Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2021 г. N Ф08-5816/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2021 г. |
дело N А32-48472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Буцаленко И.С. по доверенности от 18.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 по делу N А32-48472/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 229356,60 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 15489,43 руб. за период с момента возникновения обязательств по оплате основного долга по 09.10.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на задолженность 229356,60 руб.
Решением суда от 09.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, удовлетворить требования в полном объёме.
В обоснование жалобы истец ссылается на то, что суд необоснованно указал в решении о нарушении истцом сроков уборки порожних вагонов с путей порта по причинам, зависящим от перевозчика, не обеспечив прием порожних вагонов на выставочные пути;
- суд не учел наличия актов общей формы о занятости выставочных путей станции Новороссийск в период оставления от движения;
- вывод суда об увеличении истцом технологического срока оборота вагонов на время длительности интервала подачи вагонов ошибочен;
- суд не оценил довод истца, опровергающий утверждение ответчика о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 (далее - договор N 325/2).
Согласно п. 11 договора на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, принадлежащего ПАО "Новороссийский морской торговый порт", устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
Как указывает истец, с 29.09.2018 по 07.10.2018 поезд с индексом 2119-751-5210 в количестве 64 вагона был отставлен от движения ("брошен") на станции "Разъезд 9 км СКВ" Северо-Кавказской железной дороги.
Данный случай "бросания" поезда допущен в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора (13 часов).
Факт "бросания" поезда N 2337 с индексом 2119-751-5210 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы по станции Разъезд 9 км СКВ от 29.09.2018 N 40/4250 (начало задержки), от 07.10.2018 N40/4307 (окончание задержки).
По случаю "бросания" поезда индексом 2119-751-5210 ответчик был уведомлен следующими извещениями:
- от 29.09.2018 N 8881 (поезд 2119-751-5210 задержан в 00 час. 01 мин.),
- от 07.10.2018 N 9058 (поезд 2119-751-5210 отправлен в 22 час. 11 мин.) по станции Разъезд 9 км.
Извещением ОАО "РЖД" от 08.10.2019 N 9063 ответчик был оповещен о прибытии спорного состава на станцию назначения Новороссийск.
Основанием для отставления от движения вагонов явился акт общей формы от 28.09.2018 N 2675, составленный по станции "Новороссийск", удостоверяющий факт занятости путей ответчика операциями разгрузки-погрузки других вагонов с нарушением технологического срока оборота вагонов.
По прибытию отставленных от движения вагонов в адрес ответчика, на станции "Новороссийск" для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования были составлены акты общей формы на вагоны в количестве 57 штук, следовавшие в составе поезда с индексом 2119-751-5210.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, установив, что истцом допускались случаи несвоевременной уборки порожних вагонов, истцом нарушены интервалы подачи груженых вагонов, ведомости не являются доказательствами нарушения технологического оборота вагонов, в спорный период имелись неблагоприятные погодные условия в порту при выгрузке вагонов, подводились ж/д составы с более ранним сроковом доставки, пришел к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению.
С изложенными в апелляционной жалобе доводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 325/2 от 27.03.2017 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 договора).
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства. В соответствии с частью 19 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по рассматриваемому делу входят следующие обстоятельства: задержка вагонов в пути следования из-за неприема станции назначения по причинам, независящим от перевозчика; причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке; наличие причинно-следственной связи между задержкой и нарушением расчетного срока доставки вагонов.
Из материалов дела следует, что поезд с индексом 2119-751-5210, следующий со станции Присады с грузом чугун на станцию назначения Новороссийск, задержан перевозчиком на ст. Разъезд 9 км СКВжд 29.10.2018 в 00-01 час., отправлен 07.10.2019 в 22-11 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 08.10.2019.
В качестве доказательств истцом в материалы дела представлены: извещения ответчику о задержке вагонов на промежуточных станция и их отправлении N N 8881, 9058, 9063; акты общей формы, оформленные станцией Разъезд 9 км СКВжд N N 40/4250, 40/4307; акты общей формы N N 15/18240, 15/18241, 15/18239, оформленные для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций; акт обшей формы N2675 от 28.09.2018; ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ/Э NN096844, 096877, 096879, 101892, 101898, 101972, 101983, 101011, 102076, 102107, 102144, 102205, претензионное письмо от 13.12.2018 N2550-18/857.
Между тем, акт общей формы N 2675 от 28.09.2018, представленный в подтверждение обстоятельств задержки вагонов на станции Разъезд 9 км, составлен без указания номера и индекса поезда, номера отправления, станции отправления и других идентифицирующих признаков, позволяющих принять его в качестве допустимого и достоверного доказательства.
Согласно абзацу 3 пункта 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) (далее - правила N 45), акт общей форм составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 45 при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
Согласно пункту 3.5 Правил N 45 акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Акт общей формы 40/4250 от 29.09.2018 о задержке на промежуточной станции не содержит подписей уполномоченных представителей перевозчика.
Аналогичным образом не могут быть признаны в качестве допустимых доказательств по делу оперативные приказы истца о задержке составов N N 6565, 6447, так как не содержат подписи со стороны уполномоченных представителей перевозчика. Выявленные нарушения порядка оформления задержки ж/д составов в пути следования являются существенными для целей подтверждения самого факта задержки ж/д составов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
В извещении N 8881 от 29.09.2018 о задержке вагонов на ст. Разъезд 9 км, ответчик просил подвести данный состав до 10.10.2018 во избежание нарушения нормативного срока доставки (срок доставки в извещении указан 10.10.2018, 12.10.2018), о чем портом сделана запись в извещении N 8881. Ответчик не отказывался от приема спорного состава.
Истец считает, что основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов и нарушение нормативного срока доставки груза.
Истец ссылается на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26), согласно которому основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Вышеприведенное правило регламентирует отношения сторон в части начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными в пути следования, но не платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с пунктом 11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27 марта 2017 года (далее - договор N 325/2 от 27.03.2017) технологический срок оборота вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ПАО "НМТП" составляет 13 часов.
При этом в рамках настоящего дела истец утверждает, что реальной причиной задержки поезда явилась невозможность его приема железнодорожной станцией назначения вследствие несоблюдения портом технологических сроков оборота вагонов.
Между тем, само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018)
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) вносит владельцу инфраструктуры как перевозчику, плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 26.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N 2.
Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее -Регламент оформления документов).
Данным Регламентом оформления документов установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту. Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: - акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; - обращение Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР. Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1-4.2.3 Регламента).
Согласно пункту 3.9 Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ, заключенным между истцом и ответчиком, ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО "РЖД". Истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов N N 096844, 096877, 096879, 101892, 101898, 101972, 101983, 101011, 102076, 102107, 102144, 102205.
В графе 4 ведомостей указана дата и время подачи вагонов и дата и время завершения грузовой операции. В графе 5 ведомости указано общее время нахождения под грузовыми операциями.
Со стороны ответчика все ведомости подписаны (согласованы) с разногласиями следующего содержания: "не согласны с временем в графе N 4,5. Вагоны переданы порту без учета интервалов подач, что нарушает договор N 325/2".
В соответствии с пунктом 4 договора N 325/498/17 от 27.03.2017 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи. Порядок эксплуатации пути необщего пользования, закрепленный в договоре N 325/2 от 27.03.2017, предусматривает определенные взаимообязательства сторон, позволяющие соблюсти баланс их интересов после прибытия груза в адрес грузополучателя в том или ином объеме.
В соответствии с пунктом 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом перевозчика для Центрального и Западного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути.
В соответствии с пунктом 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018) передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30 единиц) и интервалами подач, установленных по каждому району владельца в отдельности: Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 минут); Западный район - 3,3 часа (3 часа 20 минут).
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен владелец.
Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала. Согласно пункту 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема, пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: по заявкам ответчика, с учетом установленных интервалов и в количестве вагонов, не превышающим единовременную подачу (пункты 6-7 договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
При этом в спорный период вышеуказанные обязательства истец нарушал систематически. Так, в памятках на подачу вагонов зафиксированы случаи нарушения истцом порядка подачи вагонов, определенного договором, а именно, вагоны подавались с нарушением интервальности подач и в размере, превышающем единовременную подачу в количестве 30 единиц.
Ответчиком в материалы дела представлена Аналитическая таблица времени подач вагонов на пути Центрального и Западного района, с указанием в ней даты и время подачи, номера памяток приемосдатчика на подачу вагонов, количество поданных вагонов по памятке и номенклатуре (роду) грузов.
Пунктом 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 сторонами установлен интервал подач груза на Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.). При исследовании представленных в материалы дела памяток на подачу вагонов установлено следующее.
20.09.2018 в 1-10 час. и в 1-15 час по памяткам N N 38753,38754 истец подал на выставочный путь 30 вагонов; через 50 минут по памятке N 38764 подал 26 вагонов; в 3-40 час. - через 1 час 30 мин. подал вагоны по памятке N 38775; в 4-50 час через 1 час 30 мин. подал вагоны по памятке N 3878; в 5-00 час. 10 мин. подал вагоны по памятке N 38784; в 6-00 час. через 1 час 00 мин. подал вагоны по памятке N 38788; в 7-15 час. через 1 час 15 мин. подал вагоны по памятке N 38806; в 8-15 час. через 1 час 00 мин. подал вагоны по памятке N 38827; в 11 -30 час. истец подал вагоны по памятке N 38831; в 12-50 час. через 1 час 20 мин. подал вагоны по памятке N38848; в 13-45 час. через 50 мин. подал вагоны по памятке N38857; в 16-00 час. подал вагоны по памятке N38862; в 17-05 час. через 1 час 05 мин. подал вагоны по памятке N38873; в 12-50 час. через 1 час 20 мин. подал вагоны по памятке N38848; в 18-15 час. через 1 час 10 мин. подал вагоны по памятке N38886; в 19-00 час. через 45 мин. подал вагоны по памятке N38889; в 21 -30 час. истец подал вагоны по памятке N 38898; в 21 -20 час. через 1 час.20 мин. подал вагоны по памятке N38898; в 21 -40 час. через 20 мин. подал вагоны по памятке N38904; в 21 -50 час. через 10 мин. подал вагоны по памятке N38901; в 22-50 час. через 1 час 00 мин. подал вагоны по памятке N39812.
В дату, предшествующую задержке состава 2119-751-5210 - 28.09.2018, вагоны подавались истцом следующим образом: в 03-00 час. 28.09.2018 истец подал вагоны по памятке N 40156; в 03-40 час. через 40 мин. подал вагоны по памятке N 40170; в 05-00 час. через 1 час 20 мин. подал вагоны по памятке N 40180; в 7-15 час подал вагоны по памятке N 40206; в 09-00 час. через 1 час 45 мин. подал вагоны по памятке N 40209; в 09-05 час. через 5 мин. подал вагоны по памятке N 40210; в 09-25 час. через 20 мин. подал вагоны по памятке N 40212; в 09-30 час. через 5 мин. подал вагоны по памятке N 40230; в 13-35 час подал вагоны по памятке N 40246; в 14-40 час. через 1 час. 05 мин. подал вагоны по памятке N 40255; в 15-30 час. через 50 мин. подал вагоны по памятке N 40261.
Приведенный анализ памяток на подачу вагонов подтверждает подачу вагонов истцом на выставочные пути без учета интервала подач, согласованного договором - 2 часа 15 минут.
Согласно пункту 1.1 дополнительного соглашения N 7 к договору N 325/2 от 27.03.2017 перевозчик обеспечивает подачу вагонов по заявке владельца на очередной интервал подачи в количестве не более группы вагонов сдаваемой одновременно. Согласно пункту 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Согласно памяткам N N 4015 и 40170 в интервал 40 минут истцом подано 39 вагонов, согласно памяткам N N 40209, 40210, 40212, 40230 в интервал 30 минут истцом было подано 67 вагонов, согласно памяткам NN 40246, 40255 с интервалом 5 минут истцом было подано 57 вагонов.
Согласно пункту 6 договора N 325/2 вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути в количестве, превышающем размер одновременно сдаваемой группы вагонов, установленных пунктом 7 (вагоны, поданные свыше размера единовременной подачи), не считаются переданными владельцу до наступления очередного интервала.
Согласно данным, указанным в аналитической таблице порта, истец на протяжении задержек составов 2119-751-5210 регулярно нарушал условия договора N 325/2.
При сопоставлении времени, указанного в графах 4-5 указанных ведомостей и времени передачи вагонов, указанного в памятках приемосдатчика, следует, что расчет технологического срока оборота вагонов произведен истцом с момента фактической передачи вагонов, а не с момента наступления очередного интервала подач, что нарушает условия заключенного между сторонами договора N 325/2 от 27.03.2017 (пункты 4,6).
Следовательно, истец подавал вагоны в нарушение условий договора, при этом зачислял вагоны на ответственность ответчика со времени фактической подачи, чем увеличивал время оборота вагонов на путях необщего пользования порта.
Срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена. Действуя добросовестно и осмотрительно, заинтересованный в оказании своих услуг, перевозчик обязан не только принимать к перевозке груз в количестве, соответствующем его возможностям по приему груза в пункте отправления и его продвижению, но и в количестве, соответствующем возможностям перевозчика по его приему на станции назначения. При этом ответчик вправе рассчитывать на то, что при исполнении своих гражданских обязанностей в рамках отношений по перевозке, истец намерен соблюдать условия по подаче и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ними Договором N 325/2 от 27.03.2017.
В данном случае, речь идет о приеме к перевозке груза в объеме, соответствующем техническим возможностям накопления вагонов на станции назначения; о соблюдении истцом интервальности подач и единовременного количества и номенклатуры подач вагонов в адрес ответчика. В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил. В соответствии с пунктом 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
В условиях невыполнения истцом своих договорных обязательств, влекущих нарушение ритмичности подач вагонов в адрес ответчика, его требования по выполнению последним технологического срока оборота вагонов, переданных на пути необщего пользования с нарушением порядка их передачи и с нарушением правил расчета данного срока, не отвечают общим принципам гражданского оборота, основанным на равенстве участников гражданского оборота.
Истцом в материалы дела представлены акты общей формы N N 5/6594, 5/6555, 5/6493, 5/6542, 5/6509, 5/6507, 5/6545, 5/6533, 5/6546, 5/6553, 5/6561, 5/6585, 5/6630, 5/6629, 5/6644, 5/6672, 5/6726, 5/6649, 5/6656, 5/6694, 5/6735. 5/6736, 5/6671, 5/6800, 5/6747, 5/6754, 5/6763, 5/6770, 5/6767, 5/6789, 5/6781, 5/6734, 5/6868, 5/6840, 5/6842, 5/6852, 5/6855, 5/6856, 5/6493, 5/6552. 5/6536. 5/6524, 5/6535, 5/6537, 5/6538, 5/6539, 5/6596, 5/6602, 5/6601, 5/6612, 5/6615, 5/6631, 5/6626, 5/6773, 5/6780, 5/6793, 5/6805, 5/6854, 5/6848, оформленных перевозчиком (истцом) о занятости станционных и выставочных путей по причинам, зависящим от Порта в период отставления от движения состава с индексом 2119-751-5210. Истцом представлены анализы занятости путей.
Согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Утверждены приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Истцом в актах общей формы причина задержки вагонов со ссылками на номера памяток о подаче вагонов, номера уведомлений о готовности вагонов к подаче.
Представленные истцом в материалы дела акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями по следующим причинам: пути порта заняты порожними вагонами, готовыми к уборке со ссылками на номера актов; выставочные пути станции заняты порожними вагонами; вагоны, указанные в акте не были заявлены; вагоны поданы в количестве превышающей единовременную партию вагонов - 30 ед. согласно условий договора. Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим нахождение вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя, что подтверждается судебной практикой.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: - вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; - обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; - вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 5 пункта 9 договора N 325/2 от 27.03.2017 в случае нахождения на соответствующем районе владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке, и по этой причине невозможности приема очередной группы вагонов, вагоны, находящиеся на выставочных путях, не считаются задержанными по причинам, зависящим от владельца. Данный факт оформляется владельцем актом общей либо произвольной формы.
В качестве доказательства задержки приема истцом вагонов с путей ответчика на выставочные пути в период задержки составов ответчиком представлены в материалы дела акты, оформленные о простое вагонов на путях порта, по не зависящей от ответчика причине: N 1825, 1823, 1822, 1821, 1820, 1819, 1824, 1827, 1830, 1829, 1832, 1831, 1833, 1835, 1834, 1836, 1837, 1839, 1844,1845, 1846, 1847, 1848,1849, 1850, 1855, 1853, 1854, 1856, 1858, 1861, 1860, 1862, 1863, 1864, 1865, 1866, 1867, 1868, 1873, 1874, 1877, 1878, 1879, 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1887, 1888, 1890, 1889, 1891, 1892, 1894, 1896, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1909, 1910, 1916, 1919, 1917, 1920, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1933 за весь период задержки состава.
Так состав с индексом 2119-751-5210 задержан на станции Разъезд 9 км 29.09.2018. На дату задержки состава (29.09.2018) пути порта были заняты порожними вагонами, готовыми к уборке.
Ответчиком в материалы дела представлены акты, оформленные о простое вагонов на путях порта, по причине, не зависящей от ответчика N N 1846, 1847, 1848, 1849, 185. Согласно актам N 1846, 1847 на путях порта находилось 28 вагонов, готовых к уборке в течение 9 часов 40 минут; согласно акту N 1848 на путях порта находилось 29 вагонов, готовых к уборке в течение 10 часов 50 минут; согласно акту N 1849 на путях порта находилось 23 вагона, готовых к уборке в течение 2 часов 50 минут; согласно акту N 1845 на путях порта находилось 28 вагонов, готовых к уборке в течение 7 часов 10 минут.
В материалы дела представлены акты, оформленные о простое вагонов на путях порта на 30.09., 01.10, 02.10.2018 по причине не зависящей от ответчика. На 30.09.2018 на путях порта находилось 37 вагонов, готовых к уборке, что подтверждается актом N 1858; на 01.10.2018 на путях порта находилось 176 вагонов, готовых к уборке, что подтверждается актами N N 1861, 1860, 1862, 1863, 1864, 1865, 1866, 1867, 1868; на 02.10.2018 на путях порта находилось 131 вагон, готовых к уборке, что подтверждается актами N N 1873, 1874, 1877, 1878, 1879.
В сложившейся ситуации именно истец не обеспечил прием порожних вагонов на выставочные пути в соответствии с пунктом 2.9. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО "НМТП", примыкающих к станции Новороссийск СКЖД от 05.10.2017, согласно которому въезд маневрового состава на станцию осуществляется по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
То есть для выезда на выставочные пути парка "Портовый" станции Новороссийск необходимо получить разрешение от представителя истца, который также согласовывает номер выставочного пути парка Портовый, на который Порт своим локомотивом может вывести вагоны. Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства - принять вагоны с выставочных путей на территорию Порта под выгрузку, в результате чего на свободные выставочные пути Перевозчик мог подать находящиеся на станции вагоны и подвести спорные вагоны. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика. Суд пришел к верному выводу, что в связи с причинами, зависящими от истца, разрешение на вывод порожних вагонов получено не было по причинам, зависящим от истца - невозможностью их принятия. Ответчик для приема под выгрузку следующей партии вагонов для выгрузки не мог их принять на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования ответчика и препятствовали приему груженных вагонов.
Указанные доводы подтверждаются судебной практикой - постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2020 по делу N А53-2548/2020.
Довод истца о том, что портом не осуществлены действия по своевременной информации о непогоде отклоняется.
Так, информация о плане швартовых операций, наличие груза на складских помещениях, наличие судов на рейде и на подходе, наличие складских емкостей, остатки груза на судне, справки о погоде передаются ежедневно портом в оперативном порядке в логистический центр станции Новороссийск.
Портом в материалы дела представлены справки Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды по порту Новороссийск N 663 от 11.10.2018, N 6684 от 21.10.2018.
Согласно прилагаемым справкам с 01.10.2018 по 11.10.2018 были порывы ветра: 01.10.2018 - 17 метров в секунду, 02.10.2018 - гроза, 03.10.2018, 04.10.2018 - гроза, 06.10.2018 - ветер до 17 м/с, 07.10.18 - 16 м/с.
Следовательно, в период задержки состава интенсивность выгрузки была снижена портом по причине неблагоприятных погодных условий.
Кроме того, в материалы дела представлена железнодорожная накладная, свидетельствующие о том, что в период задержки состава 2119-751-5210 ОАО "РЖД" подводило на станцию Новороссийск, а станция принимала составы с аналогичным грузом, отгруженные позже задержанного с имеющимся сроком доставки.
В период задержки вагонов в составе с индексом 2119-751-5210 с 29.09.2018 до 08.10.2018 со сроком доставки 06.10.2018 истцом были подведены иные составы 2119-753-5210, с аналогичным грузом, следующие с той же станции отгрузки - Присады МСК жд, от того же грузоотправителя - ПАО "Тулачермет" и с имеющимся запасом срока доставки - срок доставки 60 вагонов, следующих в составе с индексом 2119-753-5210 -12.10.2018, дата прибытия вагонов - 30.09.2018.
Данный факт подтверждает транспортная железнодорожная накладная N ЭЭ334136, в которой перевозчиком указан срок доставки груза и в разделе "календарные штемпеля" проставлен штамп о прибытии. Вагоны, прибывшие в составе с индексом состав 2119-753-5210 были приняты портом и выгружены.
Спорные вагона могли быть приняты станцией назначения Новороссийск СК ж.д. на время прибытия составов 2119-753-5210 с более поздними сроками доставки грузов.
В соответствии со статьей 33 Устава доставка вагонов по назначению и в установленные сроки является прямой обязанностью перевозчика. Поскольку планирование продвижения поездов осуществляется с учетом их расчетных сроков доставки, досрочное прибытие поезда означает, что этот поезд продвигался с существенным опережением плана.
В этих условиях у истца имелась возможность поднятия и доставки спорного поезда 2119-751-5210 в пределах нормативного срока доставки.
Более того, следует принять во внимание, что истец в отношении составов, следующих с опережением сроков, не применял меры к их задержке в пути следования по причинам, зависящим от ответчика, при этом ответчик беспрепятственно принимал и выгружал прибывшие вагоны. Порт не может воздействовать на логистические действия перевозчика - ускоренный подвод одних составов и задержку других до момента нарушения срока доставки, определенного также истцом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта; доступности, безопасности и качества оказываемых услуг; развития конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованности функционирования единой транспортной системы Российской Федерации. Истец не доказал, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия (бездействия) ответчика.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 по делу N А32-48472/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48472/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5816/2021
03.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1725/2021
09.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48472/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48472/19