г. Краснодар |
|
14 августа 2021 г. |
Дело N А53-39922/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Город Волгодонск" "Городской пассажирский транспорт" (ИНН 6143007894, ОГРН 1026101931580) - Балдина В.А. (доверенность от 21.05.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), третьих лиц - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН1026103171104), департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965), администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А53-39922/2020, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Город Волгодонск" "Городской пассажирский транспорт" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 49 210 267 рублей 25 копеек убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан с 01.01.2018 по 31.12.2019.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда), департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска (далее - департамент), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - учреждение), администрация города Волгодонска (далее - администрация).
Решением суда от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2021, с Ростовской области в лице министерства за счет средств казны Ростовской области в пользу предприятия взыскано 49 210 267 рублей 25 копеек убытков. Судебные акты мотивированы тем, что предприятие доказало причинение ему убытков, которые понесены в связи с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, документально подтвердило размер убытков.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в материалы дела не представлены достоверные сведения о количестве фактически перевезенных льготных пассажиров, расчет исковых требований основан на результатах обследования пассажиропотоков и определен как количество перевезенных льготных пассажиров (на основании актов сверки), умноженное на тариф (установленный администрацией), за вычетом суммы возмещения, уплаченной департаментом. Возмещение предприятию расходов, понесенных им в спорном периоде, произведено в полном объеме в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232); правовые основания для применения иной методики расчета выпадающих доходов, в том числе примененной предприятием, отсутствуют. Предприятие документально не подтвердило факт причинения ему убытков, а также не обосновало их размер, что исключает возможность удовлетворения исковых требований. Осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации в лице Ростовской области. Суды не учли, что в рассматриваемом случае объем возмещения затрат за перевозку льготной категории граждан предусмотрен заключенными предприятием и департаментом договорами от 12.01.2018 N 3 и 16.01.2019 N 3.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принять по делу законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу министерство труда просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении требований в полном объеме.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие, учреждение и департамент не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель предприятия просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя предприятия, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в г. Волгодонске.
Предприятие (перевозчик) и учреждение (заказчик) заключили договор от 09.01.2013 N 11, согласно пункту 1.1 которого в целях удовлетворения потребностей населения города Волгодонска предприятие приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, предприятие оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4.13 договора от 09.01.2013 N 11 предприятие обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска. Договор вступает в силу с 14.01.2013 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска (пункт 7.1 договора от 09.01.2013 N 11).
Постановлением администрации Ростовской области от 31.08.2006 N 352 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа" определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением администрации города Волгодонска от 24.08.2017 N 1184 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 16 рублей.
Постановлением администрации города Волгодонска от 19.12.2018 N 2909 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 рублей.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами (далее - ЕСПБ) и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании постановлений администрации от 25.12.2017 N 2377 и от 16.01.2019 N 48, предприятие заключило с департаментом договоры от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3, согласно пунктам 1.1 которых в целях обеспечения отдельных категорий граждан оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, предприятие (перевозчик) осуществляет перевозку граждан по ЕСПБ на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Пунктом 1.2 договоров от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3 установлено, что численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым учреждению отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, согласно методике распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения 1 к постановлению N 232.
Согласно пунктам 1.3 договоров от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3 возмещение расходов производится из расчета стоимости ЕСПБ, составляющей 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, приобретших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ в пределах средств, поступивших от их продажи на счет департамента.
В соответствии с пунктом 2.1 договоров от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3 перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте при предъявлении ЕСПБ с удостоверением МСЭ.
Департамент обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по ЕСПБ на основании подписанных актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете (пункты 2.2 договоров от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3).
Пунктами 4.1 договоров от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3 предусмотрено, что договоры вступают в силу с момента подписания сторонами, распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018 и с 01.01.2019, и действует до 31.12.2018 и 31.12.2019, соответственно, а в части исполнения обязательств - до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
В 2018 - 2019 годах предприятие оказывало услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске, совместно с департаментом ежемесячно составляло отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации, и имеющих ЕСПБ.
При этом понесенные предприятием расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы предприятию не в полном объеме, в связи с чем предприятие направило министерству претензию от 14.10.2020 N 712 с требованием о возмещении 49 210 267 рублей 25 копеек убытков с 01.01.2018 по 31.12.2019. Расчет выпадающих доходов определен предприятием как разница произведения числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ по данным учреждения и департамента на полную стоимость проезда в общественном транспорте (16 рублей и с декабря 2018 года - 20 рублей) и суммы полученного возмещения.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением предприятием бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, предприятию возмещены не в полном объеме, предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали мотивированный вывод о том, что исковые требования предприятия обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суды верно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь ввиду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 19 постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В Ростовской области гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Суды не согласились с позицией министерства об отнесении финансирования мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, к расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, обоснованно указав, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям граждан признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку федеральных льготников, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 к постановлению N 232.
Суды установили, что в соответствии с действующим в спорном периоде законодательством, на основании положений постановления N 232 в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, предприятие заключило с департаментом договоры от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3, согласно которым департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат на перевозки федеральных льготников в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в спорном периоде.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что предприятие, непосредственно предоставившее в спорном периоде потребителям услуги перевозки бесплатно или по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы за услугу перевозки.
Установив, что на территории Ростовской области не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью ЕСПБ, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, суды с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, обоснованно указали, что в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Исследовав представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и имеющих ЕСПБ, акты сверки о фактическом возмещении обществу расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд на городских маршрутах на основании договоров от 12.01.2018 N 3 и от 16.01.2019 N 3, суды установили, что приведенный обществом расчет выпадающих доходов (убытков) в результате оказания услуг перевозки пассажирам федеральным льготникам является арифметически и методологически правильным, понесенные обществом убытки составили 49 210 267 рублей 25 копеек, в том числе 24 106 880 рублей 36 копеек в 2018 году и 25 103 386 рублей 89 копеек в 2019 году.
Суды учли, что стоимость проезда изменяется, а компенсация не восполняет разницу между нормативно установленной стоимостью проезда и объемом денежных средств, перечисленных предприятию в виде компенсации. Данное обстоятельство министерство документально не опровергло.
Суды исходили из того, что министерство не представило доказательства, опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан. Контррасчет выпадающих доходов (убытков), образовавшихся у предприятия в результате оказания услуг перевозки федеральным льготникам, со ссылкой на конкретные доказательства, министерство не представило.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у предприятия в связи с предоставлением льгот по перевозке в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А53-39922/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
...
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у предприятия в связи с предоставлением льгот по перевозке в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2021 г. N Ф08-7990/21 по делу N А53-39922/2020