Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф08-7951/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 июня 2021 г. |
дело N А32-56221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Филиппова Н.Д. по доверенности N 840 от 29.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.03.2021 по делу N А32-56221/2020
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации" (ИНН 7810252947, ОГРН 1037821007894)
к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Федерального казначейства; Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7718239133, ОГРН 1037718024046)
о признании незаконным уведомления о возврате исполнительного листа; об обязании принять к исполнению исполнительный лист,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - УФК по Краснодарскому краю, управление), в котором просило:
- признать незаконным уведомление управления от 17.11.2020 N 1811-90/3276 о возврате исполнительного лист серии ФС N 034333942, выданного 18.12.2019 Арбитражным судом г. Москвы на основании решения от 20.08.2019 по делу N А40-96040/19;
- обязать управление принять к исполнению исполнительный лист серии ФС N 034333942, выданный 18.12.2019 Арбитражным судом г. Москвы на основании решения от 20.08.2019 по делу N А40-96040/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казначейство; Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2021, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое уведомление управления о возврате исполнительного документа; обязал управление устранить нарушения прав и законных интересов предприятия; взыскал с управления в пользу предприятия расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что в управлении и его территориальных отделах должнику (учреждению) лицевые счета не открыты. Лицевые счета должника ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России открыты в Управлении Федерального казначейства по г. Москве. Исполнительный лист уже предъявлялся по месту открытия лицевого счета должнику - в Управление Федерального казначейства по г. Москве, где находился на исполнении и был частично исполнен.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель предприятия просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом г. Москвы на основании решения от 20.08.2019 по делу N А40-96040/19 взыскателю выдан исполнительный лист от 18.12.2019 серии ФС N 034333942 о взыскании с ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в пользу ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России" денежных средств, который предъявлен в УФК по г. Москве.
В период нахождения исполнительного документа в УФК по г. Москве (с 18.02.2020 по 10.11.2020) в адрес предприятия перечислены денежные средства в размере 20 000 руб.
Письмом от 27.05.2020 N 73-32-15/10-14240 УФК по г. Москве уведомило предприятие об отсутствии более 3-х месяцев на лицевых счетах должника денежных средств для исполнения исполнительного документа.
Предприятие, установив наличие у должника открытых лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, в том числе в УФК по Краснодарскому краю, направило исполнительный лист от 18.12.2019 серии ФС N 034333942 в адрес УФК по Краснодарскому краю для исполнения.
В адрес предприятия 25.11.2020 поступило уведомление от 17.11.2020 N 1811-90/3276 о возврате исполнительного документа, поскольку у должника ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России отсутствуют лицевые счета, открытые в УФК по Краснодарскому краю, а законодательство не предусматривает ответственность филиала по обязательствам юридического лица, его создавшего.
Полагая, что указанное уведомление о возврате исполнительного документа является недействительным, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений установлен статьей 30 Федерального закона от 08 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Согласно пункту 5 Федерального закона N 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
В данном случае исполнительный лист мог быть предъявлен в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
Подпунктом "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в дел, в УФК по Краснодарскому краю открыт лицевой счет, который использует в свой деятельности филиал Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Из изложенного следует, что только юридическое лицо вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе и в связи с открытием ему банковского либо лицевого счета в соответствующей организации осуществляющей открытие и ведение лицевых счетов.
Учитывая изложенное, УФК по Краснодарскому краю фактически открыт лицевой счет не филиала, а юридического лица, которому принадлежит данный филиал и по которому совершает операции лицо, уполномоченное доверенностью юридического лица.
При этом, не имеет правового значения, связано ли взыскание по исполнительному документу с деятельностью филиала юридического лица или нет, поскольку ответственность несет юридическое лицо в не зависимости от деятельности его отдельных обособленных подразделений.
В связи с указанным, у УФК по Краснодарскому краю не было оснований для возврата исполнительного листа в связи подпунктом "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", поскольку лицевой счет юридического лица должника открыт в данном управлении.
Учитывая указанное, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что оспариваемое уведомление Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 17.11.2020 N 1811-90/3276 о возврате исполнительного документа - исполнительный лист серии ФС N 034333942, выданного 18.12.2019 Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-96040/2019, нарушает права и законные интересы предприятия и не соответствует положениям Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в связи с чем обоснованно признано судом незаконным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, в связи с чем отклоняются и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2021 по делу N А32-56221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56221/2020
Истец: ФГУП "ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ФГУП "Инжтехцентр Минобороны России"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное казначейство РФ, Управление Федерального Казначейства по КК