г. Краснодар |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А32-16681/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьего лица - Химиченко Елены Викторовны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А32-16681/2020, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просила:
- признать недействительным решение управления Росреестра, оформленное сообщением об отказе в государственной регистрации от 15.01.2020 N 23/20-6058;
- обязать регистрирующий орган снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 22 кв. м с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Красноармейская, д. 38, бокс 20 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1965).
Требования основаны на нормах Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Заявление мотивировано тем, что наличие сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203018:1965 в государственном кадастре недвижимости нарушает права (законные интересы) администрации. Иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в арбитражный суд) орган местного самоуправления не имеет, отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не должно служить препятствием к судебной защите.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Химиченко Елена Викторовна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021, признано недействительным решение управления Росреестра от 15.01.2020 N 23/20-6058 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости. На регистрирующий орган возложена обязанность по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965.
Суды установили, что администрацией Центрального внутригородского района города Сочи от 09.01.2017 N 1-р принято распоряжение "О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории по улице Красноармейской, 38, бокс N 20, в Центральном внутригородском районе города Сочи в аренду" (далее - распоряжение от 09.01.2017 N 1-р). На основании данного распоряжения на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1965. Право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. Во исполнение протеста заместителя прокурора города Сочи от 26.06.2017 N 07.03-2017/104-5865 распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 28.06.2017 N 206-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи" (далее - распоряжение от 28.06.2017 N 206-р), распоряжение от 09.01.2017 N 1-р признано утратившим силу. Администрация (в лице департамента имущественных отношений) обратилась в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965. Уведомлением от 14.10.2019 N 23/19-228756 управление Росреестра приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании пункта 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Решением от 15.01.2020 N 23/20-6058 регистрирующий орган на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказал в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965. Отказ мотивирован тем, что указанный участок имеет статус "учтенный" и не является преобразуемым, поэтому не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 72 Закона N 218-ФЗ. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о данном участке не представляется возможным, заявителю необходимо представить документы, подтверждающие снятие земельного участка с кадастрового учета. Ссылаясь на незаконность решения управления Росреестра, администрация оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 1, 3, 14, 26 Закона N 218-ФЗ, статей 198, 200 Кодекса. Суды исходили из того, что администрацией соблюден установленный трехмесячный срок на обжалование решения регистрирующего органа в арбитражный суд. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указала на возможность снятия с кадастрового учета объекта недвижимости вследствие признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета этого объекта. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.04.2017, имеет статус "учтенный". Земельный участок сформирован на основании распоряжения от 09.01.2017 N 1-р, которое в соответствии с протестом прокурора отменено распоряжением от 28.06.2017 N 206-р. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что необходимость формирования и существования такого участка отсутствует. Незаконность решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, послужившего основанием для его кадастрового учета, могла быть выявлена регистрирующим органом при проведении правовой экспертизы документов, представленных в целях кадастрового учета земельного участка. При таком кадастровом учете регистрирующий должен был сделать вывод о наличии (отсутствии) у администрации полномочий как на принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, так и на подачу заявления об осуществлении его кадастрового учета. Законодателем не установлена возможность преобразования земельного участка, кадастровый учет которого осуществлен незаконно. Вывод о незаконности осуществления государственного кадастрового учета земельного участка должен был в свою очередь повлечь вывод о том, что единственным надлежащим способом защиты нарушенного права администрации в рассматриваемом случае является снятие земельного участка с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта. При совокупности указанных обстоятельств решение управления Росреестра от 15.01.2020 N 23/20-6058 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости, является незаконным и нарушающим права (интересы) администрации, как органа местного самоуправления. Для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, с учетом положений статьи 201 Кодекса, на управление Росреестра возложена обязанность по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965.
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1965 имеет статус "учтенный". На нем расположен объект недвижимости, поставленный на кадастровый учет и принадлежащий на праве собственности Химиченко Е.В. Статья 72 Закона N 218-ФЗ предусматривает возможность снятия с государственного учета земельных участков, сведения о которых носят временный характер. Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено. Основания, перечисленные в статьях 70 и 72 Закона N 218-ФЗ для снятия земельного участка с кадастрового учета, отсутствуют. Вследствие снятия земельного участка с кадастрового учета нарушается принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Отмена администрацией распоряжения от 09.01.2017 N 1-р не является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, ранее поставленного на учет в соответствии с требованиями закона. Администрация не обжаловала решение регистрирующего органа о постановке земельного участка на кадастровый учет. При постановке данного участка на кадастровый учет основания для отказа в осуществлении такого учета отсутствовали.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 09.01.2017 N 1-р на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1965. Право муниципальной собственности на данный земельный участок не зарегистрировано.
Во исполнение протеста заместителя прокурора города Сочи от 26.06.2017 N 07.03-2017/104-5865 распоряжением от 28.06.2017 N 206-р признано утратившим силу распоряжение от 09.01.2017 N 1-р.
Администрация (в лице департамента имущественных отношений) обратилась в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965.
Уведомлением от 14.10.2019 N 23/19-228756 управление Росреестра приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании пункта 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Решением от 15.01.2020 N 23/20-6058 регистрирующий орган на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказал в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, указав, что он имеет статус "учтенный" и не является преобразуемым, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 72 Закона N 218-ФЗ. Исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке не представляется возможным. Заявителю необходимо представить документы, подтверждающие снятие земельного участка с кадастрового учета.
Ссылаясь на незаконность решения управления Росреестра об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, администрация оспорила его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Действия регистрирующего органа могут быть оспорены заинтересованным лицом в порядке главы 24 Кодекса.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
В пунктах 21, 24 и 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор от 30.11.2016), разъяснено следующее. Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. При постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено, сведения о таком земельном участке также носят временный характер. В случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии такого участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки и др.).
Исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельных участков содержится в Законе N 218-ФЗ. Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823). Соответствующая правовая позиция включена в пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие обстоятельства. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203018:1965 поставлен на кадастровый учет незаконно. В этой связи на основании протеста заместителя прокурора города Сочи от 26.06.2017 N 07.03-2017/104-5865 распоряжение от 09.01.2017 N 1-р признано утратившим силу в соответствии с распоряжением от 28.06.2017 N 206-р. В сложившейся ситуации восстановление нарушенного права администрации возможно только посредством снятия такого земельного участка с кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта. Установив, что решение управления Росреестра об отказе в снятии незаконно учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965 с кадастрового учета не соответствует закону, судебные инстанции удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы управления Росреестра об отсутствии оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, судом округа не принимаются. Закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом. При этом законодательство не исключает осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения. Законных оснований для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не имелось. Обстоятельства, препятствующие снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, судами при разрешении спора не установлены. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Позиция судебных инстанций о возможности удовлетворения требования о снятии земельного участка с кадастрового учета соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2017 по делу N А76-24361/2016, постановление Западно-Сибирского округа от 30.11.2020 по делу N А46-19747/209, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2021 по делу N А32-16685/2020). Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Заявитель (орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А32-16681/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы управления Росреестра об отсутствии оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, судом округа не принимаются. Закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом. При этом законодательство не исключает осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения. Законных оснований для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не имелось. Обстоятельства, препятствующие снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203018:1965, судами при разрешении спора не установлены. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Позиция судебных инстанций о возможности удовлетворения требования о снятии земельного участка с кадастрового учета соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2017 по делу N А76-24361/2016, постановление Западно-Сибирского округа от 30.11.2020 по делу N А46-19747/209, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2021 по делу N А32-16685/2020). Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф08-8195/21 по делу N А32-16681/2020