свалок и навалов мусора на территории городского округа Кинель Самарской области" в ходе рейдовых осмотров за истекший период 2023 года выявлено 1 несанкционированная свалка и навала.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков
К проблемам, на решение которых направлена программа профилактики, относятся следующие случаи.
а). Отсутствие программы производственного экологического контроля, предусмотренной статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
б). Несвоевременная актуализация сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
в). Отсутствие производственного контроля на источниках выбросах, предусмотренного статьей 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
г). Сброс отходов на почву, и другие нарушения обязательных требований в области обращения с отходами, содержащиеся в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
д). Не предоставление или несвоевременное предоставление следующих отчетов:
- годовой формы отчета федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
- информации об объектах размещения отходов, об образовании и движении отходов, о технологиях использования и обезвреживания отходов в государственное бюджетное учреждение Самарской области "Природоохранный центр", предусмотренной статьей 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
- отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, предусмотренный статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения Администрация городского округа Кинель осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой профилактики.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики.
2.1. Целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
1) предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможным нарушениям обязательных требований в области охраны окружающей среды;
2) предотвращение угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ вследствие нарушений обязательных требований;
3) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и угрозе причинения, либо причинения вреда;
4). Формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
5). повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению
6). Повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
2.2. Задачами реализации Программы профилактики являются:
1). оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
2). выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба), причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
3). Создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за своё поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
4). регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на подконтрольную сферу комплекса обязательных требований соблюдение которых составляет предмет регионального государственного экологического контроля (надзора);
5). формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
6). создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
7). повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
8). снижение задержек контрольно-надзорной деятельности административной нагрузки на контролируемых лиц;
9). другие задачи в зависимости от выявленных проблем в регулируемой сфере и текущего состояния профилактической работы.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показатели качества профилактических мероприятий направлены на:
- улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);
- снижение количества нарушений обязательных требований;
- снижение количества фактов причинения вреда окружающей среде. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности направлена на снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере охраны окружающей среды.
Отчетные показатели профилактических мероприятий в 2023 году исполнены в полном объеме.
Отчетные показатели профилактических мероприятий в 2024 году
N |
Наименование показателя |
Величина |
1 |
Полнота и актуальность информации, размещенной на официальном сайте администрации городского округа Кинель в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального N 248-ФЗ |
100% |
2 |
Размещение на официальном сайте администрации городского округа Кинель доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного экологического надзора в сфере охраны окружающей среды |
100% |
3 |
Доля случаев выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случаях, предусмотренных законодательством |
100% |
4 |
Доля граждан, удовлетворённых консультированием в общем количестве граждан, обратившихся за консультированием |
100% |
5 |
Исполнение плана контрольно-надзорных мероприятий |
100% |
6 |
Исполнение плана мероприятий по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды |
100% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.