г. Краснодар |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А01-1080/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Айбатулина К.К. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Кочедыковой Е.В. (доверенность от 10.12.2020), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" (ИНН 0107009119, ОГРН 1050100647310), третьего лица - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А01-1080/2018, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" (далее - ответчик, администрация) о взыскании 3 448 627 рублей 09 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - общество).
Решением от 09.10.2020 с ответчика в пользу истца взыскано 1 621 879 рублей 49 копеек стоимости бездоговорного потребления электрической энергии и 18 926 рублей 20 копеек расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.05.2021 решение от 09.10.2020 изменено, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на составление акта от 03.10.2017 N Б 1403063 о бездоговорном потреблении электроэнергии без его уведомления и в отсутствие представителя ответчика; доказательств наличия полномочий у Татлока Аскера действовать от имени администрации при составлении акта истцом не представлено. Телефонный звонок в момент проведения осмотра, при условии, что на самом деле осуществляется звонок потребителю, не может расцениваться как надлежащее извещение потребителя о предстоящей проверке. Выписками из ЕГРЮЛ подтверждается, что земельный участок по ул. Красноармейской, 42/1, а. Тахтамукай Республики Адыгея, принадлежит на праве общей долевой собственности Хачак Р.Ш. и Антонову Ю.К., на этом же участке расположена шино-монтажная мастерская, принадлежащая на праве собственности Негуч А.Н., иь Адыгейская республиканская общественная организация "Клуб бокса, кикбоксинга, сават и восточных единоборств", поэтому невозможно достоверно идентифицировать объект недвижимости, который осмотрен в результате проверки, на приложенных фото- и видеоматериалах не виден объект недвижимости, к которому подведен вводный провод (кабель). Кроме того, администрация и общество заключили договор энергоснабжения от 30.12.2016 N 1110606, дополнительным соглашением от 17.11.2017 к которому в перечень точек поставки добавлено ТУ N 41 административное здание, а. Тахтамукай, ул. Красноармейская, 42/1. Суды первой и апелляционной инстанции обстоятельства подключения административного здания не выяснили. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанное здание, как объект электроснабжения, до составления спорного акта не имело энергопринимающих устройств и технологического присоединения к электрическим сетям и функционировало без электроснабжения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 03.10.2017 в ходе проведения сотрудниками компании проверки выявлено бездоговорное потребление электрической энергии по адресу: Республики Адыгея, а. Тахтамукай, ул. Красноармейская, 42/1 - самовольное подключение энергоснабжения путем открытого присоединения трехфазного вводного провода напряжением 0,4 кВ марки АС сечением 35 мм (способ прокладки - открыто) энергопринимающих устройств к сетям компании и потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора.
По данному факту составлен акт от 03.10.2017 N Б 1403063 о бездоговорном потреблении электроэнергии (далее - акт) в присутствии представителей компании Туркав М.А. и Красникова С.А., а также двух незаинтересованных лиц - Сергеева В.В. и Гончарова Д.А.
Стоимость бездоговорного потребления с 15.03.2017 по 03.10.2017 электрической энергии по акту согласно расчету составила 3 448 627 рублей 90 копеек.
Неоплата стоимости потребленной в отсутствие договора электроэнергии послужила основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
На основании абзаца 9 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии.
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (пункт 192 Основных положений N 442).
В соответствии с пунктом 193 Основных положений N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Таким образом, достоверным и допустимым доказательством факта и объема бездоговорного потребления электроэнергии является акт, составленный в соответствии с пунктами 192 и 193 Основных положений N 442.
На основании пункта 196 Основных положений N 442 (в редакции, действовавшей на дату составления акта) объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям N 442, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить электрическую энергию в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанным факт бездоговорного потребления электрической энергии ответчиком, признав акт надлежащим доказательством, соответствующим требованиям пунктов 192 и 193 Основных положений N 442.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции проверил расчет объема и стоимости бездоговорно потребленной электроэнергии по акту и признал его неверным. Суд исходил из того, что согласно графику осмотр должен был быть произведен не в марте 2017 года, а в апреле 2017 года, а замеры нагрузок должны были быть произведены в июне 2017 года, следовательно, датой начала периода бездоговорного потребления электроэнергии следует считать - 01.07.2017; период бездоговорного потребления электроэнергии с 01.07.2017 по 03.10.2017 составляет 95 дней. В связи с этим суд первой инстанции произвел перерасчет, согласно которому стоимость бездоговорно потребленной электроэнергии по акту составила 1 621 879 рублей 49 копеек.
Изменяя решение и удовлетворяя иск в полном объеме, суд апелляционной инстанции признал расчет объема бездоговорного потребления и его стоимости правильным, поскольку в силу пункта 196 Основных положений N 442 период бездоговорного потребления определяется с даты предыдущей контрольной проверки, которая в соответствии с листом осмотра электрохозяйства администрации состоялась 15.03.2017; период расчета составил 202 дня или 4848 часов, а именно с 15.03.2017 по 03.10.2017.
Расчет истца администрация с точки зрения методологии его производства и арифметической правильности в кассационной жалобе не оспорила, контррасчет не представила.
Довод о составлении акта без уведомления и в отсутствие представителя ответчика, получил оценку судов и мотивированно отклонен. Необходимость предварительного уведомления потребителя о предстоящей проверке закреплена в пункте 177 Основных положений N 442 и относится к случаям, когда для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя. Суды указали, что для составления акта по телефону (это подтверждается скрин-шотом с сайта ответчика) приглашался представитель администрации, а именно - заместитель главы администрации по вопросам благоустройства Татлок Аскер, который сославшись на занятость, отказался от присутствия и подписания акта, что зафиксировано в акте и удостоверено подписями двух незаинтересованных лиц.
Ссылка администрации на невозможность достоверно идентифицировать, какой именно объект недвижимости был осмотрен в результате проверки, на приложенных фото- и видеоматериалах не виден объект недвижимости, к которому подведен вводный провод (кабель), не приняты судами, поскольку принадлежность ответчику земельного участка по адресу: Республики Адыгея, а. Тахтамукай, ул. Красноармейская, 42/1, на котором выявлено бездоговорное потребление, подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН. Суды установили, что в отношении объекта (земли населенных пунктов для эксплуатации объектов недвижимости МУП "Водоканал" по адресу а. Тахтамукай, ул. Красноармейская, 42/1) в спорный период договор энергоснабжения не заключался.
Довод администрации о наличии договора энергоснабжения от 30.12.2016 N 1110606, дополнительным соглашением от 11.2017 к которому в перечень точек поставки добавлено ТУ N 41 административное здание, а. Тахтамукай, ул. Красноармейская, 42/1, не может быть принят во внимание, поскольку такой довод в судах первой и апелляционной инстанциях администрацией не приводился.
Кроме того, из акта от 12.10.2017 следует, что административное здание администрации технологически присоединено к сетям после выявления бездоговорного потребления. В кассационной жалобе ответчик ссылается на то, что дополнительным соглашением от 17.11.20178 спорная точка добавлена в договор энергоснабжения.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих наличие договорных отношений и включение спорной точки поставки до составления акта от 03.10.2017 администрация не представила, поэтому в силу положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риск отрицательных последствий совершения или несовершения процессуальных действий несет в данном случае администрация.
Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов апелляционного суда и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Оснований для отмены апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А01-1080/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изменяя решение и удовлетворяя иск в полном объеме, суд апелляционной инстанции признал расчет объема бездоговорного потребления и его стоимости правильным, поскольку в силу пункта 196 Основных положений N 442 период бездоговорного потребления определяется с даты предыдущей контрольной проверки, которая в соответствии с листом осмотра электрохозяйства администрации состоялась 15.03.2017; период расчета составил 202 дня или 4848 часов, а именно с 15.03.2017 по 03.10.2017.
...
Довод о составлении акта без уведомления и в отсутствие представителя ответчика, получил оценку судов и мотивированно отклонен. Необходимость предварительного уведомления потребителя о предстоящей проверке закреплена в пункте 177 Основных положений N 442 и относится к случаям, когда для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя. Суды указали, что для составления акта по телефону (это подтверждается скрин-шотом с сайта ответчика) приглашался представитель администрации, а именно - заместитель главы администрации по вопросам благоустройства Татлок Аскер, который сославшись на занятость, отказался от присутствия и подписания акта, что зафиксировано в акте и удостоверено подписями двух незаинтересованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2021 г. N Ф08-8565/21 по делу N А01-1080/2018