г. Краснодар |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А32-35049/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании представителей истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Глотовой А.В. (доверенность от 18.12.2020), третьих лиц - Лобачева Николая Федоровича - Соколова В.А. (доверенность от 10.10.2019), Кулагина Александра Геннадьевича - Соколова В.А. (доверенность от 11.08.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" (ИНН 7702533605, ОГРН 1047796564342), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А32-35049/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Гелиос" (далее - общество) о взыскании 877 323 рублей 15 копеек задолженности с 01.07.2018 по 31.12.2018 по договору аренды земельного участка от 11.07.2017 N 0000005065, 43 343 рублей 67 копеек пеней по состоянию на 19.10.2018 (уточненные требования;
т. 1, л. д. 149).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лобачев Н.Ф. и Кулагин А.Г.
Решением от 02.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2021, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что департамент необоснованно произвел расчет размера арендной платы с применением ставки арендной платы 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а также коэффициентов уровня инфляции в соответствии постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О правилах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - постановление от 21.03.2016 N 121). Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4220, переданный обществу по договору аренды от 11.07.2017 N 0000005065, образован из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0108003:2, ранее принадлежащего ООО "КПО "ЮГ", которому первоначальный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования и право аренды на него возникло в связи с переходом права собственности на объекты недвижимого имущества. Данные обстоятельства установлены судебными актами по делу N А32-53907/2017. Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4220 является ограниченным в обороте (не подлежит приватизации). Руководствуясь положениями пунктов 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление от 17.11.2011 N 73), пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пунктом 3.4.1 постановления от 21.03.2016 N 121, суды пришли к выводу, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Установив наличие переплаты за спорный период, суды отказали в удовлетворении заявленных департаментом требований.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 02.10.2020 и постановление апелляционного суда от 02.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4220 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0108003:2 на основании приказа департамента от 23.12.2016 N 2766 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0108003:2". Указанный документ не содержит сведений о переоформлении ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Общество не является правопреемником ООО "КПО "ЮГ", которому земельный участок площадью 57,75 га предоставлен для курортного строительства на основании государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии КК-2 N 255000488. Обществом земельный участок получен в результате ряда гражданско-правовых сделок по отчуждению расположенных на нем объектов недвижимого имущества. Приняв на себя права и обязанности по договору аренды, ответчик выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с условиями договора аренды от 11.07.2017 N 0000005065. Вывод судов о применении ставки арендной платы за участок в размере 1,5% от кадастровой стоимости не соответствует действующему законодательству. Установив наличие переплаты за использование спорного земельного участка, суды вышли за пределы заявленных департаментом требований.
В судебном заседании процессуальные представители поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 06.07.2017 N 1347 департамент (арендодатель) и общество (арендатор) подписали договор аренды от 11.07.2017 N 0000005065, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель особо охраняемых природных территорий площадью 23 244 кв. м с кадастровым номером 23:33:0000000:4220, расположенный по адресу: Туапсинский район, Небугское сельское поселение, курорт Небуг, санаторий имени 1 Мая, для строительства и эксплуатации курортного комплекса (пункт 1.1). Пунктом 7.2 срок действия договора установлен до 21.01.2028. Договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с момента государственной регистрации договора без каких-либо иных документов по его передаче (пункт 1.3). Договор зарегистрирован 15.08.2017 (т. 1, л. д. 7 - 14).
В соответствии с пунктом 2.1 договора расчет размера арендной платы за участок изложен в приложении к договору, которое подписывается арендодателем и определяется на основании базовой ставки, коэффициента целевого использования, площади земельного участка.
Согласно пункту 2.2 договора размер ежегодной арендной платы может пересматриваться в связи изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края, и соответствующих муниципальных образований. Арендная плата начисляется со дня фактической передачи земельного участка и вносится арендатором после регистрации договора в два срока: за первое полугодие не позднее 15 сентября текущего года, за второе полугодие не позднее 15 ноября текущего года (пункт 2.3).
Дополнительным соглашением от 18.10.2017 стороны внесли изменение, изложив пункт 2.3 в следующей редакции: "Арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного приложением к настоящему договору размера годовой арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в пункте 1.3 договора, за каждый день использования и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала. Первый платеж вносится в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации договора" (т. 1, л. д. 30, 31).
По условиям пункта 2.6 договора неиспользование участка арендатором не может служить основанием для прекращения внесения арендной платы.
Пунктом 5.2 договора установлено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2018 N 23/001/072/2018-5538 на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4220 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, о чем 14.04.2017 сделана соответствующая запись (т. 1, л. д. 33).
В досудебном порядке урегулирования спора департамент направил обществу претензию от 04.06.2018 N 52-24995/18-38-08 с требованием погасить задолженность по арендной плате с 01.01.2018 по 31.12.2018 и уплатить неустойку (т. 1, л. д. 22 - 29).
Согласно расчету истца, произведенному в соответствии с постановлением от 21.03.2016 N 121, задолженность по арендной плате в заявленный период определена как произведение кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы (2,5%) и коэффициента инфляции.
Департамент, полагая, что общество не в полном объеме вносит арендную плату за используемый земельный участок, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу этого закона, сохранены в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу этого закона.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 N 83 "О некоторых вопросах землепользования" утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, в который вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарском крае" утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
В силу частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 10 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" (далее - Закон N 41-КЗ) природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 41-КЗ и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Статья 6 Закона N 41-КЗ к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относит решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 утверждено Положение о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), согласно пункту 1.2 которого курорты Туапсинского района расположены в Краснодарском крае и являются курортами краевого значения в границах и с режимом округа санитарной охраны курортов.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-53907/2017 установлено, что в связи с приобретением объектов недвижимости общество вступило в договор аренды, заключенный в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, что сохраняло особенности режима соответствующих земель в части размера и порядка определения арендной платы. Исходный земельный участок (кадастровый номер 23:33:0108003:2) находился в границах курорта краевого значения и ограничен в обороте.
Суды установили, что в результате произведенного раздела земельного участка с кадастровым номером 23:33:0108003:2, предоставленного для эксплуатации комплекса зданий, образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4220, документы подтверждающие расположение на данном земельном участке объектов недвижимости, материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом положений пункта 2 статьи 4 Закона N 41-КЗ, постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098, постановления главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 и Положения о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) исходный земельный участок до его раздела и образованные из него участки находятся в собственности Краснодарского края как часть особо охраняемой природной территории регионального значения.
На общество как лицо, которое в силу закона приобрело права и обязанности арендатора по договору, заключенному в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, распространяются ставки арендной платы, названные в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки (предельные) утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников, а предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, является обязательным для сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденный 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 306-ЭС15-6588).
Буквальное содержание абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ свидетельствует о распространении его положений на определенные земельные участки (право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено на право аренды), а не на конкретных лиц. Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников вне зависимости от установленного договором условия.
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно заключили, что право постоянного (бессрочного) пользования на исходный земельный участок переоформлено на право аренды, поэтому ответчик имеет право на применение льготной ставки арендной платы, несмотря на то, что земельный участок непосредственно ему на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставлялся.
Таким образом, в заявленный период арендная плата за земельный участок должна определяться с применением ставки, равной 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного в обороте.
Принимая во внимание внесенные ответчиком платежи, суды сделали правильный вывод о том, что в заявленный период у общества отсутствует задолженность по арендной плате, что исключает условия для начисления неустойки.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А32-35049/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки (предельные) утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников, а предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, является обязательным для сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденный 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 306-ЭС15-6588).
Буквальное содержание абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ свидетельствует о распространении его положений на определенные земельные участки (право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено на право аренды), а не на конкретных лиц. Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников вне зависимости от установленного договором условия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2021 г. N Ф08-5023/21 по делу N А32-35049/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5023/2021
02.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19063/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35049/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35049/18