г. Краснодар |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А53-32313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" (ИНН 6155064992, ОГРН 1126182005454), заинтересованного лица - территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А53-32313/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - фонд) о признании недействительными акта от 31.07.2020 по результатам комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2018 по 30.06.2020 и требования от 11.08.2020 N 44 об устранении нарушений законодательства в сфере обязательного медицинского страхования.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом проведена плановая комплексная проверка использования обществом средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.07.2018 по 30.06.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования обществом допущено нецелевое использование средств ОМС на расходы по предпринимательской деятельности в размере 1 864 527 рублей, исполнительный директор общества Зенищева Д.С., осуществляющая контроль за деятельностью медицинской организации, не имеет медицинского образования и сертификата специалиста. Кроме того, фондом установлены расхождения данных, указанных в форме 14-ф ОМС "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями" за 2019 год, с данными бухгалтерского учета. В ходе проведения проверки также установлено, что согласно бухгалтерскому учету в 2019 году и в 1 полугодии 2020 года кассовые и фактические расходы по ОМС в части медикаментов и накладных затрат производились от общих сумм, указанных на счетах-фактурах, актах приема-передачи от 50% -100%.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления фондом акта от 31.07.2020, согласно которому обществу предписано принять меры по восстановлению средств, использованных не по целевому назначению на общую сумму 1 864 527 рублей, и начисленных штрафных санкций в размере 10% - 186 452 рублей в бюджет фонда.
В адрес общества фондом выставлено требование об устранении нарушений законодательства в сфере ОМС и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере ОМС (в том числе нецелевого использования средств ОМС) от 11.08.2020 N 44.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу о том, что обществом, в том числе, допущено нецелевое использование средств ОМС в размере 1 864 527 рублей, выразившееся в совершении операций по расходованию целевых средств на расходы, не предусмотренные Территориальной программой ОМС и структурой тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС, поскольку нарушен принцип пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования.
Вместе с тем из содержания обжалуемых судебных актов не представляется возможным установить, в чем конкретно выражается вмененное фондом обществу нарушение пропорционального распределения расходов.
Мотивировочные части как решения суда первой инстанции, так и постановления суда апелляционной инстанции фактически только воспроизводят математические расчеты сумм, изложенные фондом в акте проверки от 31.07.2020.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу обществом заявлялся довод о том, что распределение расходов должно производиться по кассовому методу, в то время как фондом взяты сведения из налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2019 год и расчет произведен по методу начисления.
Указанные фактические обстоятельства судебными инстанциями не исследовались.
Доводы общества в этой части на предмет их соответствия либо несоответствия действительности судебными инстанциями не проверялись.
Исходя из этого фактические обстоятельства дела установлены судами не в полном объеме. Всем заявленным сторонами доводам, имеющим правовое значение, оценка не дана.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как следует из материалов дела, в апелляционной жалобе обществом заявлялись доводы лишь по эпизоду пропорционального распределения расходов.
Несмотря на обжалование обществом решения суда первой инстанции только в указанной части, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции и по иным эпизодам проведенной проверки.
В этой связи с учетом несоответствия между доводами апелляционной жалобы и выводами постановления суда апелляционной инстанции, при новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит установить, какие конкретно эпизоды обжалуются обществом в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как постановление апелляционной инстанции принято по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде апелляционной инстанции либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А53-32313/2020 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2021 г. N Ф08-9023/21 по делу N А53-32313/2020
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1822/2022
28.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17868/2021
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9023/2021
31.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5829/2021
01.03.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32313/20