Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2021 г. N Ф08-7990/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2021 г. |
дело N А53-39922/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Балдина В.А., ордер от 17.05.2021 N 51657 (до и после перерыва), представителя Балдина А.А., ордер от 24.05.2021 (после перерыва),
от ответчика - представителя Лиманского М.А. по доверенности от 11.01.2021 N 96-07/5,
от министерства труда и социального развития Ростовской области - представителя Рахмановой А.Х. по доверенности от 13.01.2021 N 27-3/123 (до перерыва), представителя Беспечного Е.В. по доверенности от 13.01.2021 N 27-3/122 (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2021 по делу N А53-39922/2020
по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Город Волгодонск" "Городской пассажирский транспорт" (ИНН 6143007894, ОГРН 1026101931580)
к ответчику министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: министерства труда и социального развития Ростовской области; департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска; муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства"; администрации города Волгодонска
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "город Волгодонск" "Городской пассажирский транспорт" (далее - МУП "Городской пассажирский транспорт", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 в сумме 49 210 267,25 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в заявленный период осуществлял в городе Волгодонске регулярные перевозки пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда. Поскольку утвержденные тарифы не обеспечили полной компенсации расходов, истец просит взыскать выпадающие доходы с Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых приняты меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 18.03.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что в материалы дела не представлено достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в спорный период, в связи с чем, расчет истца, выполненный на основании среднестатистической величины поездок, не является обоснованным. Факт причинения убытков и их размер не подтвержден, что исключает возможность удовлетворения иска. Осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Волгодонска просит принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Министерство труда и социального развития Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу МУП "Городской пассажирский транспорт" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", администрация города Волгодонска явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
От администрации города Волгодонска поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Представитель министерства труда и социального развития Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 17.05.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 24.05.2021.
После перерыва судебное заседание продолжено 24.05.2021 в отсутствие представителей департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", администрации города Волгодонска,, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании после перерыва поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель министерства труда и социального развития Ростовской области просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске.
В соответствии с договором N 11 от 09.01.2013 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска, заключенным между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) и МУП "Городской пассажирский транспорт" (перевозчик), последнее приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров автобусами по следующим маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонск:
- N 16, путь следования: ул. ул. Индустриальная - ул. Гагарина - ул. Энтузиастов - ул. Ленинградская - пр. Мира - ул. М. Кошевого - ул. Индустриальная;
- N 22, путь следования: пер. Маяковского - ул. Пионерская - ул. М. Горького - ул. Степная - пр. Строителей - ул. М. Кошевого - пр. Мира - ул. Гагарина - ул. Индустриальная;
- N 28, путь следования: Романовское шоссе - ул. Отдыха;
- N 30, путь следования: ул. Индустриальная - Жуковское шоссе;
- N 51, путь следования: ул. Морская - пр. Строителей - ул. М. Кошевого - пр. Мира - ул. Гагарина - ул. Индустриальная.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, МУП "Городской пассажирский транспорт" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4.13 договора N 11 от 09.01.2013 МУП "Городской пассажирский транспорт" обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В силу пункта 7.1 указанного договора он вступает в силу с 14.01.2013 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", МУП "Городской пассажирский транспорт" заключило договоры с Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
Так, 12.01.2018 и 16.01.2019 между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска и МУП "Городской пассажирский транспорт" заключены договоры, по условиям которых "перевозчик" осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а "департамент" возмещает расходы "перевозчику" за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
В соответствии с областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске устанавливались постановлением администрации г. Волгодонска.
Постановлением администрации города Волгодонска N 1184 от 24.08.2017 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 16 руб.
Постановлением администрации города Волгодонска N 2909 от 19.12.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 руб.
Согласно пунктам 1.1 договора N 3 от 12.01.2018 и договора N 3 от 16.01.2019 в целях обеспечения отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Пунктом 1.2 указанных договоров определено, что численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, согласно методики распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Согласно пункту 1.3 договоров возмещение расходов производится из расчета стоимости единого социального проездного билета 265 руб. в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, купивших единые социальные проездные билеты, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых социальных проездных билетов в пределах средств, поступивших от их продажи на счет департамента.
В соответствии с пунктом 2.1 договора перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте, при предъявлении единого социального проездного билета с удостоверением МСЭ.
Департамент обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по единым социальным проездным билетам на основании подписанных актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете (пункт 2.2 договора).
Пунктом 4.1 договоров N 3 от 12.01.2018 и от 16.01.2019 предусмотрено, что договоры вступают в силу с момента подписания сторонами, распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018 и с 01.01.2019 и действует до 31.12.2018 и до 31.12.2019, соответственно, а в части исполнения обязательств - до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Во исполнение условий заключенных договоров истец в 2018-2019 годах оказывал услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске.
Истцом и Департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан не были компенсированы в полном объеме.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением предприятием бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, истцу не были возмещены, МУП "Городской пассажирский транспорт" обратилось в суд с настоящим иском.
Расчет выпадающих доходов определен МУП "Городской пассажирский транспорт" как разница произведения числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ, по данным МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" и Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска на полную стоимость проезда в общественном транспорте (16 руб. и с декабря 2018 года - 20 руб.) и суммы полученного возмещения.
Общая сумма убытков за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 составила 49 210 267,25 руб.
Отсутствие оплаты со стороны департамента послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Толкование термину "расходы" и пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации дано Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении N 12479/07 от 05.02.2008.
Согласно данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованию, под расходами транспортной организации понимается неполученная от потребителей провозная плата.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
В связи с изменениями, внесенными в ранее действовавшее законодательство внесены изменения в Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым с 1 января 2005 года нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе, льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты. В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета.
Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
В соответствии с данным постановлением и вышеназванными законами, в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, истцом с Департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска заключены договоры: N 3 от 12.01.2018 и N 3 от 16.01.2019.
По условиям указанных договоров Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2018 году и 2019 году.
Учитывая вышеизложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе МУП "Городской пассажирский транспорт", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В постановлении администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с установленными для предприятия истца тарифами на перевозку компенсация расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Истцом в материалы дела представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты, акты сверки о фактическом возмещении расходов "МУП "Городской пассажирский транспорт" по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах на основании договоров N 3 от 12.01.2018 и N 3 от 16.01.2019.
Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности размера убытков отклоняется судебной коллегией как противоречащий материалам дела.
На основании вышеуказанных документов истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра в 2018 - 2019 годах.
Размер непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр (федеральных льготников) составляет 49 210 267,25 руб., в том числе в 2018 году - 24 106 880,36 руб., в 2019 году - 25 103 386,89 руб. Данные расчеты проверены судом и признаны правильными.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик не представил доказательств, опровергающих данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества граждан, перевезенных автотранспортным предприятием.
Судом первой инстанции установлено, что разногласия по количеству перевезенных пассажиров отсутствуют, расчет составлен по методике расчетным путем на основании выданных проездных талонов Департаментом труда и социального развития г. Волгодонска, разногласий по расчету не представлено.
Учитывая, что государством продекларировано предоставление льготы, то возмещение затрат по перевозке субъекту предпринимательской деятельности должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета.
В качестве убытков истцом заявлена межтарифная разница - стоимость проезда по установленному тарифу и стоимость оплаченного проезда льготников.
Данные расчеты проверены судом первой инстанции и обоснованно признаны правильными.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В пункте 19 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе, в соответствии с федеральными целевыми программами.
Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В Ростовской области гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что финансирование льгот для граждан из федерального регистра льготников не относится к расходным обязательствам бюджета субъекта.
Выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Данный вывод сделан с учетом отнесения вопросов социальной поддержки населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской), с учетом Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изменившего ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.
Поскольку в данном случае МУП "Городской пассажирский транспорт" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 49 210 267,25 руб. с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2021 по делу N А53-26567/2019.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2021 по делу N А53-39922/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39922/2020
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ВОЛГОДОНСК" "ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Волгодонска, Департамент труда и соц развития ро, Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МКУ Департамент строительства и городского хозяйситва, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"