г. Краснодар |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А32-44583/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Новоком" (ИНН 2315120129, ОГРН 1052309137649) - Лашкова А.В. (директор, полномочия подтверждены), в отсутствие заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края (ИНН 2315091333, ОГРН 1022302382277), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новоком" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А32-44583/2020, установил следующее.
ООО "Новоком" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края (далее - управление, фонд) о: признании незаконными действий, выразившихся в наложении на общество санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; признании недействительным решения от 10.09.2020 N 12886 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 21.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированны отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, ввиду законности и обоснованности оспариваемых решения и действий фонда.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что при принятии обжалуемых судебных актов суды не учли положения пунктов 1 - 3 статьи 15 вступившего с 01.11.2020 в законную силу Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), в силу которых общество не должно привлекаться к ответственности за нарушения требований Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованном лице" по форме СЗВ-М, в ходе которой установило, что сведения по форме СЗВ-М за май 2020 года в отношении 88 застрахованных лиц представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверки фонд составил акт от 30.07.2020 N 12886 о выявленном правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и принял решение от 10.09.2020 N 12886 о применении в отношении общества финансовых санкций в размере 44 тыс. рублей.
Не согласившись с решением фонда, а также действиями фонда по взысканию с общества штрафных санкций за совершенное правонарушение в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Судебные инстанции установили, что сведения в отношении 88 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2020 года представлены обществом по телекоммуникационным связям 16.06.2020, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - 15.06.2020.
Суды проверили и обоснованно отклонили довод общества об отсутствии вины страхователя во вмененном ему правонарушении со ссылкой на аварийное отключение электроэнергии 15.06.2020 в период с 08.00 часов до 17.00 часов, указав, что общество при проявлении им должной степени осмотрительности имело возможность представить фонду отчетность по форме СЗВ-М за май 2020 года в период с 01.06.2020 по 15.06.2020.
Исследовав довод страхователя о том, что оспариваемое решение фонда содержит ссылку на акт от 29.07.2020 N 12820, который в свою очередь в адрес страхователя не направлялся, суды установили, что ссылка фонда в решении от 10.09.2020 N 12886 на акт от 29.07.2020 N 12820, является технической ошибкой, не повлиявшей на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Вывод судебных инстанций о законности оспариваемых обществом действий и решения фонда и наличии у фонда правовых оснований для применения в отношении страхователя финансовых санкций в размере 44 тыс. рублей, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств.
Довод общества о неприменении судом статьи 15 Закона N 247-ФЗ при рассмотрении данного дела исследован судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен им, как основанный на неверном толковании норм права.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Судебные инстанции, установив фактические обстоятельства по делу, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 19.01.2016 N 2-П, 30.07.2001 N 13-П, 12.05.1998 N 14-П, 15.07.1999 N 11-П, пришли к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушение допущено по вине общества и выявлено фондом, назначенный обществу штраф отвечает принципам справедливости и соразмерности, а также соответствует цели недопущения совершения правонарушения вновь.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт совершения нарушения, в силу чего оспариваемое решение вынесено фондом при наличии на то законных оснований.
Обоснованность вынесения решения не лишает заявителя права обратиться в суд с заявлением о снижении суммы штрафа с учетом конкретных смягчающих обстоятельств. Как установили судебные инстанции, ходатайство о снижении размера штрафных санкций общество не заявляло, что подтверждено в суде кассационной инстанции представителем общества.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А32-44583/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о неприменении судом статьи 15 Закона N 247-ФЗ при рассмотрении данного дела исследован судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен им, как основанный на неверном толковании норм права.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Судебные инстанции, установив фактические обстоятельства по делу, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 19.01.2016 N 2-П, 30.07.2001 N 13-П, 12.05.1998 N 14-П, 15.07.1999 N 11-П, пришли к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушение допущено по вине общества и выявлено фондом, назначенный обществу штраф отвечает принципам справедливости и соразмерности, а также соответствует цели недопущения совершения правонарушения вновь."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2021 г. N Ф08-7688/21 по делу N А32-44583/2020