г. Краснодар |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А32-41513/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Тутукова Б.А. (доверенность от 16.10.2020), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (ИНН 2309095298, ОГРН 1052304983785) - Негляд А.В. (доверенность от 01.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А32-41513/2020, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - общество) о взыскании 15 441 300 рублей ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением суда от 26.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.06.2021, в иске отказано.
Управление обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель ссылается на то, что управлением выявлен факт порчи почв на участке земель лесного фонда, что свидетельствует о причинении вреда почве лесного фонда и нарушении лесного законодательства. Истец не согласен с выводом о том, что управление не обладает полномочиями по предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного на землях лесного фонда, полагает, что данный вывод противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ходе обследования, проведенного в соответствии с приказом от 10.02.2020 N 01-04/99, земельного участка (координаты 443904.7 с.ш., 391421.9 в.д.) муниципального образования г. Горячий Ключ, район ст. Саратовская, зафиксирован факт розлива нефтепродуктов вследствие внутренней коррозии промыслового трубопровода.
Сотрудниками ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю отобраны пробы почвы для определения содержания нефтепродуктов в контрольных образцах (пробах).
Согласно протоколу отбора (измерений) проб почвы от 18.02.2020 N 15, отбор проб произведен методом конверта по шести площадкам подверженным загрязнению: ПП1 - 300 кв.м объединенная из 7-ми точечных, ПП2 - 587 кв.м объединенная из 5-ти точечных, ППЗ - 30 кв.м объединенная из 5-ти точечных, 11114 - 521 кв.м объединенная из 5-ти точечных, ПП5 - 147 кв.м объединенная из 5-ти точечных, ПП6 - 1200 кв.м объединенная из 5-ти точечных, ПП7 - фон объединенная из 5-ти точечных, глубиной отбора в интервалах 0,0-м -0,20-м.
По результатам проведенных исследований протоколом испытаний (измерений) почвы от 02.03.2020 N 15П и экспертным заключением от 03.03.2020 N 42 установлено превышение фонового содержания нефтепродуктов в пробе N 47 в 155 раз, в пробе N 48 в 72,5 раза, в пробе N 49 в 84 раза, в пробе N 50 в 11 раз, в пробе N 51 в 10 раз, в пробе N 52 в 74 раза. Общая площадь загрязненных нефтепродуктами земельных участков составила 2785 кв.м.
Согласно письму Краснодарского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" от 16.03.2020 N 5886 спорный земельный участок расположен в границах горного отвода нефтяного месторождения Узун, эксплуатируемого ПАО "НК "Роснефть" согласно лицензии на право пользования недрами КРД 05277 НЭ.
На основании письма общества от 09.04.2020 N ИСХ-АП-02069 установлено, что трубопровод эксплуатируется обществом на основании договора аренды от 01.09.2019 N 2160319/0506Д и предназначен для транспортировки нефтесодержащей жидкости от групповой установки N 13 месторождения Узун до групповой установки N 6 месторождения Ключевое. Срок действия договора с 01.09.2019 по 31.07.2020.
В соответствии с актом осмотра места происшествия на трубопроводе от 29.01.2020 площадь разлива скважинной продукции 1320 кв.м, объем 0,936 куб.м. Характер дефекта трубопровода представляет собой отверстие диаметром 3 - 3,5 мм.
Управление определило стоимость вреда в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238).
Истец направил ответчику письмо от 27.07.2020 N РМ-04-11318 о добровольной оплате 15 441 300 рублей вреда, причиненного окружающей среде.
Поскольку ответчик сумму вреда в добровольном порядке не оплатил, управление обратилось с иском в арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
Разрешая спор, суды применили положения статей 5, 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 02.06.2015 N 12-П.
Суды установили, что розлив нефтесодержащей жидкости произошел на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:41:0401002:93, 23:41:0209001:194, 23:41:0209001:192, 23:41:0209001:195, относящихся к землям лесного фонда в границах территории Краснодарского края, что подтверждается выписками из ЕГРН от 23.06.2020.
Таким образом, выявленный управлением факт порчи почв на участке земель лесного фонда свидетельствует о причинении вреда лесам и нарушении лесного законодательства.
Согласно статье 5 Лесного кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам (пункт 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 100 Лесного кодекса размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
С 08.01.2019 расчет ущерба рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
Доводы управления сводятся к тому, что при причинении вреда почвам подлежит применению методика N 238, а органы Росприроднадзора сохраняют право на обращение с иском вне зависимости от категории земель.
Вместе с тем, судами установлено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, рассчитан вред причинный лесам по Методике и таксам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 в сумме 30 780 032 рублей. С учетом проведенных работ по рекультивации загрязненных участков лесного фонда обществом возмещен ущерб в размере 26 994 334 рублей 17 копеек.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что общество самостоятельно возместило нанесенный ущерб, причиненный лесному фонду, в том числе почве согласно утвержденной методике и таксам.
При изложенных обстоятельствах доводы о наличии спора по компетенции между органами Росприроднадзора и Министерством природных ресурсов Краснодарского края в отношении правомочий на обращение с исками о возмещении вреда почвам на лесных землях правомерно не приняты во внимание судами.
Компенсация вреда произведена за то же нарушение, которое названо в иске управления, и в размере, значительно превышающем указанный в иске. Управление не доказало, что произведенный по Методике и таксам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, расчет не учитывал необходимость компенсации вреда почвам. Обратное следует из пункта 6 приложения N 3 к данному постановлению.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судами правильно применены нормы права, суды верно определили круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, представленным доказательствам дана правовая оценка.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А32-41513/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы управления сводятся к тому, что при причинении вреда почвам подлежит применению методика N 238, а органы Росприроднадзора сохраняют право на обращение с иском вне зависимости от категории земель.
Вместе с тем, судами установлено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, рассчитан вред причинный лесам по Методике и таксам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 в сумме 30 780 032 рублей. С учетом проведенных работ по рекультивации загрязненных участков лесного фонда обществом возмещен ущерб в размере 26 994 334 рублей 17 копеек.
...
Компенсация вреда произведена за то же нарушение, которое названо в иске управления, и в размере, значительно превышающем указанный в иске. Управление не доказало, что произведенный по Методике и таксам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, расчет не учитывал необходимость компенсации вреда почвам. Обратное следует из пункта 6 приложения N 3 к данному постановлению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2021 г. N Ф08-7846/21 по делу N А32-41513/2020