г. Краснодар |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А61-3570/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н.и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501002730, ОГРН 1021500578967) - Доевой Д.Р. (доверенность от 16.04.2021), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по делу N А61-3570/2020, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к ГУ - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - фонд, отделение) о признании недействительным уведомления от 20.05.2020; об обязании фонда установить в отношении общества страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2020 года в размере 0,2% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с фактически осуществляемым основным видом деятельности - 46.71.4 ("Торговля оптовая природным (естественным) газом"); о признании недействительным требования фонда от 29.09.2020 N 2504; взыскании с отделения расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2021, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что страхователь после получения оспариваемого уведомления представил фонду документы, подтверждавшие осуществление обществом основного вид экономической деятельности, соответствующего коду ОКВЭД - 46.71.4 ("Торговля оптовая природным (естественным) газом"), которые не были оценены отделением и не приняты им во внимание.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению фонда, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является "Торговля оптовая природным (естественным) газом" (код ОКВЭД 46.71.4), при этом помимо основного вида деятельности, страхователем заявлены дополнительные виды деятельности, соответствующие кодам ОКВЭД: 35.22 ("Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям") - страховой тариф 0,2%; 46.71.5 ("Торговля оптовая сжиженными углеводородными газами") - страховой тариф 0,2%; 49.50.2 ("Транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки") - страховой тариф 0,2%; 66.30.6 ("Управление на основе индивидуальных договоров доверительного управления активами") - страховой тариф 0,2%; 68.20 ("Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом") - страховой тариф 0,6%; 69.10 ("Деятельность в области права") - страховой тариф 0,2%; 82.91 ("Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации") - страховой тариф 0,2%. Поскольку общество своевременно не представило фонду документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), страхователю присвоен наиболее высокий класс профессионального риска вида экономической деятельности, в соответствии с ОКВЭД 68.20 "Аренда и управление собственным и арендованным имуществом", указанным в отношении страхователя в ЕГРЮЛ и начислена недоимка в размере 268 139 рублей 61 копейки.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя фонда, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество, являясь страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в течение 2018 и 2019 годах применяло страховой тариф в размере 0,2% по основному виду деятельности - "Торговля оптовая природным (естественным) газом" (код ОКВЭД - 46.71.4), что соответствует 1 классу профессионального риска.
Поскольку общество в установленный пунктом 3 Порядка N 55 срок не представило документы, подтверждающие вид экономической деятельности, фонд, руководствуясь пунктом 5 Порядка N 55, присвоил страхователю основной вид деятельности в соответствии с кодом ОКВЭД 68.20 ("Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом"), который имеет наиболее высокий (5) класс профессионального риска из осуществляемых обществом видов экономической деятельности, и установил размер страхового тарифа на 2020 год в размере 0,6%, соответствующий данному классу профессионального риска.
Уведомлением от 20.05.2020 фонд сообщил обществу о присвоении ему основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 68.20 (5 класс профессионального риска), что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,6% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд направил обществу требование от 13.08.2020 о необходимости представления документов, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125 ФЗ) и Порядком N 55 (т. 1, л. д. 23).
Письмом от 19.08.2020 N 07-13/1507-1777 фонд разъяснил страхователю, что в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 за неподтверждение основного вида экономической деятельности общество подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 68.20 ("Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом") с установлением страхового тарифа на 2020 год в размере 0,6% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество с сопроводительным письмом от 14.08.2020 N 72-15-955-АП направило фонду заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 15.04.2020, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности от 15.04.2020, устав, налоговые декларации, бухгалтерский баланс, выписку из ЕГРЮЛ (том 1, л. д. 24).
На основании установленного тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,6%, фонд начислил страхователю недоимку по страховым взносам в размере 261 139 рублей 61 копейки (справка о выявлении недоимки от 29.09.2020 N 2504нс) и направил обществу требование об уплате недоимки по страховым взносам от 29.09.2020 N 2504.
Полагая, что уведомление от 20.05.2020 и требование от 29.09.2020 N 2504 являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, установив, что страхователь представил фонду документы в подтверждение фактически осуществляемого им основного вида экономической деятельности, сделали правильный вывод об отсутствии у фонда оснований для отказа обществу в пересмотре присвоенного страхователю основного вида экономической деятельности и установленного страхового тарифа в размере 0,6%. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые взносы уплачиваются страхователем, исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (часть 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 2 Правил N 713 установлено, что виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с Правилами N 713, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Правил N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Согласно пункту 5 Порядка N 55, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, 15.07.2003 N 311-О, 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Судебные инстанции на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, установили, что основным видом деятельности общества является "Торговля оптовая природным (естественным) газом" (ОКВЭД 46.71.4, 1 класс профессионального риска), осуществление которого подтверждается представленными обществом бухгалтерским балансом, налоговыми декларациями, выпиской из ЕГРЮЛ, справкой-подтверждением осуществляемого основного вида экономической деятельности. Указанные документы были представлены фонду для подтверждения права на применение размера страхового тарифа 0,2% по основному виду осуществляемой обществом деятельности "Торговля оптовая природным (естественным) газом".
Документально данный вывод судебных инстанций фонд не опроверг. Более того, в судебном заседании кассационной инстанции представитель фонда подтвердил, что общество представило документы об осуществляемом им основном виде деятельности (ОКВЭД 46.71.4), однако в связи с нарушением законодательно установленного срока для их представления, указанные документы не были приняты фондом.
Установив, что общество представило фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 46.71.4 ("Торговля оптовая природным (естественным) газом"), а фонд, в свою очередь, указанные документы не оценил и не доказал осуществление страхователем основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 68.20 ("Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом"), суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования, признав недействительными оспариваемые обществом уведомление от 20.05.2020 и требование от 29.09.2020 N 2504, а также обязав фонд устранить допущенные нарушения прав общества.
Довод фонда об отсутствии у страхователя, не представившего в установленный срок документы, возможности после установления фондом страхового тарифа представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, не принимается судом кассационной инстанции, как противоречащий вышеназванным правовым позициям.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по делу N А61-3570/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, 15.07.2003 N 311-О, 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2021 г. N Ф08-6295/21 по делу N А61-3570/2020