Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2021 г. N Ф08-5916/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2021 г. |
дело N А32-29400/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры - старший прокурор Борсук Н. Н., удостоверение;
от администрации и департамента - представитель Василенко В. В. по доверенности от 18.12.2020, паспорт;
от третьего лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2021 по делу N А32-29400/2020
по заявлению Прокуратуры Краснодарского края
к заинтересованным лицам: администрации муниципального образования город Краснодар и к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара
при участии третьего лица - ИП Курузова Фатима Гилимовна
о признании недействительным постановления администрации,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Курузова Фатима Гилимовна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2021 ходатайство Прокуратуры Краснодарского края о восстановлении срока на обжалование постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989 удовлетворено, срок на обжалование восстановлен. Признано недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989 о предоставлении Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1 022 кв. м, расположенном по ул. Дзержинского, 29, г. Краснодар.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы департамент указал, что фактически прокуратурой при подаче данного заявления пропущен трехмесячный срок для обжалования постановления администрации от 26.12.2019 N 5989, так как заявление предъявлено в суд 21.07.2020, при этом о наличии постановления администрации от 26.12.2019 прокуратуре города Краснодара стало известно 13.01.2020. Также в заявлении заместителя прокурора Краснодарского края отсутствует ссылка на уважительность причины пропуска установленного трехмесячного срока. предъявленное в суд заявление не содержит сведений о нарушении постановлением прав и интересов неопределенного круга лиц, представленный ИП Курузовой Ф.Г. в обосновании необходимости выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства инженерно-геологический отчет ИП Прудникова В.К. основан на предположениях, в связи с чем при соблюдении департаментом установленного ч. ч. 4, 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядка проведения публичных слушаний постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989 является законным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от Прокуратуры Краснодарского края поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения против доводов апеллянта, прокурор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации и департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования г. Краснодар установлено, что постановлением от 26.12.2019 N 5989 Курузовой Ф.Г. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1 022 кв. м, расположенном по ул. Дзержинского, 29 г. Краснодара, с видом разрешенного использования - "общественные здания административного назначения: административные и офисные здания". Собственнику земельного участка предоставлено право увеличить площадь застройки участка до 68%.
Прокуратура Краснодарского края полагает, что данное постановление и разрешение являются недействительным по следующим основаниям.
Курузова Ф.Г., которой принадлежит вышеуказанный земельный участок на праве собственности, обратилась 30.09.2019 в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства офисного здания с парковкой: отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по ул. им. Дзержинского - 1, 5 м, с южной стороны земельного участка - 1,5 м, увеличение процента застройки до 68%.
Из данного заявления следует, что причиной такого обращения является имеющиеся на участке просадочные свойства грунта.
Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:60 имеет прямоугольную форму.
Согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Ж.2), градостроительным регламентом которой предусмотрен минимальный отступ строений до границ смежных земельных участков, границ территории общего пользования - 3 м, минимальная площадь земельных участков - 300 кв. м, максимальный процент застройки участка - 60%.
Площадь данного участка превышает минимальную площадь земельного участка для территориальной зоны, в которой он расположен, в 3 раза.
При этом ни собственником участка, ни органом местного самоуправления при принятии оспариваемого постановления не представлены доказательства того, что данный участок имеет неблагоприятные характеристики для застройки, требующие получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Полагая, что постановление Администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989 о предоставлении Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1 022 кв. м, расположенном по ул. Дзержинского, 29 г. Краснодара не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Прокуратура Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О) указано, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать жалобу (заявление). Имеются в виду такие обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989, Прокуратура Краснодарского края указала, что о нарушении требований градостроительного законодательства при выдаче органом местного самоуправления оспариваемого разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке заявителю стало известно после получения 20.05.2020 информации из Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
Рассмотрев заявленное прокуратурой ходатайство, суд пришел к выводу о необходимости восстановления срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обжалование разрешения на отклонение от предельных параметров строительства в виду незначительности его пропуска и предпринятых мер прокурорского реагирования.
При этом, суд дополнительно отметил, надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Однако конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены лишь в результате проверки. Так, на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, а также другие материалы, свидетельствующие о допущенных правонарушениях и требующих использования прокурорских полномочий.
Доводы департамента о том, что трехмесячный срок необходимо исчислять с 13.01.2020, когда администрацией направлено письмо N 18/10 с постановлением от 26.12.2019 N 5989 в адрес Прокуратуры г. Краснодара судом апелляционной инстанции оценивается критически, поскольку в суд с ответствующим иском обратилась Прокуратура Краснодарского края. Тот факт, что прокуратура г. Краснодара и прокуратура Краснодарского края являются единой федеральной централизованной системой органов не свидетельствует о том, что прокуратура края была осведомлена о направлении постановления 13.01.2020.
Апелляционный суд поддерживает вышеуказанный вывод суда, при этом, департаментом доказательств, опровергающих уважительность причин восстановления срока, в материалы дела не представлено.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым разрешением на отклонение от предельных параметров строительства, разрешением на строительство прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, разрешения на строительство закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельным кодексом Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, согласно которым регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения, обеспечивающие сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 1).
Градостроительным кодексом Российской к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2).
Градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Одним из результатов территориального планирования является установление функциональных зон.
При градостроительном зонировании в правилах землепользования и застройки определяются территориальные зоны и устанавливаются градостроительные регламенты (статья 1).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на обращение с заявлениями за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства имеют правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
В силу части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
Судом обоснованно установлено, согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар Курузовой Ф.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1022 кв. м с видом разрешенного использования "общественные здания административного назначения: административные и офисные здания" по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара (государственная регистрация права от 25.07.2018 N 23:43:0202027:60-23/001/2018-4).
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Курузовой Ф.Г. выдан градостроительный план земельного участка от 21.04.2017 N RU 23306000-00000000000871 по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21.04.2017 N 1231 -ГП "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара" утвержден выданный градостроительный план земельного участка по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Курузовой Ф.Г. выдано дополнение к градостроительному плану N RU 23306000-00000000000871 по ул. Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Курузова Ф.Г. обратилась в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1022 кв. м по улице имени Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара - для строительства офисного здания с парковкой, определив отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского - 1,5 метра, с южной стороны земельного участка -1,5 метра, увеличение процента застройки до 68%.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 26.12.2019 N 5989 "О предоставлении Курузовой Ф.Г. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1022 кв. м по улице имени Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара - для строительства офисного здания с парковкой, определив отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского -1,5 метра, с южной стороны земельного участка - 1,5 метра, увеличение процента застройки до 68%".
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью 5 земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской о Федерации Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения п или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карта функционального зонирования генерального плана содержит границы и описание функциональных зон с указанием планируемых и для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов I регионального значения, линейных объектов местного значения.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса).
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291, выкопировка из генерального плана с указанием зоны функционального использования подлежит учету судами при определении возможности строительства на участке капитальных объектов.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как 14 основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Также, суд обоснованно установил, согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Ж.2), градостроительным регламентом которой предусмотрен минимальный отступ строений до границ смежных земельных участков, границ территории общего пользования - 3 м, минимальная площадь земельных участков - 300 кв. м, максимальный процент застройки участка - 60%.
Площадь данного участка превышает минимальную площадь земельного участка для территориальной зоны, в которой он расположен, в 3 раза.
В соответствии с инженерно-геологическим отчетом, выполненным ИП Прудниковым В.К., согласно части III СП 11-105-97, к грунтам указанного участка, обладающим специфическими свойствами, относится суглинок твердый, обладающий просадочными свойствами.
Согласно Постановлению от 26.12.2019 N 5989 главы муниципального образования город Краснодар на проектируемом земельном участке разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства административного здания, а именно: минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования по ул. Дзержинского - 1,5 метра, с южной стороны земельного участка - 1,5 метра, увеличен процент застройки до 68%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара 11.10.2019 (время московское 14 часов 34 минуты) опубликовано Информационное сообщение и проектные материалы к постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 02.10.2019 N 4423 "О назначении публичных слушаний по проекту постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О предоставлении гражданке Ф.Г. Курузовой разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: город Краснодар, Западный внутригородской округ, улица имени Дзержинского, 29" в котором администрация муниципального образования город Краснодар информирует о проведении публичных слушаний 21.10.2019 в 18.15 в актовом зале здания администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, расположенного по ул. Калинина, 339 по следующему вопросу: "О предоставлении Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1022 кв. м по улице имени Дзержинского, 29 в Западном внутригородском округе города Краснодара - для строительства офисного здания с парковкой, определив отступ от границ, отделяющих земельный участок от территории общего пользования по улице имени Дзержинского - 1,5 метра, с южной стороны земельного участка - 1,5 метра, увеличение процента застройки до 68%".
В газете "Краснодарские известия" (N 114) 05.10.2019 опубликовано вышеуказанное Информационное сообщение о проведении публичных слушаний 21.10.2019 о предоставлении гражданке Ф.Г. Курузовой разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: город Краснодар, Западный внутригородской округ, улица имени Дзержинского, 29.
Согласно пункту 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
На официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара 30.10.2019 (время московское 14 часов 52 минуты) опубликовано "Заключение о результатах публичных слушаний по проекту постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О предоставлении гражданке Ф.Г. Курузовой разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: город Краснодар, Западный внутригородской округ, улица имени Дзержинского, 29".
Публичные слушания по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.
Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Прокуратура Краснодарского края, обращаясь с настоящим заявлением, указывает, что из публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202027:60 имеет прямоугольную форму, при этом ни собственником участка, ни органом местного самоуправления при принятии оспариваемого постановления не представлены доказательства того, что участок имеет неблагоприятные характеристики для застройки, перечисленные в статье 40 ГрК РФ.
Площадь данного участка превышает минимальную площадь земельного участка для территориальной зоны, в которой он расположен, в 3 раза.
В соответствии с инженерно-геологическим отчетом, выполненным ИП Прудниковым В.К., согласно части III СП 11-105-97, к грунтам указанного участка, обладающим специфическими свойствами, относится суглинок твердый, обладающий просадочными свойствами.
Согласно обоснованию необходимости получения разрешения на отклонение от предельных параметров, просадочные свойства грунтов на земельном участке будут ликвидированы в пределах всей просадочной толщи.
Кроме того, сокращение минимального отступа строений до границ смежных земельных участков, границ территории общего пользования обусловлено линией застройки здания на соседнем земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 33.
Учитывая, что просадочные свойства части грунтов земельного участка будут ликвидированы в ходе строительства, судом верно отмечено, основания для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров в части уменьшения отступов от границ отсутствуют.
На основании вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что разрешение на отклонение от предельных параметров на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 в части увеличения максимального процента застройки земельного участка предоставлено в нарушение требований ст. 40 ГрК РФ.
Кроме того согласно схеме планировочной организации земельного участка размещение автомобильных парковок предусмотрено за границами принадлежащего застройщику земельного участка, что не соответствует положениям части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.12.2019 N 5989 о предоставлении Курузовой Ф.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0202027:60 площадью 1 022 кв. м, расположенном по ул. Дзержинского, 29 г. Краснодара, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие чего является недействительным.
Аналогичная правая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019 по делу N А32-50047/2017.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, однако не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2021 по делу N А32-29400/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29400/2020
Истец: Прокуратура КК, Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара
Третье лицо: Курузова Фатима Галимовна, Курузова Фатима Гилимовна, Администрация МО Г Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар