г. Краснодар |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А18-711/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Калуцких Р.Г. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571), ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, третьих лиц: государственного казенного учреждения "Ингушский государственный музей краеведения имени Т. Мальсагова", филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А18-711/2020, установил следующее.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия (далее - управление) и к Управлению Росреестра по Республике Ингушетия (далее - Росреестр) об устранении реестровой ошибки в отношении объекта недвижимости "Башня жилая N 5 XV - XVII вв." с кадастровым номером 06:07:010002:17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ "Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова" (далее - учреждение) и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Ингушетия".
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.08.2020 требования министерства удовлетворены в полном объеме.
Определением от 23.12.2020 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Министерство представило в суд апелляционной инстанции уточненные исковые требования, в которых просило возложить на Росреестр обязанность внести следующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН):
- снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости "Башня жилая N 5 XV - XVII вв." с кадастровым номером 06:07:010002:17;
- внести в государственный кадастр недвижимости координаты объекта недвижимости "Мемориальный дом-музей им. Г. Ахриева" по координатам пяти характерных точек границ.
Постановлением от 15.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано ввиду наличия спора о праве (об установлении границ земельного участка).
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции. Податель жалобы указывает, что министерство заявило только требование об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ сооружения "Башня жилая N 5 XV - XVII вв.", поскольку реестровая ошибка в отношении данного объекта препятствует постановке на учет принадлежащих заявителю здания мемориального дома-музея им. Г. Ахриева и земельного участка, на котором оно расположено.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 22.07.2016 по делу N А18-245/2016 признано право собственности Республики Ингушетия на здание мемориального дома-музея им. Г. Ахриева (далее - дом-музей), расположенное по адресу: Республика Ингушетия, Джейрахский р-н, пос. Фуртоуг, ул. Боди-Хаджи, 1, а также на земельный участок общей площадью 0,04 га под этим зданием. Из указанного решения следует, что объект 1853 года постройки, в котором жил и работал Гапур Ахриев, выдающийся ингушский деятель времен начала двадцатого столетия, с 1981 года функционирует как дом-музей краеведения им. Г. Ахриева и состоит на балансе учреждения с 1993 года.
В иске министерство указало, что при выполнении кадастровых работ по постановке на государственный учет здания дома-музея в 2019 году выявлена реестровая ошибка в местоположении границ сооружения "Башня жилая N 5 XV - XVII вв.", допущенная кадастровым инженером Саралхаджиевым М.С. в 2014 году.
Согласно заключению кадастрового инженера от 06.09.2019 контуры границ дома-музея пересекают контуры границ сооружения "Башня-жилая N 5 XV - XVII вв." с кадастровым номером 06:07:0100002:17, являющегося собственностью Российской Федерации (запись регистрации от 02.02.2016 N 06-06/001/2016-274-2), и проведение дальнейших работ возможно только после устранения реестровой ошибки.
Заявленный по рассматриваемому делу иск обоснован обнаруженной реестровой ошибкой в описании (установлении координат) границ сооружения "Башня жилая N 5 XV - XVII вв.", в результате которой контур границ указанного сооружения по документам (юридически) пересекает контур границ дома-музея, и невозможностью исправить данную ошибку в административном порядке ввиду бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия. Министерство обращалось в управление об исправлении реестровой ошибки. Из письма руководителя управления Долгиевой Р.И. усматривается, что реестровая ошибка допущена и ведется работа по ее устранению. Однако до настоящего времени ошибка не устранена, в связи с чем министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь представленным истцом заключением кадастрового инженера от 06.09.2019, сделал вывод о наличии реестровой ошибки.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, требования министерства фактически направлены на определение границ земельных участков (с указанием координат поворотных точек) и установление их, в связи с чем указал на недопустимость под видом исправления реестровой ошибки аннулировать в ЕГРН сведения об описании местоположения границы и площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Между тем суды не учли следующего.
С 01 января 2017 года вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Применительно к аналогичным нормам, содержавшимся в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей. Истцом по делу об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка, а ответчиками - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН.
Согласно пункту 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и спор о праве на недвижимое имущество отсутствует.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
По смыслу названных норм и разъяснений целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с установленными на местности фактическими границами, по которым объект действительно существует на местности.
При этом суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и спор о праве на недвижимое имущество отсутствует.
Суд первой инстанции, руководствуясь заключением кадастрового инженера, сделал вывод о том, что при постановке на кадастровый учет сооружения "Башня жилая N 5 XV - XVII вв." допущена реестровая ошибка в местоположении границ указанного сооружения, в результате которой происходит наложение данных объектов.
Между тем суд первой инстанции не учел, что в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 06.09.2011 N 4275/11, если кадастровые работы не проводились либо проводились по инициативе одного из собственников объектов недвижимости, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для назначения экспертизы.
Для правильного рассмотрения данной категории споров и вывода о наличии (отсутствии) реестровой ошибки необходимо заключение экспертизы, которая подтвердит наличие необходимости внесения изменений в реестр и установит координаты поворотных точек объекта с кадастровым номером 06:07:0100002:17, соответствующие фактическому местоположению границ данного объекта.
Принимая во внимание указанные разъяснения и учитывая, что по заявленным министерством требованиям подлежат выяснению вопросы, требующие специальных познаний (необходимо установить координаты характерных точек границ пересечения (наложения) объектов недвижимости, принадлежащих министерству (дом-музей) и Российской Федерации (башня)), суду следовало на основании части 1 статьи 82, части 3 статьи 86 Кодекса назначить экспертизу в целях определения соответствия фактического расположения границ объектов недвижимости сведениям ЕГРН (соответствия координат поворотных точек объекта с кадастровым номером 06:07:0100002:17 фактическому местоположению границ данного объекта), наличия реестровой ошибки в виде наложения границ дома-музея на контуры границ сооружения "Башня жилая N 5 XV - XVII вв." с кадастровым номером 06:07:0100002:17.
Вместе с тем суд первой инстанции не назначил проведение судебной экспертизы, не установил координаты поворотных точек объекта с кадастровым номером 06:07:0100002:17, соответствующие фактическому местоположению границ данного объекта, следовательно, вывод о наличии реестровой ошибки сделан в отсутствие допустимых доказательств (статья 68 Кодекса), а следовательно, не может быть признан обоснованным.
Апелляционный суд исходил из того, что требования министерства направлены на определение границ земельных участков (с указанием координат поворотных точек), между сторонами имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен под видом исправления реестровой ошибки.
Однако апелляционный суд не учел и не проверил доводы министерства о том, что спор по объектам, в отношении которых допущена реестровая ошибка, отсутствует; спор о праве уже разрешен арбитражным судом (дело N А18-245/2016); требования истца направлены не на оспаривание права собственности Российской Федерации на земельный участок, а на достижение правовой определенности в фактическом местоположении объекта недвижимости (башни); внесение требуемых истцом сведений не может нарушать права Российской Федерации как собственника этого строения, поскольку его действительное местоположение (фактически существующие границы) в результате исправления реестровой ошибки (описания местоположения поворотных точек - координат границ сооружения) не изменится.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия от 24.10.2019, в котором управление признает наличие реестровой ошибки и указывает на то, что им будут проводиться работы по ее устранению (т. 1, л. д. 7), однако на момент обращения с иском эти работы не проведены.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Таким образом, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит исследование новых доказательств и установление фактических обстоятельств дела.
Поскольку выводы судов сделаны без установления всех имеющих значение фактических обстоятельств по делу, судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, предложить заявителю уточнить требования; рассмотреть вопрос о привлечении Российской Федерации в лице территориального управления в качестве ответчика, выяснить его позицию по заявленным требованиям; рассмотреть вопрос о назначении экспертизы; исследовать и оценить имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А18-711/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и спор о праве на недвижимое имущество отсутствует.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О отметил, что федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
По смыслу названных норм и разъяснений целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с установленными на местности фактическими границами, по которым объект действительно существует на местности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф08-8120/21 по делу N А18-711/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8120/2021
15.04.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4069/20
27.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-711/20
27.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-711/20