Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2021 г. N Ф08-7846/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 июня 2021 г. |
дело N А32-41513/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "РН-Краснодарнефтегаз": представитель Негляд А.В., по доверенности от 01.01.2021, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 по делу N А32-41513/2020
по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз"
(ИНН 2309095298, ОГРН 1052304983785)
о возмещении вреда причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - ООО "РН-Краснодарнефтегаз", общество) ущерба причиненного окружающей среде в размере 15 441 300 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов Краснодарского края отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что управлением выявлен факт порчи почв на участке земель лесного фонда, что свидетельствует о причинении вреда почве лесного фонда и нарушении лесного законодательства. Управление считает произведенный расчет вреда законным и обоснованным, выполненным в рамках полномочий Южного межрегионального управления Росприроднадзора. Довод о том, что Управление не обладает полномочиями по предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного на землях лесного фонда, противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РН-Краснодарнефтегаз" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
От ООО "РН-Краснодарнефтегаз" поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя ООО "РН-Краснодарнефтегаз" в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Краснодарнефтегаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с многочисленными обращениями по факту разлива нефтепродуктов в пределах территории Горячеключевского лесничества должностными лицами Южного межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии с приказом о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от 10.02.2020 N 01-04/99 организованы мероприятия по контролю относительно проверки изложенных доводов заявителями.
Так, с выездом на земельный участок с координатами: 44°39'04.7" с.ш, 39°14'21.9" в.д., муниципального образования г. Горячий Ключ, район ст. Саратовская в пределах обследуемой территории зафиксирован факт розлива нефтепродуктов вследствие внутренней коррозии промыслового трубопровода.
В рамках рейдового мероприятия привлеченными специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю были произведены отборы проб почвы для определения содержания нефтепродуктов в контрольных образцах (пробах).
Согласно протоколу отбора (измерений) проб почвы от 18.02.2020 N 15, отбор проб почвы был произведен методом конверта по шести площадкам подверженным загрязнению: ПП1 - 300м2 объединенная из 7-ми точечных, ПП2 - 587м2 объединенная из 5-ти точечных, ППЗ - 30м2 объединенная из 5-ти точечных, 11114 - 521м2 объединенная из 5-ти точечных, ПП5 - 147м2 объединенная из 5-ти точечных, ПП6 - 1200м2 объединенная из 5-ти точечных, ПП7 - фон объединенная из 5-ти точечных, глубиной отбора в интервалах 0,0-м -0,20-м.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почв от 02.03.2020 N 15п, установлено следующее содержание нефтепродуктов: 11111 проба N 47 - 4959 мг/кг, ПП2 проба N 48 - 2320 мг/кг, ППЗ проба N 49 - 2688 мг/кг, ПП4 проба N 50 - 344 мг/кг, ГШ5 проба N 51 - 328 мг/кг, ПП6 проба N 52 - 2381 мг/кг, ПП7 проба N 53 - 32 мг/кг.
В соответствии с экспертным заключением от 03.03.2020 N 42 установлено превышение фонового содержания нефтепродуктов в пробе N 47 в 155 раз, в пробе N 48 в 72,5 раз7в пробе N 49 в 84 раза, в пробе N 50 в 11 раз, в пробе N 51 в 10 раз, в пробе N 52 в 74 раз.
По результатам замера общая площадь загрязненных нефтепродуктами земельных участков составила 2 785м2.
В ходе проведения мероприятий по контролю в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения и принятия обоснованного решения, должностными лицами Управления сделаны запросы в органы государственного контроля (надзора) о предоставлении дополнительных сведений и материалов.
В адрес Краснодарского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" направлено письмо от 21.02.2020 о предоставлении информации и данных о балансодержателе трубопровода.
Согласно письму Краснодарского филиала ФБУ "ТФГИ по ЮФО" (вх. N 5886 от 16.03.2020) земельный участок с координатами: 44°39'04.7" с.ш, 39°14'21.9" в.д., муниципального образования г. Горячий Ключ, район ст. Саратовская расположен в границах горного отвода нефтяного месторождения Узун эксплуатируемого ПАО "НК "Роснефть" согласно лицензии на право пользования недрами КРД 05277 НЭ.
Также в рамках мероприятий по контролю 19.03.2020 направлены письма в адрес ПАО "НК "Роснефть" и ООО "РН-Краснодарнефтегаз" о направлении пояснений по установленным фактам.
В соответствии с письмом ООО "РН-Краснодарнефтегаз" от 09.04.2020 N ИСХ-АП-02069 установлено, что трубопровод эксплуатируется ООО "РН-Краснодарнефтегаз" на основании договора аренды от 01.09.2019 N 2160319/0506Д, заключенного между ПАО "НК "Роснефть" и ООО "РН-Краснодарнефтегаз". Трубопровод предназначен для транспортировки нефтесодержащей жидкости от групповой установки N 13 месторождения Узун до групповой установки N6 месторождения Ключевое.
Договор аренды от 01.09.2019 N 100019/0483 6Д2160319/05 06 Д распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.09.2019 и действует до 31.07.2020.
В соответствии с п. 4.2 договора аренды от 01.09.2019 N 100019/04836Д/2160319/0506Д ООО "РН-Краснодарнефтегаз" обязуется, в том числе поддерживать арендуемое имущество в исправном состоянии.
ООО "РН-Краснодарнефтегаз" также представило акт осмотра места происшествия на трубопроводе от 29.01.2020, акт технического расследования причин инцидента от 19.03.2020.
В соответствии с актом от 29.01.2020 осмотра места происшествия на трубопроводе, площадь разлива скважинной продукции 1320 м.кв., объем 0,936-м.куб. Характер дефекта трубопровода представляет собой отверстие диаметром 3-3,5 мм.
Таким образом, трубопровод, из которого произошел разлив нефтепродуктов, эксплуатируется ООО "РН-Краснодарнефтегаз".
По результатам рассмотрения поступившего экспертного заключения, должностным лицом Южного межрегионального управления Росприроднадзора произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы.
В соответствии с пунктом 5 Методики, исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах произведено по формуле: УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх по шести загрязненным объектам (ПП1-ПП6).
Так согласно пункта 5 Методики N 238 УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах, который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.).
В результате произошедшего розлива нефтепродуктов из нефтепровода был причинен ущерб почве как объекту окружающей среды, Управлением произведен расчет причиненного ущерба в соответствии с Методикой и был определен в сумме 15 441 300 руб.
Расчет размера причиненного ущерба Управлением был согласован с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Управление обратилось с письмом от 227.07.2020 N РМ-04-11318 о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде в сумме 15 441 300 руб.
В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной суммы ущерба, причиненного почве, как объекту окружающей среды, управление обратилось с настоящим заявлением в суд.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно пункту 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, осуществляется добровольно или по решению суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела 29.01.2020 в 4.4 км восточнее г. Горячий Ключ обнаружен розлив нефтесодержащей жидкости на почву, источником загрязнения явился трубопровод, состоящий из трех участков. Происшествие произошло на первом участке, входящий в состав опасного производственного объекта "Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов ЦТОРТиЛПА N 1" рег. N 30-05453-0034 (III класс опасности). Данный трубопровод эксплуатируется ООО "РН-Краснодарнефтегаз" на основании договора аренды от 01.09.2019 N 2160319/0506Д.
Розлив нефти произошел на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:41:0401002:93, 23:41:0209001:194, 23:41:0209001:192, 23:41:0209001:195 относящихся к землям лесного фонда в границах территории Краснодарского края, что подтверждается выписками из ЕГРН от 23.06.2020 и сторонами не оспаривалось.
Таким образом, Управлением выявлен факт порчи почв на участке земель лесного фонда, что свидетельствует о причинении вреда почве лесного фонда и нарушении лесного законодательства.
Управлением был произведен расчет размера вреда причинного почвам как объекту окружающей среды на основании пункта 5 Методики утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", а именно размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.06.2015 N 12-П, лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в статье 1 Закона N 7-ФЗ, определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природные объекты, наряду с природными комплексами и компонентами природной среды, являются объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в соответствии с Законом N 7-ФЗ (статья 4).
Данным законом регламентирован институт компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны.
Согласно статье 1 указанного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Как следует из пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78 Закона N 7-ФЗ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.06.2015 N " 12-П сформулированы следующие правовые позиции:
- при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда -учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам (пункт 3.3);
- особые характеристики вреда, причиненного окружающей среде, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), влекут за собой и применение особого, условного метода определения его размера; специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (пункт 3).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 1197-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Группа "Илим" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем седьмым статьи 3 и статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", частью первой статьи 56 Федерального закона "О животном мире" и статьей 58 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что данные правовые позиции имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.
В целях реализации позиций, сформулированных в постановлении N 12-П, Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49).
Согласно части 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом 7-ФЗ.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Вред, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы, исчисляется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Согласно пункту 3 данной методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой N 273.
Методика N 273 впоследствии утратившая силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", и утвержденных такс, в том числе в приложениях N 1 - 4 к данным особенностям, в пункте 6 Приложения N 3, действующих с 08.01.2019, следует, что методика предполагает возмещение вреда лесным насаждениям, не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам по утвержденным в ней таксам; размер вреда, причиненного почвам самовольным снятием, уничтожением или порчей, исчисляется в размере четырехкратной наибольшей ставки платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы).
Таким образом, размер вреда, причиненного почвам в лесах, исчисленный на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, предполагает рекультивацию почвы до состояния, при котором возможно проведение работ по лесовосстановлению в объеме основной лесообразующей породы, следовательно, возмещение причиненного вреда в натуре по утвержденным таксам и рассчитанным по Методике основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 предполагает проведение рекультивации почвы, достаточной для лесовосстановления, то есть возмещения вреда лесным насаждениям, которые являются одним из основных компонентов леса как экологической системы, и предполагает возмещения вреда почве, как компоненту леса в результате вреда, причиненного почвам самовольным снятием, уничтожением или порчей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02.06.2015 N 12-П "Впредь до введения нового правового регулирования положения части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" подлежат применению в части определения объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Суды вправе в соответствии с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении, учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий)".
Апелляционной коллегией не принимается довод заявителя о том, что Управление обладает полномочиями по предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного на землях лесного фонда.
Судом по настоящему делу установлено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, был рассчитан вред причинный лесам по Методике и таксам, утвержденным постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 30 780 032 рубля. С учетом проведенных работ по рекультивации загрязненных участков лесного фонда обществом был возмещен ущерб в размере 26 994 334,17 руб., что подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами расчета вреда, произведенного МПР Краснодарского края, актами выполненных работ, платежным документом.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлено, что Управлением не правомерно произведен расчет вреда причиненного почве как объекту окружающей среды на основании пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, что подтверждается выводами, указанными в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2020 N304-ЭС20-737.
Довод об отсутствии полномочий у органа государственного земельного надзора по возмещению ущерба, причиненного почвам, находящимся на землях лесного фонда, судом первой инстанции правомерно отклонен по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Закона об охране окружающей среде к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В пункте 4.1.2. Положения о Южном Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 476, управление осуществляет государственный земельный надзор.
Согласно материалам дела нарушение выявлено на земельных участках с кадастровым номером 23:33:1504001:99 из земель лесного фонда Первомайского участкового лесничества ФГУ "Краснодаруправсельлес", Филиал Горячеключевской сельский лесхоз.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно установлено, что общество самостоятельно возместило нанесенный ущерб, причиненный лесному фонду, в том числе почве согласно утвержденной методике в размере превышающем согласно проведенного расчета Управлением, в связи с чем, отсутствуют основания для его взыскания в судебном порядке.
Ссылка Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на судебную практику отклоняется, поскольку указанные Управлением судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах, чем в настоящем деле.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2021 по делу N А32-41513/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41513/2020
Истец: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "РН-Краснодарнефтегаз"