Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
на проект федерального закона N 450825-8 "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (в части изменения порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) (внесён Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 450825-8 "О внесении изменений в статью 39.7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" и сообщает следующее.
Законопроект разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 16.01.2019 N Пр-45 в целях установления размера арендной платы за использование земельных участков для всех уровней государственной и муниципальной власти на основе общих принципов и прозрачных механизмов.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на установление единого подхода к определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, поскольку в настоящее время арендная плата за такие земельные участки определяется:
на основании кадастровой стоимости земельных участков;
в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Рассмотрев законопроект и материалы к нему, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации новым пунктом 7, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Таким образом, указанная норма устанавливает единый подход к определению порядка расчёта арендной платы земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Оговорка о возможности определения арендной платы иными способами позволяет учитывать особенности определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в отдельных случаях. Например, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах арендная плата за такой земельный участок будет определяться по результатам аукциона, а на основании положений Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченные на предоставление земельных участков органы власти в рамках антикризисных мер по поддержки граждан и бизнеса вправе определить случаи установления льготной арендной платы за предоставляемые (предоставленные) земельные участки.
Вместе с тем указание в данной проектируемой норме ссылок на конкретные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и последующее использование бланкетной отсылочной нормы представляется избыточным. Также, по мнению Комитета, целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы изложить проектируемую норму в качестве нового пункта 1.1 или 2.1, а не пункта 7.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом проектируемых изменений в статью 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствия необходимости дополнительного регулирования порядка осуществления налогообложения земельных участков в Земельном кодексе Российской Федерации, необходимость исключения указанного пункта не вызывает сомнений.
Законопроектом также вносятся корреспондирующие изменения Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в части целеполагания определения кадастровой стоимости земельных участков - для расчёта размера арендной платы.
Переходными положениями законопроекта (часть 2 статьи 3) определено, что положения проектируемого пункта 7 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (который устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в качестве основания для расчёта арендной платы за такой участок) не распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные до даты вступления в силу данного законопроекта в случае его принятия. Целесообразность принятия данной нормы в предлагаемой редакции вызывает сомнения ввиду следующего.
Законопроектом не вносятся изменения в пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, которым закреплены полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по утверждению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов. Правомерность изменения арендной платы в отношении ранее заключённых без проведения торгов договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с указанной нормой подтверждена позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Таким образом, законопроект не влияет на возможность указанных органов власти изменить порядок определения размера арендной платы в отношении уже заключённых договоров аренды как до вступления в силу рассматриваемого законопроекта в случае его принятия, так и после. В этой связи указанная норма требует доработки ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает законопроект и рекомендует его принятие в первом чтении с учетом изложенных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.