г. Краснодар |
|
26 февраля 2021 года |
Дело N А53-6716/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бытсервис" (ИНН 6166089082, ОГРН 1136193006432) и заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бытсервис" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А53-6716/2020, установил следующее.
ООО "Бытсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 28.01.2020 N 213.
Решением суда от 06.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2020, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. Судебные акты мотивированы законностью, обоснованностью и исполнимостью оспариваемого предписания инспекции. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что общество, как управляющая многоквартирным домом компания, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по обеспечению содержания лифтов в исправном состоянии и их безопасной эксплуатации, обязано принять необходимые меры для ремонта лифтового оборудования многоквартирного дома.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.10.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.12.2020, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, предписание нарушает права и интересы общества, незаконно возлагая на него непредусмотренные законодательством обязанности, и является заведомо неисполнимым. Общество полагает, что замена редуктора лебедки главного привода, а также тягового каната и канатоведущего шкива лифтового оборудования входит в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта, при этом принятие решения о проведении капитального ремонта лифтового оборудования не входит в компетенцию общества, как и проведение соответствующего ремонта не является обязанностью управляющей организации, поскольку данные работы не входят в состав работ по техническому обслуживанию лифтового оборудования. Общество предприняло все необходимые и зависящие от него меры, направленные на выявление причин неисправности лифта, информирование собственников помещений в многоквартирном доме N 37а по ул. Евдокимова в г. Ростове-на-Дону (далее - МКД, спорный МКД) о необходимости проведения общего собрания для принятия решения о проведении капитального ремонта лифтового оборудования, а также поиска соответствующей специализированной организации, выполняющей капитальные работы в отношении лифтового оборудования.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.01.2020 N 356 инспекция провела внеплановую выездную проверку общества по вопросу соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, в ходе которой установила, что спорный МКД состоит из двух секций "Б" и "В", в каждой секции расположено по два лифта. Пассажирский и грузовой лифты в секции "В", грузовой лифт в секции "Б" находятся в неисправном состоянии. Заключенные со специализированной компанией ООО "Лифтер" договоры на выполнение работ по ремонту лифтов не исполнены.
По факту выявленных нарушений инспекция вынесла предписание от 28.01.2020 N 231 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым обществу предписано обеспечить работоспособность грузовых и пассажирских лифтов в секции "В" и грузового лифта в секции "Б" в спорном МКД. Срок исполнения 05.03.2020 (в редакции приказа инспекции об исправлении опечатки от 29.09.2020).
Полагая, что предписание инспекции является незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таким доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
В Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и о порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", включены следующие работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов в многоквартирных домах: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта, обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов), обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов), обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования. Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), названные правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта (пункт 5.10.2 Правил N 170).
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на управляющую компанию возложены обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по обеспечению содержания лифта в исправном состоянии и его безопасной эксплуатации.
Судебные инстанции установили, что для обеспечения работоспособности лифтового оборудования 18.12.2019 общество и ООО "Лифтер-1" заключили договор N 8-р, согласно которому общество (заказчик) поручает, а ООО "Лифтер-1" (подрядчик) принимает на себя выполнение работ по ремонту лифта на 15 остановок, установленного в спорном МКД.
Во исполнение указанного договора ООО "Лифтер-1" проведены работы по замене редуктора лифтовой лебедки, тягового каната, шкива ограничителя скорости, что подтверждается сметой ремонта пассажирского лифта на 15 остановок и актом от 18.02.2020 приемки лифта в эксплуатацию. Стоимость выполненных ООО "Лифтер-1" работ по договору от 18.12.2019 N 8-р составила 204 996 рублей, что подтверждается актом от 16.03.2020 N 865, при этом расчет с исполнителем не произведен по причине отсутствия источника финансирования. Большой лифт секции "Б" и малый лифт секции "В" спорного МКД находятся в нерабочем состоянии и выведены из эксплуатации.
Установив указанные обстоятельства, суды обоснованно указали на невыполнение обществом требований Правил N 170 и сделали правильный вывод о том, что инспекция правомерно возложила на общество обязанность по обеспечению работоспособности грузового и пассажирского лифтов в секции "Б" и грузового лифта в секции "В" в спорном МКД.
Проверив довод общества о том, что меры по замене редуктора лебедки главного привода, а также тягового каната и канатоведущего шкива лифтового оборудования входят в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта, судебные инстанции обоснованно указали, что согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя также ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Приложением N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденных приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов) предусмотрено, что текущий ремонт лифта представляет собой ремонт в целях восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Согласно пункту 3.6.3 Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов в целях сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.
В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов: электродвигателя главного привода; редуктора лебедки или червячной пары редуктора; тормозного устройства; электрощита (панели) управления лифтом; купе кабины; ограничителя скорости; створок дверей шахты и кабины; пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины; канатоведущего шкива; канатов.
В соответствии с пунктом 7.1 ГОСТа Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 06.03.2014 N 93-ст, система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля; техническое обслуживание; аварийно-техническое обслуживание; систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили в совокупности с иными доказательствами по делу материалы проверки в отношении общества и, установив, что общество, осуществляя в отношении спорного МКД деятельность по управлению общим имуществом не обеспечило исправную работоспособность лифтов секции "Б" и малого лифта секции "В" спорного МКД, сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание инспекции является законным и обоснованным, поскольку неисправность лифтового оборудования создает опасность, в том числе, для жизни и здоровья жильцов МКД, а выполнение работ, связанным с техническим обслуживанием и ремонтом лифтов относится к обязанностям общества. При этом оспариваемым предписанием обществу не предписано выполнение работ капитального характера.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств судебные инстанции правильно указали, что общество обязано принять необходимые меры по обеспечению ремонта лифтов в спорном МКД, в связи с чем возложение на него инспекцией такой обязанности не противоречит закону. Доказательства неисполнимости предписания в силу объективно существующих, не зависящих от общества, обстоятельств заявитель не представил.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших обществу исполнить требования действующего законодательства при исполнении обязательств по управлению спорным МКД.
Установив, что общество не предприняло весь комплекс мер по соблюдению соответствующих норм и правил для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в спорном МКД, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А53-6716/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н.Воловик |
Судьи |
Т.Н.Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив довод общества о том, что меры по замене редуктора лебедки главного привода, а также тягового каната и канатоведущего шкива лифтового оборудования входят в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта, судебные инстанции обоснованно указали, что согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя также ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Приложением N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденных приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов) предусмотрено, что текущий ремонт лифта представляет собой ремонт в целях восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф08-460/21 по делу N А53-6716/2020