г. Краснодар |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А63-5599/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая нива"" (ИНН 2635049370, ОГРН 1022602820712) - Хачатурова О.А. (доверенность от 03.08.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А63-5599/2020, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Золотая нива"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) в котором просило признать незаконными решения управления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объекты от 17.01.2020 N 26/134/012/2019-357, от 17.01.2020 N 26/134/012/2019-358 и от 23.01.2020 N26/134/012/2019-359; возложить на управление обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на хозяйственные постройки площадью 32,5 кв. м, 26,5 кв. м и 285 кв. м, расположенные по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Фестивальная, 22.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2021 решение суда от 30.11.2020 отменено, признаны незаконными решения управления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объекты от 17.01.2020 N 26/134/012/2019-358, от 23.01.2020 N26/134/012/2019-359, от 17.01.2020 N 26/134/012/2019-357; на управление возложена обязанность поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности общества на хозяйственные постройки площадью 32.5 кв. м, 26.5 кв. м и 285 кв. м, расположенные по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Фестивальная, 22.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, у судов отсутствовали основания для вывода о том, что объекты имеют вспомогательное назначение. Указанные строения обладают признаками самовольной постройки,
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником земельного участка площадью 2860 кв. м с кадастровым номером 26:01:091806:275, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Фестивальная, 22 (запись в ЕГРН от 25.09.2015 N 26-26/017/200/2015-3323/2; т. 1, л. д. 65).
На земельном участке расположено основное здание - многоквартирный дом с кадастровым номером 26:01:091806:276, состоящий из двух принадлежащих заявителю на праве собственности квартир - N 1 с кадастровым номером 26:01:091806:278 и N 2 с кадастровым номером 6:01:091806:277.
8 октября 2019 года общество обратился в управление с заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимости - хозяйственные постройки площадью 32,5 кв. м, 26,5 кв. м и 285 кв. м.
18 октября 2019 года управление приняло решения N 26/134/012/2019-357, 26/134/012/2019-358 и 26/134/012/2019-359 о приостановлении до 18.01.2021 действий по кадастровому учету и регистрации права связи с тем, что технический план не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку в его составе отсутствует документ, подтверждающий вспомогательное назначение построек (т. 3, л. д. 1 - 6).
Как указывает заявитель, он внес изменения в технические планы в раздел заключение кадастрового инженера с указанием вида использования хозяйственных построек, скорректировал и дополнил сведения технического плана и декларации об объектах недвижимости.
Уведомлениями от 29.10.2019 N 26/РКФ/19-51938, 26/РКФ/19-51929 и 26/РКФ/19-52256 (т. 3, л. д. 7 - 17) управление отказало в снятии приостановления действий по кадастровому учету и государственной регистрации, указав на непредставление документов, необходимых для кадастрового учета и государственной регистрации права. Согласно техническому плану хозяйственные постройки площадью 32,5 кв. м и 26,5 кв. м являются объектами капитального строительства, возведение которых осуществляется на основании разрешения на строительства, а по завершении строительства должно быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
в отсутствие указанных документов строения являются самовольными постройками.
В отношении хозяйственной постройки площадью 285 кв. м, поименованной в техническом плане зданием, управление указало на отсутствие сведений о вспомогательном характере данной постройки, а также сведений об основном объекте, по отношению к которому данная постройка является вспомогательной.
Решениями от 17.01.2020 N 26/134/012/2019-357, 26/134/012/2019-358 и от 23.01.2020 N 26/134/012/2019-359 управление отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности по следующим основаниям: несоответствие принципам земельного законодательства назначения земельного участка, зарегистрированного основного объекта недвижимости и хозяйственных построек, выполняющих вспомогательную функцию; вид разрешенного использования земельного участка исключает возможность возведения вспомогательных строений относительно основного объекта капитального строительства, непосредственно определяемого видом разрешенного использования земельного участка (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), в связи с тем, что хозяйственные постройки, расположенные на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, индивидуальные жилые дома не могут быть вспомогательными объектами к многоквартирному дому (т. 3, л. д. 18 - 26).
Полагая действия управления незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 названного Кодекса).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с пунктом 6 Разъяснений по применению Градостроительного кодекса в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 и выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, выданной администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, от 28.08.2020 N 03/873 в основных видах разрешенного использования земельных участков предусмотрено, что на земельных участках с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (зона Ж-1) допускается размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, а также в условно разрешенных - размещение малоэтажной многоквартирной жилой застройки и размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные строения являются объектами капитального строительства, расположены на земельном участке, находящимся в собственности общества, и предназначены для хозяйственных нужд проживающих в многоквартирном доме (для хранения плодовоовощной продукции, огородного и садового инвентаря, материалов для ремонтных работ в жилых помещениях, других предметов домашнего хозяйства, содержания домашней птицы), учитывая разрешенное использование земельного участка (для индивидуального жилищного строительства, индивидуальные жилые дома; зона Ж-1), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вспомогательного характера спорных объектов для функционирования основанного здания (многоквартирный дом, состоящий из двух принадлежащих заявителю на праве собственности квартир). При этом, управление располагало всеми необходимыми документами для осуществления соответствующих регистрационных действий.
На основании изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Несогласие управления с оценкой доказательств, данной судом апелляционной инстанции, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта и по существу свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку суда в оспариваемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А63-5599/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 Разъяснений по применению Градостроительного кодекса в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 и выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, выданной администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, от 28.08.2020 N 03/873 в основных видах разрешенного использования земельных участков предусмотрено, что на земельных участках с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (зона Ж-1) допускается размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, а также в условно разрешенных - размещение малоэтажной многоквартирной жилой застройки и размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2021 г. N Ф08-6915/21 по делу N А63-5599/2020