г. Краснодар |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А32-52185/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156) - Ковалевой М.В. (доверенность от 06.08.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813), третьего лица - Некоммерческого потребительского кооператива "Перспектива" (ОГРН 1162375062310), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А32-52185/2020, установил следующее.
Акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным постановления от 11.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3747/2020.
Решением от 29.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, суды не учли, что соблюдение сроков технологического присоединения со стороны исполнителя находится в зависимости от выполнения технических условий со стороны заявителя. В адрес общества уведомление о выполнении заявителем технических условий (мониторинг) и необходимости в соответствии с договором проверить сеть и составить акт о готовности не поступало. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-3747/2020 явилось заявление НПК "Перспектива" (далее - кооператив), в котором указывалось на неисполнение обществом договорных обязательств. По результатам рассмотрения жалобы управление установило в действиях АО "Краснодаргоргаз" нарушение, выразившееся в неосуществлении действий по созданию (реконструкции) сети газораспределения в установленный срок. В связи с выявленными нарушениями управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 02.10.2020 N 023/04/9.21-3747/2020 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и вынесло постановление от 11.11.2020, которым АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде 600 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Оценив доказательства и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Пунктами 59, 60 Правил N 1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). В силу пункта 83 Правил N 1314 существенными условиями договора о подключении являются, в том числе, перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий, срок осуществления мероприятий по подключению.
Пунктом 97 Правил N 1314 установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пункт 98 Правил N 1314 предусматривает, что исполнитель обязан, в том числе, осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения; осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Согласно пункту 100 Правил N 1314 заявитель обязан, в том числе, выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.07.2017 кооператив и общество заключили договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства корпорации к сетям газораспределения N 98093-Т.П.(с). Предметом договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объектов капитального строительства, расположенных по адресу:
г. Краснодар, п. Знаменский, ул. Цигейковая, 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13; ул. Зоологическая, 10, 12, 13, 18, 18/1, 19, 21, 23, 23/1; пер. Деловой, 3/1, 5, 9, 10, 11; ул. Платиновая, 16, 24; Заповедная, 11, 15/1 (далее - объект), в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а заявитель обязался оплатить услуги исполнителя. Дополнительным соглашением от 11.04.2018 из пункта 1.1 договора исключены объекты: ул. Зоологическая, 23/1; ул. Платиновая, 16, 24; пер. Деловой, 10; ул. Цигейская, 6; ул. Заповедная, 11, и добавлены объекты:
ул. Платиновая, 20; ул. Заповедная, 16; ул. Зоологическая, 1/1; ул. Платиновая/ ул. Заповедная, 18/15. Заявителем произведена оплата за технологическое присоединение в рамках договора о подключении в размере: 1 575 979 рублей 44 копейки (08.08.2017), 1 951 959 рублей 88 копеек (01.08.2019), 1 363 500 рублей (29.08.2019), 330 тыс. рублей (03.09.2019), 100 тыс. рублей (уведомление на материнский капитал от 29.12.2014 N 15621). В соответствии с пунктом 2.1.2 договора срок осуществления мероприятий по подключению составляет 36 месяцев с момента заключения договора.
Вместе с тем из поступившего в управление обращения следует, что общество не осуществило фактические действия по технологическому подключению к сетям газораспределения объекта. Судами установлено, что согласно названному договору срок исполнения обществом мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения объекта корпорации истёк 13.07.2020. Доказательства, свидетельствующие о внесении изменений сторонами в договор, в том числе в части изменения срока выполнения мероприятий по договору, отсутствуют. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора письмом от 22.10.2020 N 270-18841 представлены пояснения и документы, из которых следует, что заявление АО "Краснодаргоргаз" на вызов представителя для участия в работе приемочной комиссии по приемке объектов газораспределения по указанным в договоре от 11.07.2017 адресам в управление не поступало. С учетом указанных обстоятельств управление обоснованно и правомерно пришло к выводу о наличии в деяниях АО "Краснодаргоргаз" признаков нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.
Газопровод Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора в установленный срок не принят, следовательно, общество нарушило срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта к сетям газораспределения, предусмотренный договором о подключении. Доказательств осуществления действий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, обществом при рассмотрении данного спора не представлено.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о доказанности факта нарушения обществом установленного действующим законодательством порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, поскольку Правила N 1314 возлагают на исполнителя обязанность по исполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, вне зависимости от выполнения обязательств по договору со стороны заявителя, при условии внесения последним платы за подключение в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, как правильно указали суды, даже в случае невыполнения кооперативом мероприятий, предусмотренных техническими условиями в сроки, предусмотренные договором, общество обязано было выполнить все действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства кооператива и пуску газа не позднее установленного договором дня подключения.
Повторность совершения правонарушения подтверждается фактом привлечения общества ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дело N А32-51096/2019). При таких обстоятельствах, при наличии квалифицирующего признака повторности суды пришли к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек. Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении управлением не нарушены. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество не представило в материалы дела доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов. Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А32-52185/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ул. Платиновая, 20; ул. Заповедная, 16; ул. Зоологическая, 1/1; ул. Платиновая/ ул. Заповедная, 18/15. Заявителем произведена оплата за технологическое присоединение в рамках договора о подключении в размере: 1 575 979 рублей 44 копейки (08.08.2017), 1 951 959 рублей 88 копеек (01.08.2019), 1 363 500 рублей (29.08.2019), 330 тыс. рублей (03.09.2019), 100 тыс. рублей (уведомление на материнский капитал от 29.12.2014 N 15621). В соответствии с пунктом 2.1.2 договора срок осуществления мероприятий по подключению составляет 36 месяцев с момента заключения договора.
Вместе с тем из поступившего в управление обращения следует, что общество не осуществило фактические действия по технологическому подключению к сетям газораспределения объекта. Судами установлено, что согласно названному договору срок исполнения обществом мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения объекта корпорации истёк 13.07.2020. Доказательства, свидетельствующие о внесении изменений сторонами в договор, в том числе в части изменения срока выполнения мероприятий по договору, отсутствуют. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора письмом от 22.10.2020 N 270-18841 представлены пояснения и документы, из которых следует, что заявление АО "Краснодаргоргаз" на вызов представителя для участия в работе приемочной комиссии по приемке объектов газораспределения по указанным в договоре от 11.07.2017 адресам в управление не поступало. С учетом указанных обстоятельств управление обоснованно и правомерно пришло к выводу о наличии в деяниях АО "Краснодаргоргаз" признаков нарушения статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Повторность совершения правонарушения подтверждается фактом привлечения общества ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дело N А32-51096/2019). При таких обстоятельствах, при наличии квалифицирующего признака повторности суды пришли к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек. Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении управлением не нарушены. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 августа 2021 г. N Ф08-8390/21 по делу N А32-52185/2020