г. Краснодар |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А32-25092/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Илюшникова С.М. и Сороколетовой Н.А.(в составе суда произведена замена в связи с отпуском судьи Мацко Ю.В.), при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Калякина Р.В. (доверенность от 13.04.2021), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Головко Е.Н. (доверенность от 07.04.2021), в отсутствие третьих лиц: государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119), общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Авто", общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А32-25092/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 14.05.2020.
Решением от 15.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на неверное определение предмета закупки, что привело к неправильному применению положений части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень N 471-р).
В отзыве управление просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители министерства и управления повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 14.05.2020, пунктом 1 которого признана обоснованной жалоба ООО "Бизнес Авто" в части нарушения министерством части 3 статьи 7, части 7 статьи 34, части 4 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ; согласно пункту 2 решения по результатам внеплановой проверки министерство признано нарушившим часть 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ. Управление выдало предписание от 14.05.2020 об устранении нарушений части 3 статьи 7, части 7 статьи 34, части 4 статьи 54.4, части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ.
Министерство обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения и предписания.
Суды пришил к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 1 оспариваемого решения, полагая выводы управления в этой части соответствующими положениям Закона N 44-ФЗ. В кассационной жалобе министерство не приводит доводы о несогласии с выводами судов в этой части.
В пункте 2 решения от 14.05.2020 управление признало министерство нарушившим часть 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ, ссылаясь на неправомерное использование заказчиком конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки в виде открытого конкурса в электронной форме. Управление пришло к выводу о неверном определении заказчиком кода ОКПД, что привело к изменению способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). По мнению управления, предмет закупки относится к коду ОКПД 42.91.20.190 Работы строительные и ремонтные, связанные с прочими водными сооружениями и работы по ремонту всех вышеуказанных сооружений, которые включены в Перечень N 471-р.
Суды пришли к выводу о том, что часть работ на объекте относится к ремонтным работам по коду ОКПД 42.91.20.190 Работы строительные и ремонтные, связанные с прочими водными сооружениями и работы по ремонту всех вышеуказанных сооружений, входящим в Перечень N 471-р, поэтому заказчик обязан проводить закупку в форме аукциона. Указанный вывод сделан без учета следующих обстоятельств.
На сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Расчистка русла реки Шедок в с. Шедок Мостовского района Краснодарского края".
Как следует из опубликованной на названной ресурсе конкурсной документации, в разделе "Описание объект закупки" указано на расчистку русла реки Шедок в с. Шедок Мостовского района Краснодарского края; из приложения N 1 к данному разделу "Ведомость объемов работ" следует, что исполнитель обязан выполнить работы по корчевке кустарника и мелколесья, сгребанию срезанного или выкорчеванного кустарника и мелколесья, валке деревьев, трелевке древесины, корчевке пней, разделке древесины, разработке грунта, разравниванию грунта, устройству подстилающего слоя из щебня насухо вручную, креплению откосов камнем насухо из каменной наброски. В проектной документации указано на выполнение мероприятий по расчистке русла и поймы реки от древесно-кустарниковой растительности, речного аллювия и наносов в существующем рельефе дна и устройство каменной наброски. Таким образом, ведомость подлежащих выполнению работ не содержит указания на то, что предметом закупки являются строительные и ремонтные работы, связанные с водными сооружениями и работы по ремонту водных сооружений. Управление не обосновало отнесение указанных в конкурсной документации работ к строительным и ремонтным работам водных сооружений; названные в оспариваемом решении "досыпка и уширение существующих валов" в документации не указаны; указание в пункте 5.3 проекта контракта на то, что подрядчик обязан приобрести строительные материалы (при потребности) само по себе не указывает на то, что предметом закупки являются строительные и ремонтные работы; иное обоснование в оспариваемом решении не указано и судами не приведено.
Неверное указание заказчиком кода ОКПД 2 39.00.22.000 Услуги по рекультивации прочие в данном случае не привело к изменению изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушение части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ, принимая во внимание, что предмет закупки в данном случае не может быть отнесен к товарам, работам, услугам, включенным в Перечень N 471-р.
При таких обстоятельствах основания для квалификации работ, являющих предметом закупки, к работам по строительству и ремонту, входим в Перечень N 471-р, в данном случае отсутствовали.
Кроме того, управление в оспариваемом решении проверило обжалуемые ООО "Бизнес Авто" положения конкурсной документации на предмет их соответствия положениям Закона N 44-ФЗ об открытом конкурсе в электронной форме, указав на нарушение заказчиком Закона N 44-ФЗ в этой части, при этом далее антимонопольный орган е пришел к выводу о неверном способе проведения закупки в форме открытого конкурса, а в предписании указал на необходимость устранить нарушения Закона N 44-ФЗ, касающиеся конкурсной документации.
При таких обстоятельствах судебные акты в части отказа в признании недействительными пункта 2 решения и предписания в части устранения нарушения части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ надлежит отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для разрешения спора по существу кассационной инстанции не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, поэтому согласно пункту 2 статьи 287 Кодекса суд вправе, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Руководствуясь статьями 284, 286 -289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А32-25092/2020 в части отказа в признании недействительными пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.05.2020 и предписания от 14.05.2020 в части устранения нарушения части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ отменить, в этой части заявление Министерства природных ресурсов Краснодарского края удовлетворить, признать недействительными пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.05.2020 и предписание от 14.05.2020 в части устранения нарушения части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ.
В остальной части решение от 15.12.2020 и постановление от 06.05.2021 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.