г. Краснодар |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А53-32313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Герасименко А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щербаха К.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028) - Жуковой Т.Н. (доверенность от 21.06.2021), Павлюковой О.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" (ИНН 6155064992, ОГРН 1126182005454), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А53-32313/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - фонд) о признании недействительными акта от 31.07.2020 по результатам комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2018 по 30.06.2020 и требования от 11.08.2020 N 44 об устранении нарушений законодательства в сфере обязательного медицинского страхования.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 13.09.2021 постановление суда апелляционной инстанции от 31.05.2021 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2021 решение суда первой инстанции от 01.03.2021 оставлено без изменения в обжалуемой части.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом проведена плановая комплексная проверка использования обществом средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.07.2018 по 30.06.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования обществом допущено нецелевое использование средств ОМС на расходы по предпринимательской деятельности в размере 1 864 527 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления фондом акта от 31.07.2020, согласно которому обществу предписано принять меры по восстановлению средств, использованных не по целевому назначению на общую сумму 1 864 527 рублей, и начисленных штрафных санкций в размере 10% - 186 452 рублей в бюджет фонда.
В адрес общества фондом выставлено требование об устранении нарушений законодательства в сфере ОМС и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере ОМС (в том числе нецелевого использования средств ОМС) от 11.08.2020 N 44.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
При вынесении судебных актов суды установили, что обществом допущено нецелевое использование средств ОМС в размере 1 864 527 рублей, поскольку нарушен принцип пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования.
Фактически заявитель осуществляет один вид деятельности (оказание медицинской деятельности), имеет несколько источников финансирования (средства ОМС, доходы от платной деятельности) и должен установить локальным нормативным актом (учетной политикой) порядок распределения затрат по источникам их финансирования (финансового обеспечения).
Приказом от 09.01.2019 N 09/01/2019 обществом внесены изменения в положение "О принципах целевого использования и ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках системы ОМС" и установлено, что распределение средств производится пропорционально объему оказываемых медицинских услуг от количества проведенных исследований по ОМС к общему объему всех проведенных медицинских исследований за текущий год.
Суды установили, что в ходе проведения проверки обществом представлены несколько утвержденных руководителем (бухгалтером) отчетов с различными значениями количества проведенных исследований за 2019 год.
Таким образом, поскольку фактически заявителем в ходе проверки представлены недостоверные сведения о количестве проведенных исследований в рамках ОМС, то фондом в целях определения процентного соотношения между затратами по ОМС и приносящей доход деятельности, произведен самостоятельный расчет указанных показателей с учетом сведений налоговой декларации и соответствующей первичной документации.
На основании произведенного расчета фонд пришел к обоснованному выводу о нарушении обществом принципа пропорционального распределения общехозяйственных расходов в зависимости от доли источника финансирования и завышении обществом отнесения средств на источник ОМС в размере 1 886 126 рублей 62 копеек.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в обжалуемой части.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А53-32313/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф08-1822/22 по делу N А53-32313/2020
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1822/2022
28.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17868/2021
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9023/2021
31.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5829/2021
01.03.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32313/20