г. Краснодар |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А32-29400/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии представителей заявителя - прокуратуры Краснодарского края - Рябоконева А.В. (удостоверение), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар и департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар - Василенко В.В. (доверенность от 28.12.2020), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Курузовой Фатимы Гилимовны, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А32-29400/2020, установил следующее.
Прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании недействительным постановления администрации от 26.12.2019 N 5989 о предоставлении ИП Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1022 кв. м, расположенном по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИП Курузова Ф.Г. (далее - предприниматель).
Решением от 09.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2021, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что путем назначения публичных слушаний постановлением от 26.12.2019 N 5989 предпринимателю представлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства офисного здания с парковкой на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 (определен отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского - 1,5 метра и с южной стороны земельного участка - 1,5 метра, увеличен процент застройки - до 68%). Между тем согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Ж.2), градостроительным регламентом которой минимальный отступ строений до границ смежных земельных участков, границ территории общего пользования составляет 3 м, минимальная площадь земельных участков - 300 кв. м, максимальный процент застройки участка - 60%. Руководствуясь положениями статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), учитывая, что просадочные свойства грунта земельного участка будут ликвидированы в ходе строительства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что основания для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров в части уменьшения отступов от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования, отсутствуют. Довод о пропуске срока на оспаривание ненормативного правового акта суды отклонили, поскольку о нарушении требований градостроительного законодательства при выдаче органом местного самоуправления разрешения заявителю стало известно после 20.05.2020 (получение информации от департамента), восстановление процессуального срока предусмотрено частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе департамент просит решение от 09.02.2021 и апелляционное постановление от 22.04.2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что прокуратура не выносила представление в адрес муниципального образования в отношении оспариваемого постановления. Прокуратура города Краснодара и прокуратура Краснодарского края являются единой федеральной централизованной системой органов. Оспариваемое постановление администрация письмом от 13.01.2020 N 18/10 направила в прокуратуру города Краснодара, трехмесячный процессуальный срок необходимо исчислять от 13.01.2020, уважительные причины пропуска срока подачи заявления отсутствуют. В заявлении прокуратуры не указано, чьи права и законные интересы нарушены изданием спорного постановления. Необходимость получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства обусловлена неблагоприятными инженерно-геологическими характеристиками земельного участка (технический отчет), а также требованиями противопожарной защиты. Вывод о том, что просадочные свойства грунта будут ликвидированы в процессе строительства, основан на предположениях. По итогам проведенных публичных слушаний замечания и предложения по проекту оспариваемого постановления не поступили. Предприниматель обратился в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство (входящий от 03.03.2020 N 4698-1), которое 06.03.2020 снято с рассмотрения самим заявителем.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура поддержала выводы судебных инстанций, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Согласно материалам дела предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1022 кв. м, расположенный по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара, вид разрешенного использования - общественные здания административного назначения: административные и офисные здания (государственная регистрация права от 25.07.2018 N 23:43:0202027:60-23/001/2018-4).
ИП Курузовой Ф.Г. выдан градостроительный план участка от 21.04.2017 N RU23306000-00000000000871 с дополнением к нему, который утвержден приказом департамента от 21.04.2017 N 1231-ГП.
30 сентября 2019 года застройщик обратился в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60; просил определить отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского - 1,5 метра, с южной стороны земельного участка - 1,5 метра; увеличить процент застройки до 68%. В качестве обоснования указано, что предполагаемое к строительству офисное здание будет находиться на одной линии застройки со зданием на соседнем земельном участке, что позволит соответствовать архитектурному облику города. Исходя из сложившейся застройки и просадочных свойств грунта, характеристики земельного участка препятствуют его эффективному использованию без отклонения от предельных параметров строительства (т. 1, л. д. 17 - 23).
На официальном сайте администрации 11.10.2019 опубликовано информационное сообщение и проектные материалы к постановлению администрации от 02.10.2019 N 4423 "О назначении публичных слушаний по проекту постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О предоставлении гражданке Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: город Краснодар, Западный внутригородской округ, улица имени Дзержинского, 29", в котором администрация информировала о проведении публичных слушаний 21.10.2019 в 18:15 по вопросу предоставления Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60, определив отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского - 1,5 метра, с южной стороны земельного участка - 1,5 метра, увеличение процента застройки до 68%. Указанное информационное сообщение 05.10.2019 опубликовано в газете "Краснодарские известия" (N 114).
Постановлением администрации от 26.12.2019 N 5989 предпринимателю предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60, определен отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского - 1,5 метра, с южной стороны земельного участка - 1,5 метра, увеличение процента застройки до 68%.
Полагая, что постановление от 26.12.2019 N 5989 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия), принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
На основании статьи 8 Градостроительного кодекса выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешение орган. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в данной статье.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В пункте 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 40 Градостроительного кодекса правообладателям земельных участков предусмотрена возможность обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. При этом отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункты 1, 2 данной статьи).
Лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 39 Градостроительного кодекса рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункты 3 - 6 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Таким образом, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты соответствующими отклонениями.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:60 расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Ж.2), градостроительным регламентом которой предусмотрен минимальный отступ строений до границ смежных земельных участков, границ территории общего пользования - 3 м, минимальная площадь земельных участков - 300 кв. м, максимальный процент застройки участка - 60% (правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар). Согласно инженерно-геологическому отчету к грунту спорного земельного участка относится суглинок твердый, обладающий просадочными свойствами. Установив, что просадочные свойства грунта будут ликвидированы в ходе строительства, судебные инстанции заключили, что основания для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров строительства отсутствуют, постановление от 26.12.2019 N 5989 не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Более того, согласно схеме планировочной организации участка предпринимателя, размещение автомобильных парковок предусмотрено за его границами, что не соответствует положениям градостроительного законодательства.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об ошибочном восстановлении прокуратуре срока обращения в суд с заявленными требованиями, аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А32-29400/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.