г. Краснодар |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А32-50997/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Обсидиан" (ИНН 2312145189, ОГРН 1072312014906) и заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 по делу N А32-50997/2020, установил следующее.
ООО "Обсидиан" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, отделение) о признании недействительным уведомления от 19.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданного обществу с определением 19 класса профессионального риска; об обязании фонда установить обществу 1 класс профессионального риска, соответствующий подтвержденному основному виду экономической деятельности - код по ОКВЭД 62.01 и выдать новое уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
Решением от 05.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2021, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что общество после получения оспариваемого уведомления представило фонду документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД - 62.01 ("Разработка программного обеспечения"), которые не исследованы отделением и не приняты им во внимание.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению фонда, суды не приняли во внимание положения пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), на основании которого, в совокупности со сведениями из ЕГРЮЛ, фонд обоснованно присвоил страхователю 19 класс профессионального риска (ОКВЭД 33.20 "Монтаж промышленных машин и оборудования") и установил обществу страховой тариф в размере 2,5% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество, являясь страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком соответствующих страховых взносов, к 15.04.2020 не представило фонду заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и необходимые для подтверждения документы, которым, как установили судебные инстанции в спорном периоде являлась "Разработка компьютерного программного обеспечения" (код по ОКВЭД 62.01, размер страхового тарифа 0,2%, 1 класс профессионального риска).
Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 19.05.2020 фонд установил обществу тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,5%, что соответствует виду экономической деятельности "Монтаж промышленных машин и оборудования, ОКВЭД 33.20", имеющему наиболее высокий класс профессионального риска (19 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. При этом указанный вид экономической деятельности общества определен фондом в качестве основного вида экономической деятельности в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, поскольку в установленный срок общество не представило фонду документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления тарифа страховых взносов исходя из соответствующего этой деятельности класса профессионального риска.
16 сентября 2020 года общество получило требование фонда от 18.08.2020 N 5211 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 64 180 рублей 86 копеек.
17 сентября 2020 года страхователь направил фонду возражения и просил пересмотреть самостоятельно присвоенный фондом обществу основной вид экономической деятельности и страховой тариф, представив с указанными возражениями заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 17.09.2020, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, а также другие документы и сведения, необходимые для подтверждения осуществляемого обществом основного вида экономической деятельности.
Письмом от 12.10.2020 N 01-29/04-5945 фонд отказал обществу в пересмотре присвоенного последнему основного вида экономической деятельности и определения, в связи с этим, страхового тарифа.
Не согласившись с действиями фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, установив, что страхователь представил фонду документы для подтверждения осуществляемого им основного вида экономической деятельности, сделали правильный вывод об отсутствии у фонда оснований для отказа обществу в пересмотре присвоенного страхователю основного вида экономической деятельности и установленного страхового тарифа в размере 2,5%. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (часть 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 2 Правил N 713 установлено, что виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с Правилами N 713, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Правил N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Согласно пункту 5 Порядка N 55, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска ввиду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, 15.07.2003 N 311-О, 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц. Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Судебные инстанции, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, установили, что основным видом деятельности общества является "Разработка компьютерного программного обеспечения" (код по ОКВЭД 62.01, размер страхового тарифа 0,2%, 1 класс профессионального риска), осуществление которого подтверждается представленными обществом бухгалтерскими балансами за 2018 и 2019 годы, отчетностью фонда по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2018 и 2019 годы с исчислением страховых взносов по ставке 0,2%, что соответствует 1 классу профессионального риска, выпиской из ЕГРЮЛ, а также выпиской из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, согласно которому общество внесено в данный реестр 29.04.2016. Указанные документы были представлены фонду в подтверждение права на применение размера страхового тарифа 0,2%.
Документально данный вывод судебных инстанции, фонд не опроверг.
Установив, что общество представило фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 62.01 ("Разработка программного обеспечения"), а фонд, в свою очередь, указанные документы не оценил и не доказал осуществление страхователем вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 33.20 ("Монтаж промышленных машин и оборудования"), суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования, признав недействительным оспариваемое уведомление фонда и обязав его устранить допущенные нарушения прав общества.
Довод фонда, со ссылкой на иную судебную практику (дело N А32-41673/2017) не принят судом кассационной инстанции, поскольку по названному делу установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 по делу N А32-50997/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, 15.07.2003 N 311-О, 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц. Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2021 г. N Ф08-6025/21 по делу N А32-50997/2020