г. Краснодар |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А15-3575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615), заинтересованного лица - сельскохозяйственного производственного кооператива "Берекат" (ИНН 0519013065, ОГРН 1110529000240) и третьего лица - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (ИНН 0562043725, ОГРН 1020502632941), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Берекат" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А15-3575/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Берекат" (далее - кооператив) 990 тыс. рублей субсидии.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное казначейство по Республике Дагестан (далее - казначейство).
Решением суда от 25.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2021, требования министерства удовлетворены в полном объеме; с кооператива в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 22 800 рублей государственной пошлины. Судебные акты мотивированы несоблюдением кооперативом условий получения субсидии: при подаче заявления о предоставлении субсидии на закладку и уход за виноградниками кооператив не представил договоры аренды земель отгонного животноводства и разрешения на закладку многолетних насаждений (виноградников) на землях отгонного животноводства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился кооператив с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе министерству в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что заключенное между министерством и кооперативом в июне 2017 года соглашение о предоставлении субсидии является оспоримой сделкой. Срок давности по оспоримой сделке составляет один год, поэтому обратившись в суд с иском в июле 2019 года, министерство пропустило годичный срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации казначейство не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между министерством и кооперативом заключено соглашение от 21.06.2017 N 0395 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками (далее - соглашение о субсидировании), пунктом 4.1.7 которого предусмотрено, что в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения кооперативом порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и соглашением о субсидировании, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением о субсидировании недостоверных сведений, министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.6 соглашения о субсидировании кооператив обязан в случае получения от министерства требования обеспечить возврат полученной субсидии в размере и в сроки, определенные в требовании.
Во исполнение соглашения о субсидировании платежным поручением от 27.06.2017 N 312421 кооперативу перечислено 990 тыс. рублей субсидии.
На основании приказа казначейства от 31.05.2018 N 281 в июне - сентябре 2018 года проведена плановая проверка министерства по вопросу использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в ходе которой установлены нарушения законодательства при предоставлении кооперативу субсидии, а именно: кооперативу неправомерно выдано 990 тыс. рублей субсидии на закладку и уход за виноградниками при отсутствии договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2018, министерству выданы представление от 18.10.2018 N 103-21-08/4788 и предписание от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 о необходимости в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания принять меры по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе кооперативу.
Во исполнение предписания казначейства от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 министерство направило обществу претензию от 21.03.2019 N12-04/1-10-940/19 о необходимости в течение пятнадцати дней со дня получения претензии возвратить в бюджет 990 тыс. рублей полученной субсидии (далее - спорная субсидия).
В связи с невозвратом обществом спорной субсидии в добровольном порядке министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требование министерства, правомерно исходя из следующего.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных статьей 78 Кодекса условий, установленных при их предоставлении, денежные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы"", постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.02.2017 N 29 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками и Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства (далее - Порядок N 29).
Согласно пункту 2 Порядка N 29 главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий на закладку и уход за виноградниками, является министерство.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 29 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за молодыми виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны осуществить закладку виноградников на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку и на работы по уходу.
Пунктом 15 Порядка N 29 определено, что возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году; недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных министерством в соглашении в соответствии с пунктом 4 Порядка N 29.
Суды установили, что в целях получения субсидии на закладку и уход за виноградниками кооператив представил в министерство заявление на предоставление субсидии от 07.06.2017, рабочий проект закладки и выращивания виноградника, справку-расчет о причитающихся субсидиях на закладку и уход за виноградниками из средств республиканского бюджета.
При этом свою деятельность кооператив осуществляет в пределах земель отгонного животноводства.
Из пункта 3 Порядка предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладке многолетних насаждений на землях отгонного животноводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.06.2014 N 288 (далее - Порядок N 288), следует, что право на заключение договора аренды земельных участков из земель отгонного животноводства предоставляется юридическим лицам и гражданам только по результатам проведения торгов.
В силу пункта 4 Порядка N 288 организацию и проведение торгов осуществляет уполномоченный орган с участием министерства.
Пунктом 5 Порядка N 288 установлено, что по результатам конкурса уполномоченный орган заключает договор аренды земельного участка и после регистрации арендатором права аренды передаточным актом передает земельный участок арендатору.
Разрешение на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства выдает уполномоченный орган при условии согласования с министерством и информирует Правительство Республики Дагестан (пункт 7 Порядка N 288).
Суды установили и кооператив не оспаривает, что в нарушение пунктов 8, 11, 15 Порядка N 29 кооператив получил 990 тыс. рублей субсидии на закладку и уход за виноградниками в отсутствие договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства.
При таких обстоятельствах суды сделали основанный на представленных в материалы дела доказательствах вывод о том, что в связи с несоблюдением кооперативом условий получения субсидии и невозвратом 990 тыс. рублей по требованию министерства данные денежные средства подлежат взысканию с кооператива в доход бюджета.
Довод кооператива о том, что соглашение о субсидировании является оспоримой сделкой, срок давности по оспоримой сделки составляет один год, в связи с чем министерство пропустило годичный срок исковой давности, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив, что общий срок исковой давности, который подлежит применению в рассматриваемом случае, составляет три года, и, принимая во внимание, что спорная субсидия предоставлена кооперативу 27.06.2017, а министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива спорной задолженности 15.07.2019, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что срок исковой давности не пропущен.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы кооператива отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А15-3575/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2021 г. N Ф08-7747/21 по делу N А15-3575/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7747/2021
09.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1272/2021
25.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3575/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3575/19