г. Краснодар |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А61-1426/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), ответчиков: государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1502045871, ОГРН 1031500252772), общества с ограниченной ответственностью "Малрус" (ИНН 0608014688, ОГРН 1100608000371), третьих лиц: Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, Министерства строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А61-1426/2020, установил следующее.
УФАС по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ГКУ "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - учреждение) и ООО "Малрус" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать недействительной и отменить закупку учреждения от 27.04.2020 по строительству фельдшерско-акушерского пункта в с. Кусово Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на сумму 6 006 130 рублей путем заключения государственного контракта N 14 с единственным подрядчиком - обществом;
- применить последствия недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания.
Решением суда от 18.08.2020 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.04.2021 решение от 18.08.2020 отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление от 26.04.2021 и оставить в силе решение от 18.08.2020. Податель жалобы указывает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается эффективное расходование выделенных бюджетных средств, обоснованность, законность, разумность и добросовестность действий заказчика. Окончательный перечень фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов сформирован 31.03.2020, лимиты в полном объеме доведены 04.03.2020. Вывод суда апелляционной инстанции о незаконности заключения контракта сделан без сопоставления между собой и оценки в отдельности и совокупности всех представленных доказательств, на основании неполного выяснения и оценки всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения вопросов о законности заключения контракта с единственным подрядчиком в порядке, предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе, в условиях режима повышенной готовности на территории Республики Северная Осетия - Алания, распространением коронавирусной инфекции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 27.04.2020 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключили государственный контракт N 14 (далее - контракт), по условиям которого на подрядчика возложена обязанность выполнить по заданию заказчика работы по объекту "Строительство фельдшерского пункта в с. Кусово Моздокский район" в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1), который является его неотъемлемой частью, и передать их заказчику, а на заказчика - принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном контрактом (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и составляет 6 006 130 рублей (пункт 2.1 контракта).
Выполнение работ осуществляется подрядчиком в срок до 31.07.2020 по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Моздокский район, с. Кусово, ул. Западная, 2Б (пункты 3.1, 3.2 контракта).
29 апреля 2020 года в управление поступило уведомление учреждения о заключении на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракта с единственным подрядчиком (обществом) на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в с. Кусово Моздокского района на сумму 6 006 130 рублей.
В качестве основания для осуществления закупки у единственного поставщика в уведомлении указано, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 данная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, поэтому в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика; заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации в соответствии с названной нормой Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки; распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Управление, полагая, что спорный контракт заключен с нарушениями положений Закона N 44-ФЗ, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
На основании статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Апелляционный суд установил, что выделение денежных средств Республике Северная Осетия - Алания осуществлялось в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек".
Таким образом, учреждение обязано было принять меры к организации конкурсных процедур для реализации программы строительства фельдшерско-акушерских пунктов на территории Республики Северная Осетия - Алания с момента финансирования строительства в январе 2020 года.
Статья 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает условия закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в пункт 9 части 1 статьи 93 N 44-ФЗ внесены изменения и указанный пункт изложен в следующей редакции: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Суд апелляционной инстанции установил отсутствие в материалах дела доказательств объявления чрезвычайной ситуации на территории Республики Северная Осетия - Алания в спорный период.
В пункте 2 письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 разъяснено: поскольку распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, в такой период заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых в связи с возникновением данных обстоятельств. При этом должна быть причинно-следственная связь между объектом закупки и возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавируса на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между совершением указанных действий и предметом закупки.
Таким образом, при распространении коронавирусной инфекции важным условием для возможности осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ является наличие причинно-следственной связи между совершением действий, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, и объектом закупки.
Приказом министерства здравоохранения от 28.03.2020 N 255 о/д "О временном порядке организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Республике Северная Осетия - Алания" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 N 710-р, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.03.2020 N 246н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"" для организации специализированного лечения граждан с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 установлен исчерпывающий перечень организаций лечения граждан с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в республике, имеющих соответствующие лицензии на оказание медицинской помощи, отделения анестезиологии-реаниматологии, инфекционные отделения, оснащенные в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и круглосуточным дежурством врачей-анестезиологов-реаниматологов, а также круглосуточные лабораторно-диагностические службы.
Кроме того, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты не отнесены к тем медицинским учреждениям, в которых может быть оказана помощь населению для лечения новой коронавирусной инфекции, связи с недостаточной площадью помещений, отсутствием квалифицированного медицинского персонала и надлежащего оборудования.
Приказ министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания N 772о/д, которым фельдшерские пункты в населенных пунктах Моздокского района определены в качестве медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь населению в условиях распространения новой коронавирусной инфекции до периода стабилизации эпидемиологической ситуации на территории республики, принят лишь 18.09.2020, то есть спустя месяц после вынесения решения суда первой инстанции, поэтому обоснованно не принят во внимание апелляционным судом.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), учитывая, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных населенных пунктах было предусмотрено государственной программой, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек", и были предприняты заблаговременные меры к выделению денежных средств из федерального бюджета, в отсутствие доказательств возникновения необходимости срочного строительства конкретных медицинских организаций (фельдшерских пунктов) в минимально короткие сроки в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2021 N 308-ЭС21-11297 по делу N А61-1424/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2021 по делу N А61-1420/2020).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А61-1426/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), учитывая, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных населенных пунктах было предусмотрено государственной программой, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек", и были предприняты заблаговременные меры к выделению денежных средств из федерального бюджета, в отсутствие доказательств возникновения необходимости срочного строительства конкретных медицинских организаций (фельдшерских пунктов) в минимально короткие сроки в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
...
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике во взаимоотношениях сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2021 N 308-ЭС21-11297 по делу N А61-1424/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2021 по делу N А61-1420/2020)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2021 г. N Ф08-7963/21 по делу N А61-1426/2020