г. Краснодар |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А32-48472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Белой А.Н. (доверенность от 19.04.2021), от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Черкасовой М.А. (доверенность от 29.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А32-48472/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 229 356 рублей 60 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, 15 489 рублей 43 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с момента возникновения обязательств по оплате основного долга по 09.10.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму задолженности.
Решением суда от 09.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Железная дорога обжаловала указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель ссылается на то, что нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается составленными в установленном порядке актами общей формы, памятками приемосдатчика, анализом занятости путей общего пользования, ведомостями подачи и уборки вагонов. Интервальное время не включается перевозчиком в технологический срок оборота вагона. По мнению заявителя, оснований для освобождения порта от ответственности вследствие неблагоприятных погодных условий не имеется. Истцом соблюдены все условия для начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В отзыве порт отклонил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и порт (владелец) заключили договор от 27.03.2017 N 325/2 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта при станции Новороссийск СКЖД, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск. Технологический срок оборота вагонов - 13 часов (пункт 11 договора).
Железная дорога указывает, что с 29.09.2018 по 07.10.2018 в адрес порта на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.
По данному факту железной дорогой составлены акты общей формы.
Поскольку направленные в адрес порта претензии о внесении платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в составе брошенных поездов оставлены последним без удовлетворения, железная дорога обратилась с иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, действовавшими в спорный период, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", принимая во внимание условия заключенного сторонами договора и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суды исходили из того, что в силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта и пункта 4.7 Правил N 26 плата за пользование вагонами подлежит взысканию при наличии одновременно следующих условий: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия станцией назначения и действием (бездействием) грузополучателя, владельца железнодорожных путей, в том числе нарушением технологических сроков обработки вагонов; "бросание" подвижного состава по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей, повлекло нарушение сроков доставки.
Основанием для спорного взыскания при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования.
Согласно положениям частей 11, 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу пункта 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Согласно пункту 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы.
В силу пункта 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам Таблицы N 1.
Из положений части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта следует, что грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о том, что железной дорогой не представлено надлежащих доказательств простаивания вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от порта.
Вопреки доводам жалобы суды правильно определили предмет доказывания и обстоятельства по делу. Железная дорога ошибочно полагает, что доказанность нарушения портом технологических сроков оборота вагона достаточна для обоснования необходимости отставления поездов с вагонами, следующими в адрес грузополучателя от движения в пути следования.
Суды учли наличие оснований для освобождения ответчика от внесения платы, которые возникли вследствие неблагоприятных метеоусловий, а также установили, что в спорный период железная дорога нарушала установленную договором интервальность подачи вагонов, допускала превышение количества единовременно подаваемых перевозчиком вагонов и задерживала прием порожних вагонов на выставочные пути с железнодорожных путей необщего пользования порта, досрочно подавала вагоны с неистекшим сроком доставки, в то время как спорные вагоны простаивали на путях общего пользования. Представленные истцом оперативные приказы и акты общей формы, составленные на промежуточных станциях, не подписаны какими-либо уполномоченными лицами со стороны перевозчика.
Указанные обстоятельства позволили судам сделать вывод об отсутствии вины порта и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) порта и вынужденным отставлением перевозчиком вагонов в пути следования.
Поскольку в нарушение стаей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации железная дорога не доказала, что вагоны, отставленные от движения в пути следования, простаивали на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от порта, отказ в иске правомерен. Соответственно не имелось оснований и для удовлетворения акцессорного требования о взыскании процентов.
Составленный железной дорогой анализ занятости станционных и выставочных путей по своему содержанию таковым не является, поскольку содержит лишь указание на период простоя вагонов и номера актов общей формы, не позволяет установить возможность либо невозможность подачи вагонов. Доводы о нарушении сроков уборки порожних вагонов железная дорога не опровергает. Неблагоприятные погодные условия объективно препятствовали грузовым операциям, в связи с чем неизвещение железной дороги о наличии таких препятствий не имеет правового значения. Кроме того, погодные условия относятся к числу обстоятельств, о которых железная дорога получает объективную информацию вне зависимости от извещений порта. Ссылки на меньшую продолжительность неблагоприятных погодных условий, нежели периоды отставления вагонов от движения, не исключают с учетом установленных судами иных обстоятельств дела отсутствия вины порта. Вопреки доводам жалобы взыскание платы по статье 39 Устава железнодорожного транспорта производится при установлении судом факта простаивания вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Такие причины должны быть подтверждены объективно и не могут предполагаться железной дорогой без обоснования соразмерности действий по отставлению поездов от движения допущенным портом нарушениям. При этом железная дорога должна исключить влияние иных факторов, в том числе собственных действий, на невозможность приема вагонов станцией назначения. Суды установили, что необходимость в отставлении поездов от движения по причинам, зависящим от порта, железной дорогой не доказана.
Повторно заявляя доводы, которые были предметом исследования и оценки нижестоящих судов, железная дорога добивается переоценки установленных судами обстоятельств дела, что по смыслу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа признает, что суды первой и апелляционной инстанций верно определили круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора, представленным доказательствам дана правовая оценка, выводы судов о применении норм материального права соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А32-48472/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Составленный железной дорогой анализ занятости станционных и выставочных путей по своему содержанию таковым не является, поскольку содержит лишь указание на период простоя вагонов и номера актов общей формы, не позволяет установить возможность либо невозможность подачи вагонов. Доводы о нарушении сроков уборки порожних вагонов железная дорога не опровергает. Неблагоприятные погодные условия объективно препятствовали грузовым операциям, в связи с чем неизвещение железной дороги о наличии таких препятствий не имеет правового значения. Кроме того, погодные условия относятся к числу обстоятельств, о которых железная дорога получает объективную информацию вне зависимости от извещений порта. Ссылки на меньшую продолжительность неблагоприятных погодных условий, нежели периоды отставления вагонов от движения, не исключают с учетом установленных судами иных обстоятельств дела отсутствия вины порта. Вопреки доводам жалобы взыскание платы по статье 39 Устава железнодорожного транспорта производится при установлении судом факта простаивания вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Такие причины должны быть подтверждены объективно и не могут предполагаться железной дорогой без обоснования соразмерности действий по отставлению поездов от движения допущенным портом нарушениям. При этом железная дорога должна исключить влияние иных факторов, в том числе собственных действий, на невозможность приема вагонов станцией назначения. Суды установили, что необходимость в отставлении поездов от движения по причинам, зависящим от порта, железной дорогой не доказана."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2021 г. N Ф08-5816/21 по делу N А32-48472/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5816/2021
03.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1725/2021
09.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48472/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48472/19