г. Краснодар |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А53-34554/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Штыренко М.Е., секретарь судебного заседания Намалян А.А.), от заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Бойко О.А. (доверенность от 06.04.2021) и Кутковой А.А. (доверенность от 22.07.2021), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Панченко Юрия Викторовича (ИНН 616302155597, ОГРН 313619329400033) - Мануиловой С.В. (доверенность от 09.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Панченко Юрия Викторовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А53-34554/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства Панченко Ю.В. (далее - предприниматель) о взыскании 8 983 518 рублей, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Решением от 26.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2021, суд удовлетворил заявленное министерством требование. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель нарушил условия предоставления средств государственной поддержки, в связи с чем, в силу действующего законодательства и условий заключенного с министерством соглашения, перечисленные предпринимателю в виде гранта денежные средства, подлежат возврату.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования. Податель кассационной жалобы полагает, что вывод судов о соблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора противоречит представленным в материалы дела доказательствам и положениям статей 450, 450.1, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Предприниматель на момент получения гранта соответствовал всем критериям, которые учитываются при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении средств гранта. Нецелевое использование предоставленных предпринимателю средств гранта министерство не установило.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Предприниматель в рамках деятельности по развитию семейной животноводческой фермы с использованием средств гранта допустил нарушение условий предоставления средств государственной поддержки, установленных Правилами предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 30.05.2012 N 454 (далее - Правила N 454), в части сохранения численности поголовья сельскохозяйственных животных в течение пяти лет, а также выполнения показателей эффективности, предусмотренных условиями Соглашения о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 25.05.2016 N 138 (далее - Соглашение), в части выполнения производственных показателей по молочной продукции и создании рабочих мест с определенным уровнем заработной платы. На момент выявления допущенных предпринимателем нарушений Правил N 454 и Соглашения министерство полностью исполнило свои обязательства, предусмотренные пунктом 2.2 раздела 2 Соглашения. У предпринимателя не имелось оснований полагать, что после направления министерством требования от 22.07.2020 о возврате гранта, содержащего в том числе, ссылку на раздел 4 Соглашения, Соглашение продолжает действовать.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель обратился в министерство с заявлением от 18.05.2016 на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 8 983 518 рублей. В целях получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы предприниматель в составе заявки на получение гранта представил необходимые документы, предусмотренные законодательством, действовавшим на момент предоставления заявки на получение гранта.
По результатам рассмотрения представленных предпринимателем документов и проведения конкурсного отбора, конкурсная комиссия министерства приняла решение о предоставлении предпринимателю средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы в общей сумме 8 983 518 рублей.
25 мая 2016 года предприниматель, министерство, администрация Родионово-Несветайского района Ростовской области и администрация Барило-Крепинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области заключили Соглашение, которым утвержден план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на развитие семейной животноводческой фермы предпринимателя (далее - план расходов).
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения его предметом является перечисление средств из федерального и областного бюджетов в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы на счет получателя, открытый в российской кредитной организации для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственной программой Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Министерство обязалось направить грант в размере 8 983 518 рублей на расчетный счет получателя, открытый в российской кредитной организации, на софинансирование его затрат согласно плану расходов в соответствии с Приложением N 1 к Соглашению (пункт 2.2.1 Соглашения).
Согласно плану расходов (в редакции дополнительного соглашения от 04.05.2018 N 138/2) общий объем денежных средств, необходимых на развитие семейной животноводческой фермы составил 14 992 444 рубля 07 копеек (без НДС), из которых 2 999 391 рубль 01 копейка - собственные средства предпринимателя, 2 999 391 рубль 01 копейка - заемные средства, 8 983 518 рублей - средства гранта.
Министерство перечислило предпринимателю денежные средства в размере 8 983 518 рублей платежными поручениями от 30.05.2016 N 494223 и 31.05.2020 N 112217.
В целях развития крестьянского (фермерского) хозяйства предприниматель приобрел, в том числе за счет средств гранта на условиях софинансирования, сельскохозяйственных животных - поголовье козоматок (40 голов), приобретение которых предусмотрено планом расходов.
По результатам исследования представленных предпринимателем отчетных документов и акта мониторинга сохранности имущества, приобретенного предпринимателем с использованием средств гранта от 03.07.2020, министерство установило нарушение предпринимателем условий предоставления средств гранта, установленных Правилами N 454, и обязательств, предусмотренных Соглашением.
Согласно акту мониторинга сохранности имущества, приобретенного предпринимателем с использованием средств гранта от 03.07.2020 на ферме отсутствуют козоматки в количестве 40 голов. Согласно пояснениям предпринимателя, козоматки в количестве 40 голов находятся на содержании у Восконян М.С. на основании договора хранения (аренды) скота от 20.09.2019, производственная деятельность на ферме предпринимателя временно не ведется.
Приложением N 3 к Соглашению "Показатели эффективности государственной поддержки на развитие семейной животноводческой фермы" предусмотрено создание и сохранение в течение всего срока действия Соглашения (2016 - 2020 годы) в крестьянском (фермерском) хозяйстве предпринимателя трех дополнительных постоянных рабочих мест с заработной платой 12 142 рубля в месяц.
Министерство, на основании отчета о достижении значений показателей результативности крестьянского (фермерского) хозяйства/крестьянского хозяйства по состоянию на 01.01.2020, представленного предпринимателем 29.01.2020 установило, что предприниматель не выполнил условие о создании и сохранении в крестьянском (фермерском) хозяйстве трех постоянных рабочих мест. Согласно разделу 3 "Трудовые ресурсы" отчета о достижении значений показателей результативности в хозяйстве предпринимателя всего создано пять рабочих мест (из них три рабочих места имелись в хозяйстве согласно представленному ответчиком бизнес-плану по состоянию на дату представления заявки на получение гранта) со среднемесячной заработной платой 11 182 рубля 46 копеек, что меньше уровня, предусмотренного приложением N 3 к Соглашению "Показатели эффективности государственной поддержки на развитие семейной животноводческой фермы" (12 142 рубля в месяц).
В соответствии с отчетом о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством за 2019 год, представленным предпринимателем 29.01.2020 министерству по форме, установленной приложением N 2 к Соглашению, в хозяйстве имеется три постоянных рабочих места с заработной платой 11 182 рубля 45 копеек (процент выполнения плана - 93%), что меньше уровня, предусмотренного приложением N 3 "Показатели эффективности государственной поддержки на развитие семейной животноводческой фермы" к Соглашению (12 142 рубля в месяц).
Разделом 1 "Показатели хозяйств фермеров, занимающихся животноводством" отчета о выполнении показателей эффективности предусмотрен показатель "валовый надой молока". По данному показателю запланировано производство 156 тонн молока. Фактически хозяйством за отчетный 2019 год произведено 56 тонн молока, соответственно, данный показатель выполнен предпринимателем на 36%.
Согласно отчету о выполнении условий Соглашения, представленного предпринимателем 29.01.2020 министерству по форме, установленной приложением N 3 к Соглашению, в хозяйстве предпринимателя предусмотрено создание и сохранение на протяжении всего срока действия Соглашения трех дополнительных постоянных рабочих мест с заработной платой 12 тыс. рублей. Вместе с тем, исходя из представленной в указанном отчете информации в хозяйстве создано два дополнительных рабочих места после получения грантовой поддержки.
Согласно информации ГУ - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.01.2020 N 01-12/6106-488 численность работников крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя по состоянию на 01.01.2020 составила пять человек. При этом согласно информации, представленной ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области (письмо от 03.02.2020 N ОВС-17/3/109), на основании отчетности предпринимателя по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, численность работников крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя по состоянию на декабрь 2019 года составила 2 человека.
Установив, что производственная деятельность в 2019 году предпринимателем не осуществлялась, поскольку объем производства молока не выполнен, вместо трех рабочих мест сохранены только два, поголовье козоматок, приобретенное за средства гранта, в количестве 40 голов отсутствует на ферме, и в соответствии с пояснением предпринимателя, козоматки в количестве 40 голов переданы на ответственное хранение (аренду) Восканяну М.С. на основании договора от 20.09.2019, министерство направило в адрес предпринимателя претензию от 22.07.2020 N 34.6/1374, в которой, указав на выявленные нарушения, потребовало возвратить средства гранта в сумме 8 983 518 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Поскольку претензия о возврате денежных средств от 22.07.2020 N 34.6/1374 оставлена предпринимателем без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного министерством требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлены принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).
В случае нарушения получателями субсидий условий, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи 78 Бюджетного кодекса (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Таким образом, статья 78 Бюджетного кодекса предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, установленных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
Судебные инстанции установили, что порядок предоставления указанного вида государственной поддержки в спорном периоде регламентировался Правилами N 454, в соответствии с пунктами 1.2, 1.11 которых грант предоставляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета на условиях софинансирования, уровень которого устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; уполномоченным органом по распределению средств, поступивших из федерального бюджета, и главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде грантов, является министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Согласно пункту 1.6 Правил N 454, при получении гранта глава КФХ обеспечивает выполнение показателей эффективности, установленных соглашением о предоставлении государственной поддержки, в том числе: не отчуждение приобретаемых основных средств и сохранение численности поголовья сельскохозяйственных животных в течение пяти лет; выполнение показателей эффективности, установленных соглашением о предоставлении государственной поддержки.
Показатели эффективности государственной поддержки в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства установлены приложением N 3 к Соглашению, в числе которых показатели по созданию и сохранению рабочих мест, а также производственные показатели по молочной продукции.
Пунктом 4.2.1. Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2017 N 138/2) установлены правовые последствия неисполнения предпринимателем предусмотренных Соглашением обязательств: в случае нарушения получателем условий, установленных при получении гранта, выявленных по фактам проверок, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса и необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме. Получатель обязан в течение 20 рабочих дней с даты получения указанного уведомления перечислить необоснованно полученный и (или) израсходованный грант в областной бюджет. В случае не перечисления получателем необоснованно полученной и (или) израсходованной суммы гранта в областной бюджет, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
Судебные инстанции исследовали представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчетные документы предпринимателя и акт мониторинга сохранности имущества, приобретенного предпринимателем с использованием средств гранта от 03.07.2020 и установили, что предприниматель нарушил условия предоставления гранта, установленные Правилами N 454 и обязательства, предусмотренные Соглашением, поскольку производственная деятельность в 2019 году предпринимателем не осуществлялась, объем производства молока не выполнен, вместо с трех рабочих мест созданы два, поголовье козоматок, приобретенное за средства гранта, в количестве 40 голов отсутствует на ферме. В соответствии с пояснением предпринимателя, козоматки в количестве 40 голов, сданы на ответственное хранение (в аренду) иному лицу.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы предпринимателя о том, что денежные средства израсходованы предпринимателем исключительно на приобретение имущества, включенного в план расходов, претензий со стороны главного распорядителя не последовало, в связи с чем, отсутствует факт нецелевого использования денежных средств и основания для их возврата.
При этом суды обоснованно исходили из того, что фактически деятельность хозяйства предпринимателя не осуществляется с 2019 года, поголовье козоматок передано иному лицу за символическую плату (1 тыс. рублей в год), то есть фактически безвозмездно выбыло из пользования предпринимателя, при этом цель получения гранта, а именно развитие фермерского хозяйства, не достигнута.
Судебные инстанции указали, что согласно условиям Соглашения грант подлежит возврату в полном объеме в случае установления фактов необоснованного его получения. В данном случае необоснованным получением гранта является отсутствие деятельности хозяйства с учетом целей, на которые предпринимателем указанный грант получен. При этом создана ситуация, при которой предприниматель приобрел имущество за счет средств областного и федерального бюджетов, фактически не используемое для ведение фермерского хозяйства. Таким образом, целью получения денежных средств из федерального и областного бюджета является приобретение для личного использования или дальнейшей продажи имущества, без осуществления реальной деятельности по развитию сельского хозяйства в Ростовской области.
В свою очередь предприниматель не представил в материалы дела документальные доказательства о предпринятых им мерах (действиях) по развитию своего фермерского хозяйства, созданию рабочих мест в предусмотренном количестве, а реализации продукции в объеме, предусмотренных Соглашением.
Вывод судебных инстанций о взыскании с предпринимателя денежных средств в сумме 8 983 518 рублей, полученных в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров, основан на исследовании и оценке представленных в материалы доказательств и, установленном факте недостижения предпринимателем показателей результативности, предусмотренных Соглашением. При этом, как следует из материалов дела, судебные инстанции не установили, а предприниматель не представил доказательства наличия форс-мажорных обстоятельств, явившихся причиной недостижения согласованных Соглашением показателей.
Проверяя довод предпринимателя о несоблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора со ссылкой на положения статей 450, 450.1, 452 Гражданского кодекса, суды, учитывая положения пунктов 4.2, 4.4 Соглашения, пришли к выводу о том, что направленная министерством претензия от 22.07.2020 N 34.6/1374 о возврате денежных средств со ссылкой на выявленные нарушения является уведомлением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и в случае невозврата денежных средств, они взыскиваются министерством в судебном порядке.
Доводы предпринимателя, по которым он не согласен с обжалуемыми судебными актами, были предметом исследования и оценки судебных инстанций, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А53-34554/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.2.1. Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2017 N 138/2) установлены правовые последствия неисполнения предпринимателем предусмотренных Соглашением обязательств: в случае нарушения получателем условий, установленных при получении гранта, выявленных по фактам проверок, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса и необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме. Получатель обязан в течение 20 рабочих дней с даты получения указанного уведомления перечислить необоснованно полученный и (или) израсходованный грант в областной бюджет. В случае не перечисления получателем необоснованно полученной и (или) израсходованной суммы гранта в областной бюджет, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
...
Проверяя довод предпринимателя о несоблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора со ссылкой на положения статей 450, 450.1, 452 Гражданского кодекса, суды, учитывая положения пунктов 4.2, 4.4 Соглашения, пришли к выводу о том, что направленная министерством претензия от 22.07.2020 N 34.6/1374 о возврате денежных средств со ссылкой на выявленные нарушения является уведомлением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и в случае невозврата денежных средств, они взыскиваются министерством в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2021 г. N Ф08-8004/21 по делу N А53-34554/2020