Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2021 г. N Ф08-7747/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
9 июня 2021 г. |
Дело N А15-3575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Берекат" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 по делу N А15-3575/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Берекат" (далее - ответчик, СПК "Берекат") о взыскании полученной субсидии в размере 990 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - УФК по РД).
Решением суда от 25.02.2021 заявленные требования министерства удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскана сумма субсидии в размере 990 000 руб. Суд первой инстанции посчитал, что факт несоблюдения ответчиком условий получения субсидии подтвержден. Так, при подаче заявления о предоставлении субсидии СПК "Берекат" не представил договоры аренды земель отгонного животноводства и разрешения на закладку многолетних насаждений (виноградников) на землях отгонного животноводства.
Не согласившись с решением суда, СПК "Берекат" обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт ссылается на пропуск, министерством годичного срока исковой давности, ссылаясь на то, что соглашение о предоставлении субсидии является оспоримой сделкой.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 по делу N А15-3575/2019 подлежит оставлению без изменения, исходя их следующего.
Как видно из материалов дела, между министерством и СПК "Берекат" 21.06.2017 заключено соглашение о предоставлении субсидии N 0395 на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками.
Исходя из пункта 4.1.7. соглашения в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения кооперативом порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим Соглашением недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.6. соглашения СПК "Берекат" обязался в случае получения от министерства требования обеспечить возврат полученной субсидии в размере и в сроки, определенные в требовании.
27.06.2017 УФК по РД платежным поручением N 312421 перечислило кооперативу субсидию в размеме 990 000 руб.
УФК по РД в июне - сентябре 2018 года проведена плановая проверка Минсельхозпрода РД на предмет использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
В результате проверки установлено, что СПК "Берекат" неправомерно получена субсидия в размере 990 000 руб. на закладку и уход за виноградниками при недостижении показателей результативности предоставления субсидий и недостоверности сведений, представленных на получение субсидии на закладку и уход за виноградниками.
УФК по РД в министерство направлены представление от 18.10.2018 N 103-21-08/4788 и предписание от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 о принятии в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания мер по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и СПК "Берекат".
Министерством в адрес СПК "Берекат" направлена претензия от 21.03.2019 N 12-04/1-10-940/19 с требованием обеспечить возврат субсидии в сумме 990 000 руб., полученной на закладку и уход за виноградниками в течение пятнадцати дней со дня получения претензии.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, исходя из следующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 названной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная правовая норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", постановлением Правительства РД от 14.02.2017 N 29 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками и Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства (далее - Порядок N 29).
Порядок N 29 регламентирует предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Дагестан, при наличии у них площадей виноградников: организациям и индивидуальным предпринимателям - за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, - за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (пункт 1 Порядка N 29).
Согласно пункту 2 Порядка главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий на закладку и уход за виноградниками, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 29 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за молодыми виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны осуществить закладку виноградников на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку и на работы по уходу
Пункт 15 Порядка N 29 определено, что возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году; недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в Соглашении в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
Из материалов дела усматривается, что СПК "Берекат" с целью получения субсидии на закладку и уход за виноградниками представил в министерство заявление на предоставление субсидии от 07.06.2017, рабочий проект закладки и выращивания виноградника, справку-расчет о причитающихся субсидиях на закладку и уход за виноградниками из средств республиканского бюджета.
Между тем, из материалов дела следует, что свою деятельность СПК "Берекат" осуществляет в пределах земель отгонного животноводства.
Из пункта 3 Порядка предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладке многолетних насаждений на землях отгонного животноводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.06.2014 N 288 (далее - Порядок N 288), следует, что право на заключение договора аренды земельных участков из земель отгонного животноводства предоставляется юридическим лицам и гражданам только по результатам проведения торгов.
В силу пункта 4 Порядка N 288 организацию и проведение торгов осуществляет уполномоченный орган с участием Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
Пунктом 5 Порядка N 288 установлено, что по результатам конкурса уполномоченный орган заключает договор аренды земельного участка и после регистрации арендатором права аренды передаточным актом передает земельный участок арендатору
Разрешение на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства выдает уполномоченный орган при условии согласования с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и информирует Правительство Республики Дагестан (пункт 7 Порядка N 288).
Согласно пункту 15 Порядка N 288 в случае выявления фактов нарушения условий предоставления субсидий или их неправомерного получения, субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан.
Из материалов дела следует, что УФК по РД при проведении проверки выявлено, что СПК "Берекат" получил субсидию в размере 990 000 руб. на закладку и уход за виноградниками при отсутствии договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства.
Указанный факт ответчиком не оспаривался.
Принимая во внимание изложенное, представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, результатами проверки УФК по РД, подтверждается, что СПК "Берекат" использует земельные участки при несоблюдении условий получения субсидии, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика субсидии в размере 990 000 руб.
Таким образом, апелляционный суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчик представил не представил документы, подтверждающие право на получение субсидии для использования земельного участка, получив при этом на организацию указанного субсидию из бюджетной системы Российской Федерации, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске министерством годичного срока исковой давности со ссылкой на то, что соглашение о предоставлении субсидии является оспоримой сделкой, не принимаются апелляционным судом. Судом первой инстанции верно указано на отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих, что договор о предоставлении субсидии, равно как и договор о возврате субсидии, является оспоримой сделкой. Так, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43).
Учитывая, что по правилам статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности, который подлежит применению в рассматриваемом случае, составляет три года, и принимая во внимание, что спорная субсидия предоставлена ответчику 27.06.2017, а исковое заявление министерства подано в суд 15.07.2019, срок исковой давности не пропущен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 по делу N А15-3575/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3575/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "БЕРЕКАТ"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН, Шихкаибов Мурад Абдулкафарович
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7747/2021
09.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1272/2021
25.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3575/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3575/19