г. Краснодар |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А61-3549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истца - министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404), ответчика - акционерного общества "Владикавказский завод силикатного кирпича" (ИНН 1503008456, ОГРН 1021500671455), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Владикавказский завод силикатного кирпича" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А61-3549/2019, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Владикавказский завод силикатного кирпича" (далее - общество) о взыскании долга по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.05.2017 N 13 за 2017 и 2018 годы в размере 47 114 рублей 29 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020, исковое заявление удовлетворено. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 47 114 рублей 29 копеек.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.06.2020 решение от 31.10.2019 и апелляционное постановление от 15.01.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа указал на необходимость установления обстоятельств качественного состояния лесного участка в целях проверки представленного министерством расчета арендной платы в части примененных поправочных коэффициентов (в материалах дела отсутствовали сведения, позволяющие заключить о нахождении спорного участка в границах особо защитных лесных участков (коэффициент "5"), а также доказательства, подтверждающие невозможность произрастания на нем в силу естественных условий древесных пород (коэффициент "1")).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.01.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021, исковые требования удовлетворены. С общества в пользу министерства взыскано 47 114 рублей 29 копеек долга по арендной плате за использование лесного участка с 30.05.2017 по 11.05.2018. Суды установили, что спорный лесной участок относится к Владикавказскому лесничеству, что свидетельствует о его нахождении в границах особо защитных лесных участков (зеленой зоне) и необходимости применения при расчете арендной платы коэффициента "5". Данный вывод сделан с учетом таксационного описания лесничества и численности населения города Владикавказа, что соответствует подпункту "в" пункта 4 примечания к таблице 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310). В соответствии с актом плановой выездной проверки от 27.04.2018 N 10/2018 применение при расчете арендной платы по спорному договору коэффициента "0,75" признано ошибочным, поскольку лесной участок находится в зеленой зоне. Ответчик не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о необходимости применения при расчете арендной платы за использование спорного лесного участка понижающего коэффициента.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие своевременное извещение арендатора об изменениях условий договора аренды в части размера арендной платы. Истец до прекращения срока действия договора аренды не направлял в адрес общества претензии о наличии долга по арендной плате. Суды не учли обстоятельства, установленные при разрешении дел N А61-1553/2014 и А41-59881/2019. В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для применения при расчете арендной платы понижающего коэффициента. Стороны при заключении договора аренды согласовали его существенные условия, в том числе относительно размера арендной платы.
Отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
В соответствии с правилами части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 30.05.2017 министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 13, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательства предоставить во временное пользование арендатору лесной участок площадью 8,0 га (кадастровый номер 15:08:030102:0135), расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный район, Владикавказское лесничество, Гизельдонское участковое лесничество, квартал N 1 (выдел 18), квартал N 77 (выдел 8).
Срок действия договора определен в пункте 22 и составляет 11 месяцев 12 дней.
В силу пункта 4 договора лесной участок передан арендатору в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (добыча вулканических пеплов-песков).
Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 30.05.2017.
Размер и порядок внесения арендной платы в соответствии с положениями раздела II договора определены в приложениях N 3 и 4. Пунктом 5 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В силу подпункта "и" пункта 9 договора арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету).
Согласно пункту 5 и приложению N 3 к договору арендная плата составляет 114 673 рубля 08 копеек в год, в том числе подлежащая внесению в федеральный бюджет - 114 673 рубля 08 копеек. Арендная платы рассчитана арендодателем как произведение площади лесного участка (8 га), ставки платы (3242,1 руб. за га), коэффициента, применяемого к базовой ставке в 2017 году (1,31), коэффициента, применяемого к базовой ставке при использовании участков, на которых не могут произрастать древесные породы лесных насаждений (0,75), коэффициента, применяемого к базовой ставке в отношении защитных лесов вдоль автомобильных дорог общего пользования (4,5).
Министерство, ссылаясь на акт проверки комиссии Рослесхоза, выявившего ошибочное применение коэффициентов при расчете размера арендной платы, в уведомлении от 25.10.2018 N 420/3005 предложило обществу доплатить за 2017 год - 32 673 рубля 97 копеек; за 2018 год - 14 440 рублей 32 копеек (т, 1, л. д. 9 - 11).
Поскольку данные требования общество не исполнило, министерство обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
Платность использования лесов в Российской Федерации закреплена пунктами 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса. Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
Пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом.
Согласно статье 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 73 Лесного кодекса при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришли к правильному выводу о том, что арендная плата за использование спорного лесного участка носит регулируемый характер и должна определяться в соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", действующим с 01.01.2017, ставки платы, предусмотренные таблицей 14, в 2017 году применяются с коэффициентом 1,31.
С 01.01.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", согласно которому ставки платы, утвержденные постановлением N 310 (в том числе и таблицей 14), в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, устранив недостатки, допущенные при первоначальном рассмотрении дела, приняв во внимание указания суда округа, приведенные в постановлении от 22.06.2020, суды первой и апелляционной инстанции установили, что лесной участок с кадастровым номером 15:08:030102:0135 относится к Владикавказскому лесничеству и находится в границах особо защитных лесных участков (зеленой зоне). Данное обстоятельство подтверждено представленным в материалы дела таксационным описанием выдела 18 квартала 1 и выдела 8 квартала 77 Гизельдонского участкового лесничества (т. 2, л. д. 61, 86). Принимая во внимание регулируемый характер арендной платы, суды первой и апелляционной инстанции проверили представленный истцом расчет арендной платы и признали его арифметически и методологически верным (соответствующим постановлению N 310), в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии основания для удовлетворения искового заявления министерства.
Довод общества о необходимости применения порядка расчета арендной платы, согласованного в договоре, суд округа не принимает, поскольку ответчик не учитывает нормативно регулируемый характер арендной платы за находящийся в федеральной собственности лесной участок и установленные обстоятельства ошибочного расчета арендной платы, приведенного в договоре аренды. Доказательства полного внесения арендатором платы (с учетом подлежащих применению коэффициентов) за использование лесного участка в спорный период (с 30.05.2017 по 11.05.2018) не представлены. Вопреки доводам жалобы истец учитывал внесенные ответчиком платежи (т. 1, л. д. 53, 56), за исключением платежных документов об оплате неустойки и с неверным указанием наименования арендатора (т. 1, л. д. 89, 91).
Ответчик в нарушение требований статьи 65 Кодекса не представил доказательства, позволяющие опровергнуть информацию, приведенную в акте проверки от 27.04.2018 (т. 2, л. д. 50 - 53). Ссылаясь на результате рассмотрения иных дел, общество не учитывает, что в рамках настоящего дела выводы судов основаны на содержании имеющихся в нем доказательств. При этом ответчик при повторном рассмотрении дела не был лишен возможности представить акт осмотра участка с привлечением независимого специалиста или заявить о проведении экспертного исследования. В силу части 2 статьи 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Указывая на отсутствие уведомления арендодателя об изменении размера арендной платы (подпункт "и" пункта 9 договора), общество не учитывает следующее. Поскольку в данном случае ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесной участок, находящийся в федеральной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, если арендодатель не исполнил предусмотренную договором аренды публичного земельного участка обязанность своевременно производить перерасчет арендной платы и информировать об этом арендатора и не уведомил его об изменении арендной платы, это не освобождает арендатора от обязательства заплатить за аренду в размере, установленном нормативными правовыми актами. В то же время в силу статьи 406 Гражданского кодекса арендатор вправе оспаривать правомерность начисления неустойки за нарушение сроков внесения платы.
Иные доводы ответчика рассмотрены при разрешении дела в судах первой и апелляционной инстанций, где получили верную правовую оценку.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам (в том числе относительно отсутствия оснований для применения при расчете арендной платы понижающего коэффициента) с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы кассационной жалобы общества не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на ответчика по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А61-3549/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы кассационной жалобы общества не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июля 2021 г. N Ф08-7230/21 по делу N А61-3549/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7230/2021
31.03.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5513/19
12.01.2021 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3549/19
22.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3077/20
15.01.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5513/19
31.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3549/19