г. Краснодар |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А32-56221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации" - Останиной С.Н. (доверенность от 01.02.2021), от заинтересованного лица - управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю - Светлицкого А.В. (доверенность от 28.07.2021), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального казначейства, федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Минобороны России, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством электронного сервиса "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), кассационную жалобу управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делуN А32-56221/2020,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным уведомление управления от 17.11.2020 N 1811-90/3276 о возврате исполнительного лист серии ФС N 034333942, выданного 18.12.2019 Арбитражным судом города Москвы на основании решения от 20.08.2019 по делу N А40-96040/19;
- обязать управление принять к исполнению исполнительный лист серии ФС N 034333942, выданный 18.12.2019 Арбитражным судом города Москвы на основании решения от 20.08.2019 по делу N А40-96040/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казначейство (далее - казначейство), федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Минобороны России (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021, заявленные требования удовлетворены. Суды признали незаконным оспариваемое уведомление управления о возврате исполнительного документа; обязали управление устранить нарушения прав и законных интересов предприятия, взыскали с управления в пользу предприятия судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Управление обжаловало названные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), просило решение суда и постановление апелляционного суда отменить.
В качестве доводов кассационной жалобы указывается, что в управлении и его территориальных отделах должнику (учреждению) лицевые счета не открыты и исполнительный лист уже предъявлялся по месту открытия лицевого счета должнику - в Управление Федерального казначейства по г. Москве (далее - УФК по г. Москве). Заявитель считает, что филиал не должен отвечать по обязательствам учреждения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, просил судебные акты нижестоящих судов отменить.
Представитель заявителя возражал против доводов жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Арбитражным судом г. Москвы на основании решения от 20.08.2019 по делу N А40-96040/19 предприятию выдан исполнительный лист от 18.12.2019 серии ФС N 034333942 о взыскании с учреждения денежных средств, который предъявлен в УФК по г. Москве.
В период нахождения исполнительного документа в УФК по г. Москве (с 18.02.2020 по 10.11.2020) в адрес предприятия перечислены денежные средства в размере 20 000 руб.
УФК по г. Москве в письмом от 27.05.2020 N 73-32-15/10-14240 уведомило предприятие об отсутствии более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств для исполнения исполнительного документа.
Предприятие, установив наличие у должника открытых лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, в том числе в УФК по Краснодарскому краю, направило исполнительный лист от 18.12.2019 серии ФС N 034333942 в адрес управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - УФК по Краснодарскому краю) для исполнения.
В адрес предприятия 25.11.2020 поступило уведомление от 17.11.2020 N 1811-90/3276 о возврате исполнительного документа, поскольку у должника отсутствуют лицевые счета, открытые в УФК по Краснодарскому краю, а законодательство не предусматривает ответственность филиала по обязательствам юридического лица, его создавшего.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
В силу требований статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса в предмет доказывания входит установление фактов несоответствия этого действия (бездействия) либо решения закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника (часть 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса).
Из пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) следует, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно части 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) для бюджетных учреждений.
Согласно пункту 5 Федерального закона N 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
В силу подпункта "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 49 Гражданского кодекса) и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (статья 56 Гражданского кодекса).
Согласно статье 55 Гражданского кодекса филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Из указанного следует, что только юридическое лицо вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе и в связи с открытием ему банковского либо лицевого счета в соответствующей организации осуществляющей открытие и ведение лицевых счетов.
Суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные сторонами доказательства, и руководствуясь вышеизложенными положениями действующего законодательства, пришли к обоснованным выводам, что юридическое лицо, а не его филиал, вступает в правовые отношения в связи с открытием ему банковского либо лицевого счета в организации и отвечает по своим обязательствам перед иными лицами всем принадлежащим ему имуществом
Аналогичная правовая позиция была поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.12.2018 N 302-КГ18-20492 по делу N А78-151/2018
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств настоящего спора, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного суд округа приходит к выводу о том, что материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делуN А32-56221/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 55 Гражданского кодекса филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
...
Суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные сторонами доказательства, и руководствуясь вышеизложенными положениями действующего законодательства, пришли к обоснованным выводам, что юридическое лицо, а не его филиал, вступает в правовые отношения в связи с открытием ему банковского либо лицевого счета в организации и отвечает по своим обязательствам перед иными лицами всем принадлежащим ему имуществом
Аналогичная правовая позиция была поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.12.2018 N 302-КГ18-20492 по делу N А78-151/2018"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф08-7951/21 по делу N А32-56221/2020