Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Федерального
агентства лесного хозяйства
от 23.08.2023 N 885
Методические рекомендации по определению лесных участков для проведения натурных осмотров и их минимального количества
I. Общие положения
1. Под натурным осмотром лесного участка понимается мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований при использовании лесных участков, организации и обеспечении охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также для оценки эффективности и качества проведенных лесохозяйственных мероприятий.
2. В целях отбора лесных участков, на которые планируется выезд для проведения натурного осмотра, обеспечивается сбор и анализ информации по конкретному направлению. Оцениваются транспортная доступность лесного участка и природно-климатические условия на момент проведения проверки осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - проверка).
3. При определении лесных участков для проведения натурного осмотра учитываются следующие источники информации:
а) акт предыдущей проверки, результаты исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
б) отчетность об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
в) единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней;
г) результаты анализа качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявлению воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства;
д) результаты анализа качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
ж) реестры государственного лесопатологического мониторинга;
з) результаты контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью назначенных мероприятий;
и) обращения (жалобы), поступающие на рассмотрение в Рослесхоз и его территориальные органы;
к) результаты государственного мониторинга воспроизводства лесов;
л) иные.
4. Результаты натурного осмотра оформляются в форме акта натурного осмотра, в котором указываются в том числе местоположение лесного участка, вид использования лесного участка, площадь проверенного лесного участка, выявленные недостатки и нарушения.
Акт натурного осмотра прикладывается к акту проверки в качестве приложения, при этом в акте проверки дается краткое описание итогов проведения натурного осмотра с указанием нормативного правового акта (пункт, часть), требования которого нарушены (при наличии), со ссылкой в акте проверки на номер приложения.
В случае отсутствия выявленных недостатков и нарушений в акте проверки делается соответствующая запись.
II. Специальная часть
Отбор лесных участков в части организации использования лесов
5. Натурный осмотр проводится в целях проверки соблюдения требований при использовании лесных участков, в том числе соблюдения правил и режимов использования лесных участков, соответствия фактической деятельности на используемом лесном участке деятельности, предусмотренной проектом освоения лесов, другими нормативными актами, а также в целях установления фактов использования лесных участков без проектов освоения лесов и лесных деклараций.
6. При отборе лесных участков осуществляется выборка лесных участков, переданных в пользование, в том числе:
- по которым отсутствуют проекты освоения лесов, имеющие положительное заключение государственной экспертизы (за исключением случаев, когда не истек срок их предоставления);
- по которым отсутствуют лесные декларации, принятые органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган).
7. Натурные осмотры лесных участков необходимо проводить в разрезе видов использования лесов, при этом приоритет отдается лесным участкам, предоставленным в пользование для осуществления заготовки древесины (при наличии), а также видам использования, по которым заключено максимальное количество договоров.
При этом рекомендуется для осуществления натурных осмотров отбирать не менее 4 видов использования лесов на территории не менее 3 разных лесничеств субъекта Российской Федерации.
8. В целях оптимизации натурных осмотров отбираются лесничества субъекта Российской Федерации, в которых имеются договоры аренды лесных участков с проектами освоения лесов и договоры аренды лесных участков, по которым отсутствуют проекты освоения лесов и (или) лесные декларации.
9. Минимальное количество лесных участков для осуществления натурных осмотров - 20.
Отбор лесных участков в части организации и обеспечения охраны лесов от пожаров
10. При отборе лесных участков для оценки проверки качества выполненных мер противопожарного обустройства лесов целесообразно руководствоваться статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" при этом для назначения натурных обследований необходимо учитывать следующие мероприятия: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса, строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолётов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладка просек; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений.
11. При отборе лесных участков для проверки укомплектования лесопожарных формирований целесообразно уделять особое внимание наиболее горимым лесничествам субъекта Российской Федерации (согласно средним 5-летним значениям) (при наличии), за исключением северных удаленных территорий, отнесенных к зоне лесоавиационных работ.
12. Для проведения натурного осмотра целесообразно определить не менее 3 наиболее горимых лесничеств субъекта Российской Федерации, на территории которых имеются лесопожарные формирования, а также выполнены мероприятия противопожарного обустройства лесов (не менее 3 мероприятий). Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров составляет 10 участков.
13. Количество выездных проверок укомплектования лесопожарных формирований на территории субъекта Российской Федерации определяется от их количества (не менее 10%, из них - не менее половины ЛПС-II и -III типов). Авиаотделения определяются от их количества (не менее 10%).
Отбор лесных участков в части организации и обеспечения защиты лесов
14. При отборе лесных участков, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, целесообразно руководствоваться статьей 60.5 Лесного кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений", в соответствии с которыми натурное обследование лесных участков осуществляется в случае невозможности проверки обоснованности мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, путем сопоставления данных наземного и дистанционного наблюдений.
15. При отборе лесничества субъекта Российской Федерации целесообразно учитывать количество актов лесопатологических обследований, утвержденных уполномоченным органом (далее - акт ЛПО), поступивших для проверки в территориальный орган Рослесхоза, а также количество актов ЛПО, по которым принято решение об отказе в их согласовании.
Для оценки качества проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий приоритет отдается лесничествам субъектов Российской Федерации, по которым поступило наибольшее количество актов ЛПО.
Для оценки соблюдения требования территориального органа о признании необоснованным назначенного мероприятия приоритет отдается лесничествам субъектов Российской Федерации, по которым принято наибольшее количество решений об отмене актов ЛПО.
16. При отборе лесничества субъекта Российской Федерации учитываются мероприятия, назначенные по результатам ЛПО, при этом целесообразно для отбора выбирать лесные участки, на которых назначены сплошные и (или) выборочные санитарные рубки.
17. Количество натурных осмотров определяется в зависимости от площади, на которой намечено проведение или проведены лесозащитные мероприятия (не менее 3%). В рамках натурного осмотра лесного участка осуществляется оценка санитарного состояния насаждений после проведения мероприятия; оценка соблюдения требований законодательства по заготовке, хранению в лесу и вывозке из леса древесины.
Отбор лесных участков в части организации воспроизводства лесов и обеспечения воспроизводства лесов
18. При отборе лесных участков целесообразно учитывать планирование/выполнение следующих мероприятий: выполнение мероприятий по лесовосстановлению, в том числе по подготовке почвы под лесные культуры, агротехническим и лесоводственным уходам за лесными культурами; выполнение мероприятий по уходу за объектами лесного семеноводства и их созданию; отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса; выполнение мероприятий по уходу за лесами; наличие лесных питомников; хранение семян лесных растений.
19. Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров составляет - 15, лесных питомников - не менее 2 (при наличии), мест хранения семян лесных растений - не менее 2 (при наличии страхового фонда и/или запаса семян на хранении).
При этом рекомендуется для осуществления натурных осмотров отбирать не менее 4 видов мероприятий по воспроизводству лесов на территории не менее 3 разных лесничеств субъекта Российской Федерации.
Отбор лесных участков в части организации лесной охраны
20. При отборе лесных участков целесообразно учитывать планирование/выполнение периодических, выборочных выездных мероприятий по контролю за организацией и результатами патрулирования лесов - ревизий определения состояния лесов в ходе патрулирования лесов, таких мероприятий, а также заключения об организации и результатах определения состояния лесов в ходе патрулирования лесов по конкретным маршрутам, содержащиеся в актах ревизии определения состояния лесов в ходе патрулирования лесов, составляемых в соответствии с пунктом 23 Порядка осуществления лесной охраны, утвержденного приказом Минприроды России от 15.12.2021 N 955.
21. Минимальное количество лесных участков для натурных осмотров составляет не менее 5 в проверяемом лесничестве. Количество проверяемых лесничеств должно составлять не менее 3.
Отбор лесных участков в части проведения на землях лесного фонда лесоустройства 1
22. При отборе лесных участков целесообразно учитывать объем выполненных лесоустроительных работ, в том числе наличие проектируемых при лесоустройстве мероприятий по сохранению лесов, источник финансирования, а также результаты проверки качества проведения контрольных мероприятий со стороны уполномоченного органа в отношении выполнения работ по лесоустройству.
23. Также рекомендуется проводить камеральную проверку лесоустроительной документации на предмет соответствия таксационных показателей предыдущего и текущего лесоустройства, по результатам которой для проведения натурных проверок отбираются участки, на которых выявлены несоответствия таксационных показателей и проектируемых мероприятий по сохранению лесов установленным требованиям, а также имеются акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, составленные уполномоченным органом.
24. Минимальное количество лесных участков для натурных проверок определяется с учетом требований пункта 161 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122.
III. Заключение
25. Отбор лесных участков для натурных осмотров осуществляется в течение 3 дней со дня начала проверки.
26. По результатам отбора лесных участков для натурных осмотров рекомендовано составлять примерный план-график выездов, в котором указываются в том числе даты выездов, цель проведения (в соответствии с пунктом задания на проведение проверки), местоположение лесных участков, ФИО членов комиссии, осуществляющих натурный осмотр.
Указанный план-график утверждается заместителем председателя комиссии по проведению проверки.
------------------------------
1 Учитывается для проверок с проверяемым периодом до 01.01.2022 (до вступления в силу пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.